Джеймс Энсор — изучите жизнь и творчество художника-экспрессиониста

Джеймс Энсор

Несмотря на то, что бельгийский художник Джеймс Энсор получил образование в области изобразительного искусства, он быстро отказался от него в пользу инновационного стиля экспрессионизма, который представлял его собственный взгляд на современную жизнь. Образы картин Джеймса Энсора постоянно пессимистичны и насмешливы, демонстрируя почти чудовищный тип реализма, призванный документировать давление, лежащее в основе современных социальных нравов его периода, а скорее всего, и всех времен. В этой статье мы рассмотрим биографию Джеймса Энсора, а также печально известные примеры рисунков и картин Джеймса Энсора.

Оглавление

Биография Джеймса Энсора

Национальность Фламандия
Дата рождения 13 апреля 1860 года
Дата смерти 19 ноября 1949 года
Место рождения Остенде, Бельгия

Он был особенно заинтригован знаменитой карнавальной культурой, сложившейся вокруг ежегодного празднования Марди Гра по всей Бельгии, на что, скорее всего, повлияло то, что магазин его семьи в Остенде был крупным торговцем праздничной атрибутикой.

Джеймс Энсор создал революционный стиль живописи, который наилучшим образом соответствовал его конкретной программе.

Он начал создавать объем с помощью цветовых пятен по всей внешней стороне холста, отказавшись от использования иллюзионизма и одноточечной точки зрения для организации отображаемого впечатления. В результате визуальные образы больше не уменьшались, а скорее расширялись, чтобы получить доступ к пространству зрителя. Фигуры на картинах Джеймса Энсора привлекают внимание, несмотря на то, что они заполнены до отказа и лишены пространства для дыхания.

Детство

Родители бельгийского художника, Джеймс Фредерик Энсор и Мария Катерина Хагеман, владели сувенирным магазином в Остенде, пытаясь продавать карнавальные безделушки и прибрежные украшения. Энсор вдохновлялся изобретательными узорами и артефактами этого магазина на протяжении всей своей творческой карьеры. Он вырос в семье, где царила атмосфера радости и покладистости.

Он учился в колледже Нотр-Дам, но не проявлял особого интереса к образованию. Ему было трудно в организованной учебной среде, и он бросил учебу через два года.

Джеймс Энсор Биография

Автопортрет художника Джеймса Энсора под названием «Энсор за мольбертом» (ок. 1890 г.). Находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена в Бельгии; James Ensor, CC0, via Wikimedia Commons

Раннее обучение

Энсор начал рисовать в возрасте 13 лет и учился у двух акварелистов из Остенде, Ван Кюйка и Дюбара. «Ван Кюйк и Дюбар, оба соленые и маслянистые, профессорски познакомили меня с удручающими банальностями своего унылого, мертворожденного и упрямого ремесла», — вспоминал он. В возрасте 17 лет он зарегистрировался в Брюссельской академии изящных искусств и начал работать под руководством Александра Робера, Джозефа Сталлаэрта и Джефа ван Севердонка.

Энсор отвергал формальное преподавание Академии и придумывал новые способы оживить обязательное изучение античности.

По его словам: «Как только я приехал, на границе возникла большая проблема. Мне дали задание нарисовать Октавия, самого могущественного из цезарей, с белого гипсового бюста. Снежный гипс привел меня в ужас. Я воссоздал его с помощью ярко-розовой куриной кожи, перекрасив локоны и вызвав немалый переполох среди некоторых учеников».

Джеймс Энсор Рисунок

Картина Джеймса Энсора «Пожиратель устриц» (1882), находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена в Бельгии; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на то, что он вызвал споры, ему разрешили продолжить обучение в Академии и позволили делать наброски с живых моделей. Он покинул Академию через три года, назвав ее «организацией недальновидных».

Во время учебы в Академии Энсор познакомился со многими другими либеральными творцами, такими как Тео ван Риссельберге, Фернан Хнопф, Гийом Ван Стридонк и Тео Ханнон. Они сформировали бельгийскую группу Les Vingt из художников, креативщиков и скульпторов и были готовы взять на себя ответственность за издание двух художественных журналов. Энсор показал шесть работ на первой выставке Les Vingt в 1884 году.

Критики были возмущены его картинами, и среди негативных комментариев были такие: «Разве это живопись? Вовсе нет! Это грязь!». Его работы также называли «поистине отвратительным студийным мусором» и «гнусным идиотизмом».

Ранние работы Джеймса Энсора

Крыши Остенде (1884) Джеймса Энсора, находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена в Бельгии; Джеймс Энсор, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Несмотря на негативные отзывы, Энсор начал писать картины в постоянном темпе. Ранняя карьера Энсора, длившаяся около пяти лет, называется его «мрачным периодом» и классифицируется как реализм. Среди предметов, на которых акцентировалось внимание, были проекты среднего класса, автопортреты и натюрморты, украшенные слоями густой краски теплых тонов.

Несмотря на темные интерьеры, заметно увлечение художника светом, сродни импрессионистам. Эта составляющая его творчества была сочтена в Бельгии слишком новаторской, и в результате его работы остались непроданными.

Зрелый период

На протяжении всей своей «мрачной фазы» Энсор создал «Скандальные маски» (1883), которые также стали кульминацией «светлого периода» художника. Этот следующий этап, длившийся около 15 лет, отличался изображением головных уборов и других карнавальных реликвий. Его работы постепенно становились слишком либеральными для Les Vingt, и его заявки в группу были отклонены. Ахилл Шенайе, скульптор, даже потребовал его официального исключения из группы. Это было вынесено на референдум, и в то время как Энсор смог остаться членом группы, Шенайе решил выйти из ее состава.

Оказавшись изгоем в одной из самых авангардных групп того периода, Энсор продолжал выставляться вместе с ними, пока они не прекратили свою деятельность в 1893 году. Необычное поведение Энсора сделало его объектом насмешек в Остенде.

Из-за слухов от него отказались мать и тетя. Вследствие неудачной художественной карьеры и отсутствия энтузиазма со стороны сверстников, он впал в депрессию и переехал в Брюссель, где нашел убежище в семье Эрнеста Руссо.

  Пит Мондриан - жизнь и творчество знаменитого художника цветовых блоков

Бельгийский живописец

Скандальная маска (1883) Джеймса Энсора, находится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В доме Руссо Энсор познакомился с Эженом Демольдером, который стал одним из его самых горячих сторонников, а также с другими учеными, художниками и свободомыслящими жителями района. Анархические и атеистические взгляды этой группы стали основным источником мотивации для художника.

Энсор проявлял свой странный характер, играя роль шутника в доме Руссо, часто разыгрывая друзей и даже незнакомых людей. Иногда он даже плагиатил творения крупных мастеров, которые анализировал.

Поздние работы Джеймса Энсора

Натюрморт с капустой (1921) Джеймса Энсора, находится в музее Крёллер-Мюллер в Нидерландах; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Энсор время от времени ездил в Остенде к своей девушке, Августе Бугаертс, которую он прозвал «Сирена». Она была младше его на 10 лет, обладала прекрасным характером и работала продавщицей в сувенирном магазине его семьи. Несмотря на то, что его родители не одобряли их отношения и что им так и не суждено было связать себя узами брака, их любовь продлилась до конца его жизни.

Брюссельские друзья Энсора аплодировали его работам и писали о них восторженные рецензии в местных изданиях, таких как la Plume. Считается, что их резкая критика способствовала его успеху как художника. В то время как его известность росла, а талант становился все более известным, его творческое мышление начало ослабевать.

Отсутствие отца, вновь обретенный успех и/или недостаток стимулов и вдохновения, которые он ранее получал в доме Руссо, — все это способствовало тому, что художник утратил интерес к жизни.

Поздние годы и смерть

Последний этап творчества Энсора, названный «кристаллической фазой», длился 50 лет и начался в начале 20 века. Яркие оттенки, едва покрывающие поверхность, нерешительные линии и отсутствие внутренней структуры характеризуют эти работы. Хотя некоторые из них считались изобретательными и мастерскими, большинство произведений искусства и сюжетов были переосмыслены из предыдущих работ.

Он продолжал еще больше отдаляться от публики. Хотя картины Джеймса Энсора стоили дороже, чем у любого другого ныне живущего бельгийского художника, его производство сократилось.

Работы бельгийского художника

Интрига» (1890) Джеймса Энсора, находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена в Бельгии; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Августа заставляла его продолжать работать, следить за своими произведениями искусства, создавать запасы его творчества и курировать их продажу. Он не привык, чтобы за его работой следил такой авторитетный человек, и, по слухам, «однажды она ушла, а Энсор оставил на столе записку: «Не берите ничего из этого, я все пересчитала». Когда он вернулся, она написала: «Не считайте ничего; я решила взять все».

Уход Энсора из жизни в 1949 году вызвал большой переполох в бельгийском сообществе. Члены кабинета министров, военачальники, судебные чиновники, церковные деятели и художники были среди тех, кто пришел выразить свою любовь и уважение. Он был похоронен на кладбище Нотр-Дам де Дюн в Мариакерке.

Наследие Джеймса Энсора

Энсор привлек к себе большое внимание еще при жизни благодаря сочетанию технологических инноваций и социальной критики. Его исследования, независимость от традиций и сознательный разрыв с реальностью ставят его в один ряд с другими.

Аспекты его творчества повлияли на развитие ряда значительных художественных течений, включая фовизм, символизм, экспрессионизм, сюрреализм и дадаизм.

Знаменитые картины Джеймса Энсора

Смерть и маски (1897) Джеймс Энсор; Джеймс Энсор , Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Например, его стремление высмеять цивилизацию, в которой он жил, повлияло на творчество многих художников, таких как Мунк, Дерен и Пикассо, а использование смелого, вызывающего цвета, который прилипает к поверхности холста и отказывается исчезать традиционным способом, повлияло на творчество Боннара, Матисса и немецких экспрессионистов.

Рисунки и картины Джеймса Энсора

Карнавальная тема заинтересовала художника, и он увидел в ней прекрасный способ отобразить слабости общества. Он закрывал свои фигуры масками и давал им лица, отражающие их внутреннее «я», а не анатомическое. Таким образом, он смог проникнуть под «истинное лицо» общества и обнажить его. Его разоблачительное исследование общества в конечном итоге привело к тому, что многие, включая местных художников-авангардистов, отвергли его.

Социальные комментарии бельгийского художника, которые вначале были тонкими, в конце концов стали безумно циничными.

Это может проявляться как во включении шуточного элемента в иллюстрацию, так и в полномасштабной атаке на священный сюжет, например, Вход Христа в Иерусалим. Несомненно, в неистовой критике художника виновато его постоянное чувство отверженности, но конечным результатом было просто еще большее отчуждение.

  Оттенки тила - как создать свою собственную уникальную палитру тиловых цветов

Портрет художника в цветущей шляпе (1883)

Дата завершения 1883
Средство Масло на холсте
Размеры 76 см x 61 см
Текущее местонахождение Музей Энсора, Остенде, Бельгия

Энсор изображен с видом в три четверти, непосредственно обращенным к взгляду зрителя. Его использование свободных, пушистых мазков и смешение цветных участков на холсте для создания ощущения объема, а также акцент на попытке различить свет для обозначения глубины, служат примером современной импрессионистам работы над портретами, которая началась в Бельгии и Голландии в 1870-х годах.

Энсор, как и многие другие художники до него, черпал мотивацию в традициях великих мастеров. Эта картина напоминает «Автопортрет в шляпе» Питера Пауля Рубенса (1624).

Джеймс Энсор Автопортрет

Автопортрет в шляпе с цветами (1883) Джеймса Энсора, находится в Mu.ZEE в Остенде, Бельгия; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на сходство, эти два изображения совершенно разные, и очевидно, что Энсор насмехается над наследием старого мастера, которому он, предположительно, подражает. На нем обычный бельгийский костюм с пастельными цветами и перьями, который надевали женщины во время карнавала в середине поста. И хотя его прическа на лице кажется похожей на прическу Рубенса, он нетрадиционным образом вставляет в усы волоски, похожие на голубое пламя.

Несмотря на то, что обе изображенные фигуры имеют напряженный вид, что говорит об их душевном состоянии, разочарованное выражение рта Энсора смягчается весельем шляпы.

Легкомысленные мотивы в этой картине отражают трансформацию творчества Энсора от «мрачной фазы» к «светлой фазе», или от реализма к некой форме фантастической реальности. Она знаменует собой начало его исследований игривых тем и альтернативных интерпретаций.

Вход Христа в Брюссель (1889)

Дата завершения 1889
Средство Масло на холсте
Размеры 252 см x 430 см
Текущее местонахождение Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

На этой картине, без сомнения, самой известной у Энсора, изображена карнавальная толпа, обступившая Христа на осле. Хотя тема картины традиционна, ее внешний вид не похож ни на что другое. Довольно формальная манера, в которой он изобразил эту безумную сцену, затрудняет понимание того, что изображено. Здесь присутствует смутное ощущение перспективы исчезающей точки.

Ужасные лица, изображенные как будто в масках, задерживаются перед зрителем в центре кадра, но по мере того, как они удаляются на задний план, начиная сходиться в букву «V», они размазываются в цветовые точки.

Однако более современный метод создания объема смягчает эту проблему. Чтобы сделать картину более требовательной и мощной, Энсор выпрямляет фигуры по всей подложке композиции, пытаясь отрицать выстроенную им перспективу. Возникает даже ощущение, что толпа наклоняется вперед, готовая в любой момент нахлынуть и захлестнуть зрителей. Объем толпы подразумевается контрастами немодулированных бусин чистого, ненасыщенного оттенка. Фигуры в зале представлены в разных ракурсах, их формы и узоры разобраны.

Картины Джеймса Энсора

Вход Христа в Брюссель (1889) Джеймса Энсора, находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, США; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эта почти примитивная, чрезмерно упрощенная техника напоминает технику Гогена. «Мои цвета очищены, жизненны и интимны», — объяснял Энсор. Бельгийский король Леопольд II превратил Брюссель в современный мегаполис с королевскими достопримечательностями, элегантными фасадами и широкими новаторскими бульварами, следуя модели Хаусмана в Париже, но к концу 1880-х годов ситуация в стране стала напоминать печально известную Парижскую коммуну. Страна страдала от политического и экономического угнетения, которое Энсор изобразил, превратив Брюссель в океан хаоса и разрушений.

Вместо того чтобы предстать перед иерусалимской аудиторией, Христос Энсора сталкивается с бельгийской аудиторией. Изображенные люди представляют собой смесь правящего класса, духовенства и армии — другими словами, правящего класса.

Люди изображены в масках, чтобы подчеркнуть их ничтожество в обстановке, напоминающей карнавал, и все это в то время, когда предположительно изображено религиозное, значительное событие. Интерес художника к тому, чтобы дать тем, кто ущемлен обществом, право голоса, позволить им выступить против людей, занимающих властные позиции, виден как в силе, так и в суровости толпы.

Фотография Джеймса Энсора

Фотография Джеймса Энсора перед картиной «Вход Христа в Брюссель» (1889) в его доме в Остенде, сделанная Альбертом Лиларом в 1940-х годах; S. Fredericq, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Эта бурная сцена отвлекает внимание от фигуры Христа. Христос изображен с характерными чертами художника, который пытается выразить сострадание и понимание библейской фигуры и намеренно изображает себя мучеником. Энсор определил использование ужасающего реализма как очищение, и, несмотря на жесткую критику за изображение уродливой стороны общества через магическую пародию, он продолжал использовать его на протяжении всей своей карьеры.

Таким образом, его работы выражают авангардный инстинкт к социально-экономической, структурной и либидинальной революции и предвещают ряд современных движений, включая сюрреализм, фовизм и даже абстрактный экспрессионизм.

Бани в Остенде (1890)

Дата завершения 1890
Средство Черный карандаш, цветной карандаш и масло на панели
Размеры 37 см x 45 см
Текущее местонахождение Фонд «Вызовы», Париж, Франция
  Неопластицизм - существенный взгляд на искусство неопластицизма

Энсор создает здесь причудливую сцену, отдавая дань Остендскому морю, которое он обожает. К этому времени Остенде превратился в морской курорт с казино, набережной, пляжем и лечебными ваннами. Энсор изобразил это странное место отдыха с помощью цветных карандашей, цветных карандашей и масла. Он продолжает придавать изысканный вид, рисуя арабесковые линии, определяющие воду и людей, которые в конечном итоге переходят в океан характеристик, созданных на нескольких плоскостях, изображая прибрежный курорт как переполненное боковое шоу.

Энсор создает пространство, похожее на сон, рисуя свои фигуры на холсте без использования линейной перспективы и ограниченной палитры черного, синего и красного цветов.

Живопись экспрессионизма

Великий судья (1898) Джеймса Энсора, находится в частной коллекции; Джеймс Энсор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В целом, Энсор изобразил эту летнюю площадку для отдыха среднего класса в сатирическом свете. Туристы изображены им в виде карикатур. Хотя изображенная сцена кажется счастливой, когда посетители наслаждаются солнечным днем, она также показывает их без одежды, а некоторые из них изображены вверх ногами, с головами между ног, занимающимися вульгарными действиями. В результате при близком рассмотрении эта картина производит довольно карикатурный и, безусловно, тревожный эффект и идет вразрез с ожидаемым буржуазией общественным приличием.

Работы Энсора являются явной критикой социальной среды, в которой он жил, предвещая такие движения, как дадаизм.

Рекомендуемое чтение

Мы подробно рассмотрели биографию Джеймса Энсора, а также рисунки и картины Джеймса Энсора. Однако, возможно, вы захотите узнать больше о художнике Благине в свое время. Вот несколько книг, которые мы можем порекомендовать вам, чтобы узнать больше о картинах Джеймса Энсора.

Между улицей и зеркалом: Рисунки Джеймса Энсора (2001) Катрин де Зегер

Джеймс Энсор, бельгийский художник, отделился от импрессионизма в начале своей карьеры, отвергнув его прелесть в погоне за подлинным, сенсационным стилем. Энсор был талантливым спорщиком и сильным наблюдателем своего политического и социального окружения, сочетая элементы сатиры, пастиша, пародии и ужаса. Его работам придается большое значение за их изобретательные тематические области и методы, а также за хорошую социальную критику в их основе, охватывающую 19 век и не подходящую для одного конкретного движения или группы.

Между улицей и зеркалом: Рисунки Джеймса Энсора

  • Включает более ста пластин, большинство из которых цветные.
  • Издана для сопровождения первой крупной выставки рисунков Энсора
  • Помещает рисунки в контекст художественного и исторического развития

Джеймс Энсор (2006) Иоахим Хойзингер фон Вальдегг

Немногие художники конца 1800-х годов создали столь странные, ироничные, глубокие и полные инфернального потенциала работы, как бельгийский художник Джеймс Энсор. Сочетая влияние своих бельгийских предков, Босха и Брейгеля, с яркими, свободными мазками кисти, его работы бросали вызов нормам вкуса и техники. Изображения Энсора туристов, наводнивших его родной город Остенде во время отпуска, которых он безжалостно сатирически изображал в виде клоунов и скелетов или скрытых за ярко раскрашенными ярмарочными масками, были своеобразными символами существования.

Джеймс Энсор

  • Ключевые произведения каждого из периодов его творчества
  • Уделено внимание его поздним работам, долгое время остававшимся без внимания ученых
  • Включает восемьдесят шедевров на холсте и шестьдесят работ на бумаге

Джеймс Энсор был бельгийским художником и влиятельной фигурой, известной своими макабрическими и красочными изображениями морских пейзажей, масок и карнавалов. Через густые цветовые пятна и ужасающие карикатуры Энсор исследовал как автобиографические, так и культурные темы. Энсор решительно отказался от живописи после того, как в 1890-х годах продал все вещи в своей студии из-за личной дилеммы, но решил вернуться к ней лишь через несколько лет.

Часто задаваемые вопросы

Кто такой Джеймс Энсор?

Несмотря на формальное обучение изобразительному искусству, бельгийский художник Джеймс Энсор быстро отказался от него в пользу развития инновационного стиля экспрессионизма, который отражал его собственный взгляд на современную жизнь. Картины Джеймса Энсора постоянно пессимистичны и насмешливы, демонстрируя почти чудовищный тип реализма, призванный документировать давление, лежащее в основе современных социальных нравов его времени и, скорее всего, всех времен.

Какое искусство создал Джеймс Энсор?

Его особенно взволновал знаменитый карнавальный образ жизни, сосредоточенный на ежегодном праздновании Марди Гра по всей Бельгии, что, скорее всего, было вызвано тем, что магазин его семьи в Остенде был крупным торговцем праздничными сувенирами. Джеймс Энсор разработал революционный стиль живописи, который как нельзя лучше соответствовал его планам. Он начал создавать объем с помощью цветовых пятен по всему полотну, отвергая иллюзионизм и одноточечную точку зрения, чтобы упорядочить отображаемое впечатление.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий