Художники-сюрреалисты — взгляд на самых известных художников-сюрреалистов

Художники-сюрреалисты

Сюрреализм зародился в конце 1910-х годов во время начала Первой мировой войны. Ужасы войны произвели глубокое впечатление на общество, и художники пытались передать смятение и тревогу в своих произведениях. Первоначально сюрреализм рассматривался только как литературное направление, но в 1924 году он стал известен как направление преимущественно визуального искусства.

Оглавление

Краткая история движения сюрреализма

В период сюрреализма были созданы одни из самых выдающихся и широко известных картин 20 века, а художники, о которых идет речь, стали заметными пионерами в истории искусства. Изначально сюрреалистическое движение начиналось как литературное, но после того, как французский писатель Андре Бретон в 1924 году написал свой основополагающий «Манифест сюрреализма», оно стало включать и изобразительное искусство.

Сюрреализм развился из предшествующего ему движения дада, которое существовало как антихудожественное движение, намеренно создававшее произведения искусства, бросающие вызов разуму. Благодаря этому прогрессивному движению эксперименты с авангардом стали обычным явлением в художественном обществе. Художники-сюрреалисты с большим энтузиазмом относились к потенциальному влиянию, которое их искусство могло оказать на демобилизацию могущественных сил в обществе, поскольку последствия Первой мировой войны глубоко ощущались в обществе.

Художники-сюрреалисты

La esfinge («Сфинкс», 1988) by Davegore; Davegore, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Основные характеристики сюрреализма

Основным принципом сюрреализма было стремление освободить бессознательное сознание как средство, с помощью которого можно исследовать скрытые аспекты воображения. Таким образом, художники могли предложить субъективную и более глубокую форму правды в своих картинах. Произведения искусства, созданные в этот период, пользовались неизменной популярностью, зрителей сразу же привлекали творческие и изобретательные качества, проявлявшиеся в картинах.

Сюрреализм в значительной степени руководствовался психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда. Художники стремились обратиться к своему бессознательному, чтобы раскрыть внутреннее творчество, воображение, желания и мечты. Психоанализ утверждал, что рациональный ум подавляет силу самовыражения, поэтому художники сюрреализма работали в обход логики и рациональности. Это было сделано в попытке создать произведения искусства, которые подчеркивали важность самовыражения через сны и бессознательное.

Сила сюрреализма в изобразительном искусстве позволила художникам высвободить силу своего подсознания, чтобы создать произведения искусства с абсурдными образами, которые были одновременно забавными и угрожающими. Это позволило художникам сюрреализма создавать в своих картинах такие противоречия, которые ранее не встречались в мире искусства. Революционность движения заключалась в том, что оно не ограничивалось каким-либо конкретным средством или стилем, а охватывало все дисциплины, способные проявить жуткую сторону реальности.

Популярные художники-сюрреалисты

Hi-Diddle the Cat’s the Fiddle (1943) Фрэнк Марсден Лондон; The Johnson Collection, Public domain, via Wikimedia Commons

Десять самых известных художников-сюрреалистов

Из-за длительного периода существования сюрреалистического движения существует множество достойных внимания художников. Однако если просмотреть список тех, кто создал произведения искусства, получившие широкую известность в рамках сюрреализма, то несколько художников заметно выделяются. Ниже мы приводим список десяти самых известных художников-сюрреалистов, которые помогли сформировать движение в том виде, в котором оно известно сегодня.

Пабло Пикассо (1881 — 1973)

В отличие от других художников, практиковавших исключительно в рамках сюрреалистического движения, испанский художник Пабло Пикассо был известен как кубист и сюрреалист. Пикассо был революционным экспериментатором и постоянно находился в поиске новых визуальных словарей для изображения сцен в различных стилях. В связи с этим его нельзя считать исключительно сюрреалистическим художником, однако его участие в этом движении признается значительным. Среди наиболее известных сюрреалистических картин Пикассо — «Скульптор» (1931), «Женщина с цветком» (1932) и «Герника» (1937).

Художник-сюрреалист

Сотрудники музея Стеделийк заняты размещением картины Пикассо «Герника», 1956 год; Herbert Behrens / Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

Пикассо родился в Малаге, Испания, и работал на различных должностях в художественном сообществе. Он экспериментировал со скульптурой, гравюрой, керамикой и театральным дизайнером в дополнение к тому, что его воспринимали как живописца, который был его преобладающим стилем.

Пикассо считается одним из самых влиятельных художников 20 века, так как он наиболее известен тем, что помог основать движение кубизма, из которого вышли многие его работы. Кроме того, Пикассо также создал конструируемую скульптуру, стал одним из изобретателей стиля коллажа и высоко ценится за участие в различных художественных стилях, которые он помогал развивать.

Говорят, что Пикассо не пытался активно присоединиться к сюрреалистическому движению, но его пионеры стали включать его в свои ряды из-за искусства, которое он создавал в то время.

После потрясений Первой мировой войны Пикассо начал создавать работы в неоклассическом стиле, пока этот период не начал уступать место сюрреалистическому движению. С 1925 года Пикассо начал экспериментировать со стилем сюрреализма, его работы часто характеризовались мечтательными изображениями фигур с бессистемными чертами лица и деформированными телами. Он также использовал неестественные цвета, которые часто были яркими и противоречивыми, что придавало сюрреалистическое качество этим работам,

В своих более сюрреалистических картинах Пикассо использовал искаженное чувство перспективы и резкое различие между органическими и геометрическими формами. Несмотря на использование некоторых элементов сюрреализма, Пикассо никогда не считался художником-сюрреалистом. Напротив, говорили, что его картины внесли большой вклад в это движение и считались родственными сюрреализму благодаря присутствующим в них образным и провокационным качествам.

  Искусство итальянского Возрождения - Что такое итальянское Возрождение?

Знаменитые сюрреалисты

L’Aubade (1942) Пикассо, «aubade» — это песня или поэма пробуждения; Wisi eu, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Макс Эрнст (1891 — 1976)

Немецкий художник Макс Эрнст сначала был важным членом движения Дада, а затем начал экспериментировать с сюрреализмом. Говорят, что он писал картины из своей внутренней психики, Эрнст сосредоточился на создании шокирующих и сновидческих сцен, высмеивающих социальные условности. Его картины стали известны благодаря исследованию иллюзий и иррационального, что сделало его ключевым участником применения автоматизма. Среди его наиболее известных сюрреалистических работ — «Слон Целебес» (1921) и «Варвары» (1937).

Несмотря на то, что Эрнст не имел формального художественного образования, его участие в дадаизме и сюрреализме свидетельствует о том, что он был феноменальным художником. Его влиятельная креативность была доказана разработкой техники, которую он назвал «фроттаж». Она заключалась в том, что бумагу клали на шероховатую поверхность, а затем растирали по ней карандашом, чтобы скопировать контуры и очертания поверхности. Эту технику можно увидеть на нескольких его картинах, например, на телах птицеподобных фигур в «Варварах».

Из-за последствий, которые оставила в обществе Великая война, а также развитие Второй мировой войны, Эрнст рассматривал современный мир как иррациональное место и сделал эту мысль основой своих картин. Эрнст был одним из первых художников, использовавших психоаналитические теории сновидений Зигмунда Фрейда, поскольку он свободно писал картины из своего внутреннего сознания, чтобы найти корень своего творчества и высвободить свои кардинальные эмоции.

Таким образом, творчество Эрнста оказалось невероятно влиятельным для будущих поколений художников, поскольку он свободно исследовал идею бессознательного разума, используя общие темы сновидческих образов в своих картинах. В его работах часто использовались обширные эксперименты, чтобы сделать социальные комментарии о состоянии мира.

Жоан Миро (1893 — 1983)

Другим влиятельным испанским художником был Жоан Миро, чьи работы в основном относились к сюрреалистическому движению. Однако Миро также экспериментировал с характерными чертами фовизма и экспрессионизма, причем иногда в его картинах прослеживалось небольшое совпадение. Наиболее известные работы Миро в стиле сюрреализма включают «Охотник (каталонский пейзаж)» (1923-1924), «Возделанное поле» (1924) и «Карнавал Арлекина» (1925).

Студия художника-сюрреалиста

Ателье или студия Жоана Миро; Pensierarte, CC0, via Wikimedia Commons

После игры с некоторыми элементами, Миро официально присоединился к движению сюрреалистов в 1924 году и переехал в Париж, где начал делить студию с коллегами-художниками Андре Масоном и Максом Эрнстом. Миро был известен как очень авангардный художник-сюрреалист, о чем свидетельствует чрезмерное использование ярких цветов, бесчисленные геометрические формы и множество различных перспектив в его работах.

Эти элементы стали стандартными стилями в его бесчисленных картинах, поскольку Миро комбинировал и контрастировал их различными способами, создавая упрощенные, но выразительные абстрактные произведения. Миро также был известен своим увлечением идеей подсознания. Он оспаривал этот интерес, создавая на своих картинах детские и наивные объекты, так как считал, что это единственный путь к пониманию непонятной истины подсознания.

По-настоящему загадочная фигура, которая ввела в свои картины свой глубоко личный визуальный словарь абстрактных и игривых форм, работы Миро часто интерпретируются как воплощение сюрреализма. Сегодня существует два музея, посвященных его творчеству, один из которых находится в Барселоне и называется Fundació Joan Miró, а другой — Fundació Pilar I Joan Miró на Майорке.

Выставка художника-сюрреалиста

Вход на выставку Миро L’escala de l’evasió («Лестница уклонения») в 2011 году; Kippelboy, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Андре Массон (1896 — 1987)

Одним из самых ранних сюрреалистов был французский художник Андре Массон, который с энтузиазмом использовал технику сюрреализма, известную как автоматическое рисование. Массон создал искусство, которое не поддавалось никакой классификации благодаря стилистическим переходам, которые он включал в свои картины. Среди его самых известных сюрреалистических картин — «Автоматический рисунок» (1924), «Битва рыб» (1926) и «Градива» (1939).

Изучая технику автоматического рисования, Массон научился позволять своей руке свободно двигаться по холсту без заранее разработанного плана. Эта техника выражала творческую силу, присутствующую в бессознательном разуме человека, что заставляло Массона работать в строгих условиях. Он часто рисовал в течение длительных периодов времени, без еды и воды, и часто находился под воздействием наркотиков.

Массон считал, что это галлюцинаторное состояние заставляло его впадать в сниженное состояние сознания, которое было свободно от любой формы рационального контроля.

Опыт насилия и хаоса Первой мировой войны оказал огромное влияние на Массона, который начал включать в свои работы жестокие изображения развоплощенных фигур, чтобы подчеркнуть увиденную им жестокость. Благодаря этим причудливым техникам работы Массона стали известны благодаря изображению жестоких столкновений и необычных боев.

Во время Второй мировой войны Массон переехал в Америку, где его работы стали оказывать значительное влияние на нью-йоркскую школу. Таким образом, влиятельные картины Массона часто считаются мостом между сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, который вдохновил других художников начать исследования в рамках нового периода искусства.

Рене Магритт (1898 — 1967)

Возможно, одним из самых легко узнаваемых и известных сюрреалистов был бельгийский художник Рене Магритт. Он добился большого признания критиков благодаря своему идиосинкразическому подходу к сюрреализму, поскольку в большинстве его работ был заметен определенный тип эксцентричности. Наиболее известные сюрреалистические картины Магритта, которые и сегодня легко узнаваемы, включают «Коварство образов» (1929), «Голконда» (1953) и «Сын человеческий» (1964).

Придя в движение сюрреалистов, Магритт ни разу не отклонился от своего знакового стиля. Его картины, как правило, были сосредоточены на знакомом расположении предметов в точно определенных и часто странных условиях. Эти предметы включали в себя часто изображаемые яблоки, трубы и шляпы-котелки, которые Магритт располагал на фоне дня и ночи одновременно. Мужчины в шляпах-котелках, излюбленные символы Магритта, которые часто фигурировали в его работах, как говорят, также интерпретировались как автопортреты художника.

  Как нарисовать корону - учебник по иллюстрации королевской короны

Знаменитые работы сюрреалистов

Граффити Магритта «Ceci n’est pas une pipe» в Бухаресте; bixentro, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Работы Магритта часто были текстовыми и высокоинтеллектуальными, а созданные им взаимодействия между семиотическими отклонениями представления объекта и его сущностью обычно вызывали тайну и любопытство. Ярким примером такого ускользания между смыслом и репрезентацией является «Коварство образов», где Магритт изобразил трубу со слоганом, который гласил: «Это не труба».

Иллюстративный характер картин Магритта часто приводил к созданию мощного парадокса. Его картины считались прекрасными благодаря своей ясности и простоте, но в то же время вызывали тревожные и шокирующие мысли. Таким образом, работы Магритта были описаны как ясные образы, которые пытались ничего не скрывать, но в то же время вызывали таинственность.

Ив Танги (1900 — 1955)

Считающийся одним из квинтэссенций сюрреализма, французский художник Ив Танги был влиятельным представителем сюрреализма. Самоучка, но невероятно искусный художник, Танги был наиболее известен своими деформированными камнями и расплавленными поверхностями на своих картинах, которые легко вписывались в эстетику сюрреализма. Его работы часто путали с работами Сальвадора Дали, демонстрируя его талант и то, насколько хорошо они вписывались в сюрреалистическую форму. Среди его самых знаковых работ — «Мама, папа ранен» (1927) и «Бесконечная делимость» (1942).

В своих картинах Танги использовал невероятно личный тип символизма, который, как говорят, отражал его интерес к детской памяти, галлюцинациям, снам и психотическим эпизодам. Будучи любителем природы, Танги часто изображал абстрактные пейзажи, которые составили его самые известные работы. В этих неясных и пастельных тонах Танги изображал биоморфные и скалоподобные конфигурации, а также смещающиеся и словно разжиженные поверхности, которые казались похожими на космические поселения.

Создавая баланс между реализмом и фантазией, его пейзажи часто отличались галлюцинаторным эффектом, поскольку Танги был известен тем, что часто исследовал сны и бессознательное. Танги изображал разум и его содержимое с такой реалистичной точностью, что его картины вызывали целый ряд ассоциаций, поскольку они были способны задействовать воображение и эмоции зрителя. Рисуя более четко, чем любой художник до него, Танги смог точно представить и изобразить бессознательное как место.

Его картины считались настолько интригующе графичными, что психиатр и психоаналитик Карл Юнг использовал полотна Танги для иллюстрации своей идеи коллективного бессознательного. Из-за известности Танги казалось, что его влиятельные произведения искусства не знают границ. Однако о нем также говорили, что он воплощает качества, с которыми ассоциируются художники сюрреализма, поскольку он демонстрировал невероятно эксцентричное поведение.

Сальвадор Дали (1904 — 1989)

Еще одним из наиболее легко идентифицируемых художников в рамках сюрреализма был испанский художник Сальвадор Дали. Известный своими невероятными изображениями снов и галлюцинаций на картинах, Дали был одним из самых влиятельных художников 20-го века.

Если рассматривать его сюрреалистические работы, то наиболее знаковыми картинами являются «Великий мастурбатор» (1929), «Постоянство памяти» (1931) и «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944). Дали полностью вошел в сюрреализм только к концу 1920-х годов, когда он создал самое важное произведение всего движения — «Постоянство памяти».

Познакомившись с теориями Зигмунда Фрейда о сексуальности и подсознании, Дали начал воплощать эти идеи в своих работах.

Известный своей эпатажной личностью и техническим мастерством, Дали стремился создать в своих работах визуальный язык, который мог бы точно передать его сны и галлюцинации, а также его одержимость эротизмом, смертью и распадом. Эти концепции отражали синтез с психоаналитической теорией Фрейда, поскольку Дали использовал подавленные детские воспоминания для создания произведений искусства, полных фетишей, религиозных символов и образов животных.

Для того чтобы создать эти произведения искусства, способные передать его сновидческие сцены, Дали погружался в самоиндуцированное галлюцинаторное состояние, которое он назвал «критической паранойей», чтобы изобразить внутреннюю работу своего разума. Благодаря эксцентричным и необычным произведениям искусства, которые он создавал, Дали достиг огромной славы при жизни, и эта слава сохраняется до сих пор.

Несмотря на свою известность, Дали был изгнан из группы сюрреалистов в 1934 году за свои консервативные политические взгляды. Но это не имело значения, так как он был и остается самым ассоциируемым художником этого движения. Его изображение тающих часов в «Постоянстве памяти» считается визитной карточкой сюрреализма, поскольку они стали одним из самых известных воспроизведенных изображений всех времен.

Фрида Кало (1907 — 1954)

Одной из самых влиятельных женщин в сюрреалистическом движении была мексиканская художница Фрида Кало. Известная в первую очередь своими многочисленными автопортретами, Кало никогда не считала себя художником-сюрреалистом, поскольку утверждала, что просто рисует свою собственную реальность, а не сны. Из множества ее картин наиболее значимыми сюрреалистическими работами являются «Больница Генри Форда» (1932) и «Раненый олень» (1946).

Личное повествование Кало оказало глубокое влияние на ее творчество, поскольку многие темы, затронутые в ее картинах, касались ее сложной личной жизни, ее отношений с революционером Диего Ривьерой и ее постоянной болезни.

Эта невероятно личная тематика выделяла ее среди других художников-сюрреалистов, поскольку она изображала аспекты своей реальности, а не какие-то сновидческие галлюцинации.

Используя мотивы из своей мексиканской культуры, Кало обычно изображала личные страдания в народном и наивном стиле, что придавало ее работам мифический и сюрреалистический характер. Таким образом, несмотря на то, что Кало подходила к сюрреалистическому движению с разных географических и психологических точек зрения, ее вклад в это движение оставался неоценимым.

  Картины Питера Пауля Рубенса - Взгляд на произведения Питера Пауля Рубенса

Искусство художника-сюрреалиста

Любовные объятия Вселенной, Земли (Мексика), меня, Диего и сеньора Ксолотля (1949), Фрида Кало; Ambra75, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Важной концепцией, которую рассматривали многие художники-сюрреалисты, в частности Кало, был вопрос: «Что такое женщина?». Однако, в отличие от других художников, Кало удалось глубоко исследовать эту концепцию, будучи одной из немногих женщин, практикующих сюрреализм. Она изменила значение материнской субъективности в своих работах, изображая свои выкидыши, поскольку задавалась вопросом, как отсутствие материнства влияет на женскую идентичность.

Кало была важной ролевой моделью не только в сюрреалистическом движении, но и в современном искусстве в целом. Ее изображение боли и разочарования сделало решающий шаг в открытии сознания других художников, поскольку до Кало женщин, пытавшихся передать дикие и глубокие эмоции, называли истеричками или сумасшедшими, а мужчин считали просто меланхоличными.

Наряду с ее идеями, знаковое лицо Кало остается неизменным в мире искусства, демонстрируя, что ее влияние нельзя недооценивать.

Доротея Таннинг (1910 — 2012)

Еще одной женщиной-художницей, практиковавшей сюрреалистическое движение, была американка Доротея Таннинг. В 1936 году она познакомилась с сюрреализмом на выставке, проходившей в Музее современного искусства в Нью-Йорке, и вскоре после этого начала экспериментировать в рамках этого движения. Ее наиболее известные сюрреалистические картины включают «День рождения» (1942) и «Eine Kleine Nachtmusik» (1943).

Картины Таннинг обычно ссылались на ее сны, которые, по ее мнению, указывали на более глубокие истины, что позволяло потенциальное психологическое возрождение. Как и другие художники-сюрреалисты, Таннинг изображала иллюстрации снов таким образом, что они напрямую говорили о психологии, стоящей за ними. Это было связано с тем, что Таннинг особенно интересовало бессознательное отдельного человека в рамках одного сна. Поэтому она изображала на своих картинах по крайней мере одну фигуру с закрытыми глазами, ссылаясь на эту концепцию.

Примечательность работ Таннинг заключается в том, что она была художником-самоучкой и входила в число великих художников-сюрреалистов всех времен.

На протяжении своей продолжительной карьеры, которая длилась более шести десятилетий, Таннинг хорошо освоила свой собственный индивидуальный стиль. Это в конечном итоге позволило ей выйти за рамки сюрреализма и перейти к более абстрактным и скульптурным работам.

Таннинг вышла замуж за художника-сюрреалиста Макса Эрнста после того, как он был очарован ее культовым автопортретом «День рождения». После смерти Эрнста Таннинг отошла от искусства и стала заниматься писательской и издательской деятельностью, чем и занималась до самой смерти в возрасте 101 года.

Фото знаменитых художников-сюрреалистов

(Слева направо) Фотография Макса Эрнста, Доротеи Таннинг, Роланды Мухи и Вилли Мухи в Коллиуре, 1968 год; willy mucha, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Леонора Каррингтон (1917 — 2011)

Последней в нашем списке сюрреалистов является мексиканская художница британского происхождения Леонора Каррингтон, которая была еще одной важной женщиной-художником периода сюрреализма. До 2011 года Каррингтон была одной из последних оставшихся в живых участниц сюрреалистического движения 1930-х годов. Среди ее наиболее влиятельных сюрреалистических работ — «Автопортрет (Лошадь Рассвета)» (1937 — 1938) и «Штаны Улу» (1952).

Художница, отличавшаяся удивительной индивидуальностью, Каррингтон была известна тем, что в своих сюрреалистических работах исследовала женскую чувствительность и аспекты женской сексуальности. Однако, несмотря на то, что она была самостоятельным художником, ее связь с сюрреализмом часто омрачалась ее романом с Максом Эрнстом, что лишило Каррингтон того уважения, которое оказывалось другим художникам сюрреализма.

По-прежнему проявляя интерес к бессознательному разуму и сновидческим образам, Каррингтон вышла за рамки идеи о женщинах как источниках вдохновения и сосредоточила свои работы на вопросах сверхъестественного. Каррингтон начала изображать фантастические существа в своих работах, сосредоточенных вокруг оккультизма, а также темы метаморфоз, идентичности и магии.

Интересным в ее работах было то, что она никогда не увлекалась трудами и теориями Зигмунда Фрейда, в отличие от других художников-сюрреалистов. Однако, несмотря на эту разницу, работы Каррингтон были идентифицированы и сопоставлены с другими работами в рамках сюрреализма, что сделало ее картины важным вкладом в движение.

Современные художники сюрреализма

К сожалению, после смерти Леоноры Каррингтон не осталось ни одного из художников-сюрреалистов, которые так высоко ценились в период их расцвета. Однако существует множество современных художников, которые по-прежнему практикуют и используют черты сюрреализма. Ниже мы приводим список двух художников, творчество которых можно наблюдать и сегодня.

Хан Нова

Французский художник Матье Сонье, выступающий под псевдонимом «Кан Нова», создает цифровые коллажи, вдохновленные сюрреалистическими коллажами. Кан сочетает элементы прошлых повествований с текущими разговорами, чтобы исследовать прошлое и будущее через современную модель.

Некоторые из сопоставлений, созданных в его работах, включают мужчин и женщин, одетых в винтажное лыжное снаряжение, позирующих на фоне Великих пирамид Египта. Если вам интересно, вы можете следить за его работами на Instagram здесь.

Марк Райден

Художник из Лос-Анджелеса Марк Райден создает работы, заимствующие элементы как из поп-арта, так и из эпохи сюрреализма. Райден создает тонкую грань между изобразительным искусством и поп-культурой в своих подрывных работах.

Благодаря смешению техник, Райден создал интересный стиль, который эффективно стирает границы между высоким и низким искусством. Если вы хотите быть в курсе новостей об этом художнике, вы также можете следить за ним на Instagram здесь.

Период сюрреализма длился долгое время в мире искусства, и многие художники придерживались этого стиля. Хотя мы перечислили только 10 самых известных художников-сюрреалистов, ставших представителями этого движения, существует множество других знаменитых сюрреалистов. Если вам интересно узнать больше о других художниках, которые помогли определить сюрреализм, мы советуем вам продолжить исследование.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий