Семейный портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже ле Брюн — анализ

Семейный портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже ле Брюн

Знаменитый семейный портрет Марии Антуанетты работы Элизабет Виже ле Брюн стал национальным достоянием Франции и символом материнства королевы Марии Антуанетты в то время, когда ее репутация была неустойчивой. В этой статье мы подробно рассмотрим эту французскую картину, которая в настоящее время хранится и экспонируется в Версальском дворце.

Оглавление

Аннотация художника: Кем была Элизабет Виже ле Брюн?

Элизабет Луиза Виже-ле-Брюн была французской художницей, известной в основном как автор портретов. Она активно работала в 18 веке. Она родилась 16 апреля 1755 года и умерла 30 марта 1842 года в Париже, Франция. Она начала заниматься искусством в раннем детстве по совету своего отца, Луи Виже, который также был художником.

Она была членом Академии Сен-Люк и стала известна как портретист королевы Марии Антуанетты.

Она была замужем за Жаном-Батистом-Пьером ле Брюном, который был торговцем произведениями искусства, и у них была дочь. Она и ее дочь бежали из Франции во время Французской революции и жили в Италии, Австрии и России, а затем вернулись во Францию через 10 лет.

Элизабет Виже ле Брюн

Автопортрет (ок. 1781-1782 гг.) Элизабет Виже ле Брюн; Элизабет Луиза Виже ле Брюн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мария Антуанетта и ее дети (1787 г.) Элизабет Виже ле Брюн в контексте

Художник Элизабет Луиза Виже ле Брюн
Дата написания 1787
Средство Масло на холсте
Жанр Портретная живопись (в полный рост)
Период / движение Рококо и неоклассицизм
Размеры 275 x 216,5 см
Серия / Версии Н/Д
Где находится? Версальский дворец
Сколько стоит Н/Д

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Во-первых, кем была Мария Антуанетта? Она родилась в Австрии в Вене и получила имя Мария Антония; ее отцом был Франциск I, эрцгерцог Австрии и негабсбургский император Священной Римской империи, до него он был герцогом Лотарингии и Бара, расположенных во Франции, и великим герцогом Тосканы, он был женат на Марии Терезии, титулованной как императрица Габсбургов, которая также была известна как значительно влиятельный правитель.

Мария Терезия выдала Марию Антуанетту замуж в 1770 году за француза Луи-Огюста XVI, известного как дофин Франции и наследник престола после Людовика XV.

Это был брак по доверенности, что означает, что один из брачующихся не присутствует, и кто-то заменяет его. В случае с Марией Антуанеттой, по имеющимся данным, она вышла замуж в Вене в Августинской церкви в апреле 1770 года и встретилась с Людовиком XVI в мае 1770 года. Ее мать организовала этот брак, чтобы закрепить отношения между французами и в конечном итоге добиться мира между странами. По прибытии Марии-Антуанетты во Францию состоялась публичная вторая свадьба в Версальском дворце.

Портрет Марии Антуанетты

Мария-Антуанетта с розой (1783), автор Элизабет Виже ле Брюн; Элизабет Луиза Виже ле Брюн, Public domain, via Wikimedia Commons

Во время своего правления в качестве дофины, а затем королевы Франции, Мария Антуанетта стала печально известной, ее репутация была омрачена ее образом жизни и любовью к экстравагантности и излишествам. По разным причинам ею не восхищались в обществе, а в 1785 году она была ложно обвинена в мошенничестве в отношении бриллиантового ожерелья, что стало известно как «дело о бриллиантовом ожерелье».

Хотя Мария Антуанетта не была замешана в скандале, ее репутация значительно пострадала, если не сказать была уничтожена. Это привело к попыткам восстановить ее, сосредоточившись на более позитивных и понятных качествах, таких как материнство. Именно тогда король Людовик XVI поручил Элизабет Виже ле Брюн нарисовать Марию Антуанетту со всеми ее детьми.

Однако, хотя Ле Брюн хотел изобразить королеву в благородном свете, картина была также описана как форма пропаганды, призванная придать королеве и, таким образом, королевской семье менее запятнанный общественный имидж.

С началом Французской революции королевская семья попыталась бежать из страны, но их попытки не увенчались успехом, и то, что произошло с Марией Антуанеттой и королем Людовиком XVI, стало концом их королевского правления; они оба были арестованы и признаны виновными в измене и заговоре. Король был приговорен к смерти и гильотинирован в январе 1793 года, а королева была предана суду Революционного трибунала и гильотинирована в октябре 1793 года.

  Искусство рококо - взгляд на роскошный и легкомысленный период рококо

Кем была Мария Антуанетта

Мария-Антуанетта в придворном платье (1778), Элизабет Виже ле Брюн; Музей истории искусств, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Ле Брюн становится французским придворным художником

Элизабет Виже ле Брюн уже была известна при французском королевском дворе, когда ей поручили написать семейный портрет Марии Антуанетты. Согласно научным источникам, Мария Антуанетта узнала о ле Брюн благодаря ее успешной репутации портретиста во Франции и поручила ей написать несколько своих портретов.

Важно отметить, что королева Мария-Антуанетта не заказывала Ле Брюну семейный портрет по собственному желанию.

Вместо этого он был заказан королевскими Bâtiments du Roi, что переводится как «Королевские здания», которые были частью общего Maison du Roi, что означает «Дом короля». В обязанности Королевских зданий входил надзор за различными строительными проектами и общественными работами, касающимися «королевских резиденций», что также включало их обслуживание. Он также контролировал различные виды искусства и их создание, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Кроме того, сюда входили фарфор и гобелены.

Виже ле Брюн

Автопортрет, исполняющий портрет Марии Антуанетты (1790), автор Элизабет Виже ле Брюн; Элизабет Луиза Виже ле Брюн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Стиль живописи Ле Брюна нравился королеве, и, по-видимому, было создано более 30 портретов Марии-Антуанетты, некоторые из которых изображали королеву одну, а некоторые — с членами ее семьи. В качестве примеров можно привести такие картины, как «Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, королева Франции» (1778), «Мария Антуанетта в платье-чемизе» (1783), «Мария Антуанетта с розой» (1783) и другие.

К тому времени, когда Ле Брюн писал Марию-Антуанетту и ее детей, она, несомненно, имела такой уровень знакомства с королевской семьей, какой был не у многих, и перед ней стояла задача изобразить королеву в новом свете, так сказать, используя различные формальные элементы для создания того, что называют шедевром французской живописи.

Экспонирование королевы

Когда дело дошло до выставки картины, которая состоялась в Парижском салоне в августе 1787 года, Ле Брюн не хотел выставлять ее на всеобщее обозрение, опасаясь, что она будет принята. Однако картина была выставлена и получила как положительную, так и отрицательную критику.

Французский салон живописи

Выставка в Салоне 1787 года, офорт Пьетро Антонио Мартини (1738-1797), Париж, Национальная библиотека. Опубликовано в книге «Aux Armes et aux Arts», Adam Biro, 1988. Картина Элизабет Виже ле Брюн, изображающая Марию Антуанетту, находится в центре задней стены; Пьетро Антонио Мартини (1738-1797), Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Некоторые критические замечания по поводу картины касались внешнего вида королевы, некоторые источники цитируют отзывы, в которых говорится: «жалуются, что королева не имеет намерений в своей внешности». По сообщениям, другие также выражали любопытство по поводу пустой колыбели на картине.

Ле Брюн также рассказала в своих мемуарах, как она волновалась, отправляя картину на выставку, и когда она это сделала, она так «боялась» отзывов публики, что «заболела от испуга», но она заявила, что ее брат и несколько друзей заверили ее, что картина была «встречена всеобщим одобрением».

Символизм: Мария Антуанетта — это нечто большее

В картине «Мария-Антуанетта» есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд, и, как сообщается, она имеет значительный символизм. Например, ле Брюн получил совет от французского художника-неоклассика Жака-Луи Давида по поводу расположения композиции.

Мария Антуанетта и ее дети изображены в соответствии с религиозным и историческим стилем живописи, в котором использовался треугольный/пирамидальный план, в частности, при изображении «Святого семейства» в эпоху Возрождения, вспомните картины Девы Марии и Иисуса Христа, например, «Богородица в скалах» Леонардо да Винчи (ок. 1483-1486).

Виже ле Брюн Вдохновение

Дева со скал (ок. 1483-1486) Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи и мастерская, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако чаще упоминают художника Рафаэля и его картину под названием «Мадонна на лугу» (Мадонна дель Прато) (1506). На этой картине изображена Дева Мария с двумя младенцами — Иисусом Христом справа от нас и Иоанном Крестителем слева от нас. Мы видим, как Дева Мария смотрит на Иоанна Крестителя, в то время как он смотрит на фигуру Иисуса. Благодаря направлению взглядов трех фигур, между ними создается пирамидальный формат.

Несомненно, изображение Марии Антуанетты в подобном формате поместило бы или попыталось бы поместить ее в рамки невинности и чистоты, как материнскую фигуру, а не кого-то, кто был вовлечен в мошенничество или полностью поглощен богатством.

На эту мысль намекает и шкаф для драгоценностей, иначе называемый «шкафом для драгоценностей», слева от Марии Антуанетты (справа от нас), который намекает на древнеримскую историю о Корнелии и двух ее сыновьях, известных как братья Гракхи, а именно Тиберий и Гай Гракхи.

  Автопортрет Рембрандта - Лучшие автопортретные картины Рембрандта

Деталь французской картины

Крупный план шкафа с драгоценностями на картине Элизабет Виже ле Брюн, изображающей Марию Антуанетту и ее семью; Элизабет Луиза Виже ле Брюн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Корнелия приняла в своем доме гостя, который предложил ей драгоценности, ее также попросили показать свои драгоценности, и она указала на двух своих сыновей, которые были ее драгоценностями. Мы видим подобную идею на картине Марии-Антуанетты: французская королева сосредоточена на своих детях, а шкаф с драгоценностями находится в тени, ему вообще не уделяется никакого внимания.

Кроме того, королева не носит на себе никаких роскошных украшений, создавая впечатление, что ее дети более важны или являются ее драгоценностями.

Платье Марии Антуанетты — это еще одна ссылка на королеву Марию Лещинскую, которая была женой короля Людовика XV и была известна своей филантропией. С нее также было написано множество портретов, например, «Портрет Марии Лещинской» (1748) француза Жана-Марша Натье, на котором королева изображена в красном платье, таком же красном, как платье, которое носила королева Мария Антуанетта, более того, само платье тоже похоже.

Что случилось с Марией Антуанеттой

Портрет Марии Лещинской (1748) Жан-Марка Натье ; Жан-Марк Натье, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы более подробно рассмотрим семейный портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже Лебрюн, обратив внимание на сюжет и различные формальные элементы, которые придали этой французской картине красоту, помимо политических и социальных подтекстов, которые ее окружали.

Знаменитая картина Марии Антуанетты

Мария Антуанетта и ее дети (1787), автор Элизабет Виже Ле Брюн; Элизабет Луиза Виже Ле Брюн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тематика

Если мы посмотрим на семейный портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже ле Брюн, то увидим, что Мария-Антуанетта является центральной фигурой. Она одета в красное бархатное платье и парик и сидит в окружении трех своих детей.

На коленях у нее сидит младший сын Людовик XVII, который смотрит налево, справа от нее (слева от нас), держась за правую руку Марии Антуанетты, стоит ее дочь Мария-Тереза; она с любовью смотрит на мать, положив голову на правую руку матери.

Мария Антуанетта крупным планом

Крупный план Марии-Антуанетты и ее детей (1787), автор Элизабет Виже ле Брюн; Élisabeth Louise Vigée Le Brun, Public domain, via Wikimedia Commons

Старший сын Луи-Жозеф стоит немного в стороне от остальных; он находится слева от королевы (справа от нас) и держится за кусок ткани, покрывающий колыбель, частично открывая ее, чтобы показать, что она пуста. Он смотрит прямо на нас, зрителей. Колыбель находится рядом с королевой Марией Антуанеттой, слева от нее (справа от нас), и это ссылка на ее дочь Софи-Беатрис, которая умерла от туберкулеза в возрасте менее года в 1787 году, в том же году, когда был написан этот портрет Марии Антуанетты.

Далее справа от нас, рядом с колыбелью, находится ювелирный шкаф, который стоит больше в тени композиции, напоминая о символической истории римской матери Корнелии, упомянутой ранее в статье.

Мария Антуанетта Деталь картины

Деталь шкафа с драгоценностями в картине «Мария Антуанетта и ее дети» (1787) Элизабет Виже ле Брюн; Элизабет Луиза Виже ле Брюн, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Слева от нас в композиции, за Марией Антуанеттой, находится большой проем, который ведет в другую комнату или то, что кажется коридором. По имеющимся данным, это знаменитый Зеркальный зал, который называют данью уважения королю Людовику XIV.

Зеркальный зал широко известен и описывается как «самая знаменитая комната» в Версальском дворце. В нем изображены завоевания короля Людовика XIV, и он также использовался для проведения различных торжеств.

Мария Антуанетта Деталь портрета

Зеркальный зал можно увидеть крупным планом на картине «Мария Антуанетта и ее дети» (1787) работы Элизабет Виже ле Брюн; Élisabeth Louise Vigée Le Brun, Public domain, via Wikimedia Commons.

  Искусство реализма - история реализма и художественного движения реализма

На протяжении всей композиции мы видим различные архитектурные элементы, пышные одежды, драпировки, подушку под ногами королевы и ковер с арабесковым узором на переднем плане. Материал варьируется от бархата, заметного на одежде королевских особ, до кружев и шелка.

Цвет

Виже ле Брюн использовал мягкое применение цветов в картине «Мария Антуанетта» с насыщенными теплыми цветами, такими как красный от красных платьев королевы и Марии-Терезы, оранжевый от наряда Луи-Жозефа и некоторые розовые цвета, заметные на ковре.

Мы также заметим более холодные цвета, такие как зеленый и голубой.

Цвет в знаменитой картине Марии Антуанетты

Использование цвета в картине «Мария Антуанетта и ее дети» (1787), автор Элизабет Виже ле Брюн; Élisabeth Louise Vigée Le Brun, Public domain, via Wikimedia Commons

Это можно увидеть в голубой ленте вокруг платья Марии-Терезы, зеленом оттенке от крышки колыбели, голубом вокруг Луи-Жозефа, зеленом от подушки под ногами королевы, а также в голубом на ковре и светло-голубом на заднем плане вдоль стены в Зеркальном зале. То тут, то там встречаются белые цвета, например, белый наряд Людовика XVII, белые перья на головном уборе Марии Антуанетты, а также белый цвет кружев на нарядах фигур.

Коричневые и бежевые оттенки ковра и мебели также создают успокаивающие тона.

Свет

На картине «Мария Антуанетта» присутствует распределение светлого и темного, есть неизвестный источник света, исходящий слева на заднем плане, возможно, из Зеркального зала, который освещает фигуры на переднем плане. Мы заметим, как свет движется от заднего плана к переднему, над ковром.

Этот свет также отбрасывает характерные тени в остальной части комнаты, особенно заметна граница между светом и тенью в левом нижнем углу над ковром и затененная область шкафа для драгоценностей справа от нас.

Использование света в картине Марии Антуанетты

Использование света и тени можно увидеть на этой детали картины «Мария Антуанетта и ее дети» (1787) Элизабет Виже ле Брюн; Élisabeth Louise Vigée Le Brun, Public domain, via Wikimedia Commons.

Подходит для королевы

Хотя события Французской революции положили конец королевскому правлению, а репутация королевы Марии Антуанетты, казалось бы, опередила ее и привела к гибели, тем не менее, она была предметом многочисленных французских картин, одетая в декаданс и великолепие, и художественный стиль Ле Брюн способствовал этому.

Королева благоволила к ней как к портретисту, и, по слухам, королевская семья оказала ей поддержку в принятии в члены Королевской академии живописи и скульптуры, однако из-за событий Французской революции Ле Брюн бежала из Франции вместе со своей дочерью и гувернанткой.

Ле Брюн отсутствовала во Франции более 10 лет, путешествовала и работала в Италии, Австрии, России и Германии; она продолжала писать портреты других королевских особ и вернулась во Францию в 1802 году. Ее мастерство как французского художника проложило путь для ее артистической карьеры, и хотя она сама не принадлежала к королевской семье, она действительно была достойна королевы.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал знаменитый семейный портрет Марии-Антуанетты?

Французская художница Элизабет Луиза Виже ле Брюн написала знаменитый портрет Марии-Антуанетты с королевой и тремя ее детьми. Он был написан в 1787 году и назван «Мария Антуанетта и ее дети», но также упоминается как «Мария Антуанетта Лотарингско-Габсбургская, королева Франции, и ее дети».

Кем была Мария Антуанетта?

Мария Антуанетта была дофиной и королевой Франции. Первоначально она носила имя Мария Антония и родилась в Вене, Австрия. Она была замужем по доверенности за французом Людовиком XIV, который стал королем Франции, оба были известны как последний король и королева Франции в 18 веке.

Что случилось с Марией Антуанеттой?

Мария Антуанетта была арестована во время Французской революции и предана суду Революционного трибунала в октябре 1793 года. После того, как ее признали виновной в различных преступлениях, таких как государственная измена, в том же месяце она была приговорена к смерти на гильотине.

Где находится семейный портрет Марии-Антуанетты работы Элизабет Виже ле Брюн?

Семейный портрет «Мария-Антуанетта и ее дети» (1787) хранится в коллекции Версальского дворца во Франции.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий