Пуантилизм — история пуантилизма, знаменитого движения точечной живописи

Искусство пуантилизма

Пуантилизм, название которого первоначально было придумано художественными критиками, чтобы высмеять технику, развивался как часть постимпрессионистского движения в конце 1880-х годов. Эта художественная техника предполагает рисование крошечных, но отчетливых точек рядом друг с другом, чтобы сформировать изображение. Многие художники начали перенимать эту технику живописи, и после 1890-х годов, когда пуантилизм достиг своего пика, он привел к развитию художественного движения фовистов.

Оглавление

Что такое пуантилизм?

Революционная техника живописи, которая в итоге стала известна как пуантилизм, попыталась использовать науку оптики при создании картин. Это было сделано путем рисования маленьких, но отдельных точек несмешанных цветов рядом друг с другом, которые располагались в различных узорах, чтобы сформировать изображение.

Эффект, который это давало, заключался в том, что при размещении точек так близко друг к другу, они автоматически расплывались в изображение перед глазами зрителей. Эта техника напоминает то, как сегодня работают экраны компьютеров, поскольку пиксели на экране напоминают точки на картине пуантилизма.

Искусство пуантилизма переосмыслило использование рисования маленькими мазками краски, ставшее знаменитым благодаря движению импрессионистов, до такой степени, что художники пытались создать целую картину из этих маленьких точек чистого цвета. Поэтому это направление часто рассматривается как часть постимпрессионистского движения, поскольку его популярность возросла в 1880-1890-х годах после окончания периода импрессионизма.

Можно задаться вопросом, почему художники приложили столько усилий, чтобы разработать эту инновационную и в то же время уникально сложную технику. Это объясняется тем, что они хотели переделать и изменить то, что представляло собой искусство. Тем самым они смогли дать новое определение тому, что значило быть художником в то время.

Пуантилистская живопись

Сен-Тропе. Fontaine des Lices (1895), Paul Signac; Paul Signac, Public domain, via Wikimedia Commons

История пуантилизма

Придуманный французскими художниками Жоржем Сёра и Полем Синьяком в 1886 году, пуантилизм развивался в ответ на популярное движение импрессионизма, которое доминировало. Пуантилизм сильно контрастировал с другими художественными техниками, созданными во время импрессионистского движения, поскольку требовал от художников более научного подхода. В то время импрессионизм все еще в значительной степени основывался на субъективных мнениях отдельных художников, с чем не были согласны многие художники, стремившиеся к новой художественной технике.

Наряду с Жоржем Сёра и Полем Синьяком, многие другие известные французские, бельгийские и итальянские художники были ведущими членами группы пуантилистов. Среди этих художников были их соотечественники французы Максимильен Люс и Анри-Эдмон Кросс. Другие художники недолго экспериментировали со стилем пуантилизма в какой-то момент своей карьеры, например, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо.

Пуантилизм

Антибы. Маленький порт де Бакон (1917), Поль Синьяк; Поль Синьяк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Термин «пуантилизм» изначально был придуман искусствоведами, чтобы высмеять эту, казалось бы, абсурдную художественную технику. Однако по мере роста популярности этой техники, пуантилизм был принят в качестве официального названия и отказался от своего прежнего уничижительного подтекста.

До того как стать известным как пуантилизм, этот стиль живописи называли «дивизионизмом», который впоследствии превратился в похожую, но отличную технику живописи.

Искусство пуантилизма, возникшее в период неоимпрессионизма, пыталось имитировать работу света: маленькие отдельные точки плотно прилегали друг к другу, чтобы происходило оптическое смешение. При взгляде издалека результат этой техники означал, что сознание и глаз зрителя могли размыть точки вместе, чтобы создать детальное изображение. Такое оптическое смешение также позволяло получить изображения с более полным и ярким спектром оттенков, чем те, которые могли дать отдельные точки.

В то время как художники-импрессионисты, такие как Винсент Ван Гог и Клод Моне, часто использовали в своей технике крошечные мазки и штрихи краски, стиль пуантилизма расширил эту идею. Как художественная техника, пуантилизм был относительно прост для понимания, поскольку он состоял исключительно из нанесения маленьких точек цвета на холст. Кроме того, пионеры Серат и Синьяк сделали стиль очень простым благодаря изысканным картинам, которые они создали, хотя на самом деле техника была довольно сложной.

Пуантилизм Серата

Le Chahut («Консервная банка», 1890), Жорж Сёра; Georges Seurat, Public domain, via Wikimedia Commons

Поскольку пуантилизм пытался имитировать восприятие света и цвета, он существовал как очень научный и технический стиль. Это означает, что художники, практикующие эту технику, должны были быть хорошо осведомлены о том, где располагать точки по отношению к другим цветовым пятнам, чтобы их изображения правильно формировались на более позднем этапе.

По мере того, как все больше художников стали применять эту знаменитую технику точечной живописи, которую в разговорном контексте также называли «точечным искусством», техника пуантилизма стала одним из самых передовых художественных стилей той эпохи. Представив совершенно новое понимание темы цветоведения, пуантилизм оказал огромное влияние на различные развивавшиеся художественные движения. Они охватывали период с конца 19-го века до авангардных этапов 20-го века.

Несмотря на то, что пуантилистский подход, как считается, принадлежал исключительно постимпрессионистскому движению, он также оказал влияние на последующее развитие кубизма и поп-арта. Если рассматривать тенденции современного искусства сегодня, то многие художники по-прежнему используют эту замечательную технику в своем творчестве.

Элементы пуантилизма также можно увидеть в пикселях цифровых экранов и в компьютерном искусстве сегодня. Однако, хотя логика может показаться схожей, стиль и контекст пиксель-арта и пуантилизма значительно отличаются.

Техника и практика пуантилизма

Вдохновленные импрессионистской живописью того времени, Серат и Синьяк попытались воссоздать картины, изображающие свет в его меняющихся качествах, с помощью новой техники, чтобы создать картины с ошеломляющей яркостью. Сёра начал наносить на холст небольшие мазки и точки чистого цвета в определенных узорах, которые при совместном рассмотрении превращались в прекрасные образы, и так родилось искусство пуантилизма.

Поначалу художникам было трудно освоить технику пуантилизма, поскольку она использовала преимущества взаимодействия наших глаз с мозгом. Когда мы смотрим на пуантилистскую картину, наши глаза автоматически смешивают множество разноцветных точек, образуя цельное изображение. Из-за научного влияния, лежащего в основе этой техники, очень мало художников, которые и сегодня рисуют таким образом.

Искусство пуантилизма

L’air du soir («Вечерний воздух», ок. 1893), Анри-Эдмон Кросс; Анри-Эдмон Кросс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поскольку это направление было слабо связано с дивизионизмом, многие задавались вопросом: что такое пуантилизм? По сути, если дивизионизм интересовался теорией цвета, то пуантилизм сосредоточился на конкретном стиле работы кистью, который использовался при нанесении краски. Таким образом, пуантилизм существовал как более техническая вариация этого специфического стиля. Пуантилизм существовал как резкий контраст с традиционными методами смешивания пигментов на палитре, поскольку эта техника полагалась на способность глаз и сознания зрителей смешивать цветовые пятна в различные тона.

Эта знаменитая техника рисования точками похожа на четырехцветный процесс печати CMYK, который сегодня используется в цветных принтерах, где голубой (C), пурпурный (M), желтый (Y) и черный (K) сочетаются для получения различных цветов. Хотя этот процесс можно сравнить с пуантилизмом из-за некоторых общих черт, пуантилизм уделял больше внимания целому ряду особенностей, составляющих технику. Эти особенности описаны ниже.

Наука о глазе

Пуантилизм был одним из наиболее научных подходов, разработанных в отношении производства искусства. Важное влияние на теорию пуантилизма оказал французский химик Мишель Эжен Шеврёль, который написал книгу, исследуя способы улучшения силы красок для парижской компании по производству гобеленов. Шеврёль пришел к выводу, что визуальное воздействие гобеленов зависит от оптики и сочетания дополнительных цветов, а пуантилизм опирается на эти результаты в созданных картинах.

Популярные картины пуантилизма

Пейзаж со звездами (ок. 1905-1908), Анри-Эдмон Кросс; Анри-Эдмон Кросс, CC0, via Wikimedia Commons

Точки неразбавленного и несмешанного цвета

При использовании техники пуантилизма художники использовали точки чистых и несмешанных цветов при создании своих картин. Эти точки тщательно размещались в тех местах, где художник знал, что они будут правильно смешаны глазом зрителя и произведут более яркий эффект. Благодаря этому художники никогда не смешивали цвета, так как после смешивания они теряли свою яркость. Кроме того, чем меньше были эти точки, тем четче были линии и тем яснее становилась картина.

Точная техника

Эта техника неоимпрессионистов была невероятно скрупулезной, так как в ней основное внимание уделялось идее оптической иллюзии. Художники пуантилизма отказались от плавных и спонтанных мазков в пользу более точного и методичного способа рисования. Каждая картина пуантилизма тщательно планировалась до того, как художники начинали наносить краску, чтобы они более или менее знали, как будет выглядеть результат их работы. Из-за техничности этой техники большинство картин пуантилизма было выполнено масляной краской, так как она была предпочтительнее из-за своей густоты и склонности не растекаться.

  "Класс танцев" Эдгара Дега - Анализ картины "Класс танцев"

Картина пуантилизм

Au temps d’harmonie: l’âge d’or n’est pas dans le passé, il est dans l’avenir («Во времена гармонии: Золотой век не в прошлом, он еще впереди», 1896), Поль Синьяк; Paul Signac, Public domain, via Wikimedia Commons

Характеристики пуантилизма

Пуантилизм — это техника, вдохновленная импрессионистами, которая стремилась пересмотреть способ написания пейзажей, портретов и морских пейзажей в рамках неоимпрессионистского движения. На его название повлиял художественный критик Феликс Фенеон, который впервые использовал выражение «живопись точками», пытаясь описать этот любопытный стиль живописи.

Хотя Сёра предпочитал название «дивизионизм» или «хромолюминаризм» для изобретенной им техники, «пуантилизм» в конечном итоге был выведен из выражения Фенеона и прижился.

Вместо того чтобы смешивать краски на палитре перед их использованием, пуантилизм характеризовался применением чистых цветов, непосредственно нанесенных на холст. Это объяснялось тем, что сырые пигменты способны сохранять свою подлинную яркость, если их не смешивать, что и сделало технику пуантилизма такой новаторской. Кроме того, при написании картин использовались круглые или иногда квадратные кисти, что позволяло смешивать цвета на холсте через взгляд зрителя.

Знаменитая картина пуантилизма

Les pins («Сосны», 1897-1899), Анри-Эдмон Кросс; Анри-Эдмон Кросс, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пуантилизм также характеризовался насыщенностью используемых тонов, поскольку цвета обычно были яркими и живыми. При создании таких интенсивных цветов художники пуантилизма использовали различные сорта одного и того же оттенка, не смешивая пигменты. Таким образом, помимо создания ярких оттенков, они помогали холстам выглядеть более мягкими и визуально менее враждебными. Считается, что чрезмерное использование цвета в искусстве пуантилизма проложило путь для развития движений фовистов и сюрреалистов, поскольку они оба использовали яркие цвета.

Наконец, одной из основных характеристик пуантилизма было то, что точки можно было отличить друг от друга только при взгляде с определенного расстояния. Как правило, точечные штрихи кисти требовали от зрителя автоматически сделать несколько шагов назад, чтобы увидеть появление картины в целом.

Таким образом, картины пуантилизма характеризовались расстоянием, которое требовалось от зрителя при взгляде на законченное произведение искусства, поскольку чем дальше находился зритель, тем более «цельной» казалась картина.

Понимание различия между пуантилизмом и дивизионизмом

В определенные периоды истории искусства пуантилизм ошибочно ассоциировался с дивизионизмом. Это было связано с тем, что техника дивизионизма, иногда называемая хромолюминаризмом, возникла в то же время, что и пуантилизм, и считалась частью движения постимпрессионизма. Дивизионисты использовали схожий подход при формировании изображений с помощью создаваемых узоров, но конечный результат их практики значительно отличался от пуантилизма.

Дивизионизм появился благодаря научным теориям и правилам цвета, которые были установлены, а также под влиянием теории контрастных цветов, разработанной французским искусствоведом Шарлем Бланом. В то время как дивизионизм занимался цветами и тем, как их можно разделить, пуантилизм сосредоточился на возможностях создания узоров из точек, которые при взгляде издалека складывались в целостные изображения. Это различие проявлялось в искусстве пуантилизма, поскольку не уделялось никакого внимания разделению цветов после того, как картина была сформирована.

Возможно, самое большое различие между этими двумя стилями проявилось в конечном продукте, так как дивизионисты использовали более крупные мазки, похожие на кубики, в то время как художники пуантилизма характеризовали свои композиции маленькими разноцветными точками.

В конечном счете, путаница между этими двумя художественными техниками была вызвана тем, что та же группа художников, которая разработала пуантилизм, способствовала появлению дивизионизма. Сёра, Синьяк и даже Ван Гог, как известно, практиковали обе техники.

Картина пуантилизма Синьяка

Порт Роттердама (1907), Поль Синьяк; Поль Синьяк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Понимание различия между пуантилизмом и точечной живописью

Хотя в прошлом пуантилизм называли «знаменитой точечной живописью», по сути, эта техника — то же самое, что и точечное искусство. Единственное различие между этими двумя терминами заключается в том, что «пуантилизм» используется искусствоведами и коллекционерами для обозначения произведений искусства, в которых использовалась эта техника, в то время как «точечная живопись» используется в более разговорной среде среди широкой публики.

Известным примером точечного искусства является искусство аборигенов, которые использовали точки и штрихи в знаменитых наскальных рисунках. Однако сегодня Dotted Art используется для обозначения работ художников-любителей, поскольку этот термин оказывает меньшее давление и ожидание на создаваемые работы, в отличие от обозначения их как искусство пуантилизма.

Таким образом, кроме этих контекстуальных различий, ничто больше не отличает пуантилизм от точечного искусства.

Известные художники пуантилизма и их картины

Многие произведения искусства, созданные в технике пуантилизма, являются одними из самых значительных картин на сегодняшний день. В следующем разделе мы рассмотрим и изучим некоторых из самых известных художников-пуантилистов и их печально известные картины в технике пуантилизма.

Камиль Писсарро (1830 — 1903)

Датско-французский художник Камиль Писсарро, работавший как в импрессионистском, так и в неоимпрессионистском направлениях, усовершенствовал свою технику изображения обычной жизни на своих картинах. Писсарро стремился исследовать новые темы и методы, которые позволили бы ему вырваться за рамки современного стиля живописи своего времени, предпочитая вернуться к изображению обычных людей в очень реалистичной обстановке.

Именно на этом этапе своего творчества Писсарро познакомился с Жоржем Сёра и Полем Синьяком, которые уже начали использовать технику пуантилизма. Писсарро с готовностью принял и внедрил пуантилизм в свои работы и стал одним из художников, чьи работы сильно выделялись в группе пуантилистов. Известная картина в стиле пуантилизма — «Gelée Blanche, Jeune Paysanne Faisant du Feu», написанная им в 1887-1888 годах.

История пуантилизма

Gelée blanche, jeune paysanne faisant du feu («Иней, крестьянка разводит костер», 1887-1888), Камиль Писсарро; Камиль Писсарро, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Эта картина, выполненная в грандиозном масштабе, демонстрирует, как Писсарро умел манипулировать сложной темой света. Его блестящее изображение хитросплетений света и атмосферы проявляется в изображении тепла и холода, поскольку низкое солнце отбрасывает тени на луга и остатки ночного инея. Кроме того, на заднем плане виден поднимающийся туман, который контрастирует со слабым, но мерцающим светом, который изображен на картине.

В этой картине Писсарро смог создать необыкновенную и уникально тонкую иллюстрацию дыма, огня и холодного воздуха, которая не может сравниться с другими работами пуантилистов. В дополнение к гениальности Писсарро при рассмотрении эффектов света, его сочувственный подход к человеческому состоянию в своих работах выделяет его картины среди других.

Винсент Ван Гог (1853 — 1890)

Известно, что голландский художник Винсент Ван Гог недолго экспериментировал с пуантилизмом. После посещения студии Жоржа Серата Ван Гог заявил, что соприкоснулся с «откровением цвета», что привело к тому, что он начал писать картины в технике пуантилизма. Однако, по общему мнению искусствоведов, Ван Гог был слишком неуравновешенным человеком, чтобы продолжать работать в таком техническом стиле, как пуантилизм, о чем свидетельствует его отход от этой техники через некоторое время.

Известной картиной Ван Гога, которая наглядно демонстрирует использование пуантилизма, является его «Автопортрет» 1887 года. В этой картине Ван Гог откликнулся на культовую картину Сёрата «Воскресенье на Большой Ятте» (1884) и использовал густую кисть, которая впоследствии стала визитной карточкой его стиля. Однако разница в картинах Ван Гога заключалась в том, что он привязывал страстный эмоциональный язык к выбранной им цветовой палитре, в то время как Серат и другие художники основывали свою технику на холодной отстраненности, связанной с наукой.

Художник-пуантилист

Автопортрет (1887) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поверхность «Автопортрета» ослепляет вкраплениями цветов: зеленых, синих, оранжевых и красных. Контраст между холодными и теплыми тонами создает искрящийся эффект, так как кажется, что фон позади Ван Гога полон движения. В то время как зритель не может не увлечься ритмом, созданным резкими и отрывистыми мазками краски, глубокие зеленые глаза Ван Гога, кажется, передают глубокую интенсивность, которая выступает в качестве еще одной фокусной точки в работе.

Ван Гог продемонстрировал большое мастерство в передаче текучести света, которому его научил коллега-художник Камиль Писсарро.

Ван Гог стал временным жильцом в доме Писсарро, и за время, проведенное вместе, Писсарро научил его различным способам поиска и выражения света и цвета, и это умение проявилось в его «Автопортрете».

Шарль Ангран (1854 — 1926)

Еще одним французским художником, получившим широкое признание благодаря своим картинам, был Шарль Ангран. Под влиянием членов группы пуантилистов, таких как Камиль Писсарро, Жорж Сёра и Поль Синьяк, Ангран начал применять технику пуантилизма в своих картинах, хотя его работы отличались от работ других художников пуантилизма.

  Искусство итальянского Возрождения - Что такое итальянское Возрождение?

Одной из известных картин Ангранда в стиле пуантилизма является «Жатва», написанная в 1892 году. В большинстве работ Анграна можно увидеть, что его выбор цветов более сдержанный, чем яркие и контрастные цвета, которые обычно использовались в работах Серата и Синьяка. Говорят, что Ангран сознательно избегал буйства красок, наблюдаемого во многих других картинах пуантилизма, поскольку он считал, что его приглушенная тема позволяет ему лучше улавливать и передавать изображение света в своих работах.

Искусство пуантилизма

The Harvesters (1892) by Charles Angrand; Charles Angrand, Public domain, via Wikimedia Commons

Однако в «Жатве» Ангран копировал стиль и цветовую палитру Сёра и Синьяка, и эта картина является одной из самых красочных его работ. Об этом свидетельствуют теплые тона, использованные для изображения работников в поле, в дополнение к кажущемуся нагретым сиянию света, который, кажется, омывает их.

Контраст, созданный между теплыми тонами фигур и холодными тонами фона, демонстрирует, насколько проницательным был Ангран, когда речь шла об изображении переходного элемента света.

Анри-Эдмон Кросс (1856 — 1910)

Французский живописец Анри-Эдмон Кросс был известным художником неоимпрессионистского движения и одним из самых значительных художников, использовавших технику пуантилизма. Экспериментируя с пуантилизмом, Кросс оказал значительное влияние на мир искусства, что помогло проложить путь к развитию фовизма. В 1884 году Кросс стал одним из основателей «Общества независимых художников», что привело к его знакомству с творческими людьми, разделявшими те же ценности, включая художников пуантилизма Жоржа Сёра и Шарля Анграна.

Несмотря на тесные отношения с этими художниками, Кросс начал писать картины в технике пуантилизма только в 1891 году. Его первая пуантилистская картина, созданная в том же году, была портретом его будущей жены и называлась «Мадам Гектор Франс». В этом большом портрете в полный рост Ирмы Клэр, которая в то время была замужем за писателем Гектором Франсом, тщательно соблюден баланс между светом и тенью.

Произведения искусства пуантилизма

Madame Hector France (1891) by Henri-Edmond Cross; Musée d’Orsay, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Свет, напоминающий о летней ночи, представлен мерцающими лампами на заднем плане, а также белым рододендроном, который виден на переднем плане. Эти освещенные участки еще более контрастируют с темными цветами, которые используются для изображения платья мадам Франс, включая легкую тень, падающую на ее лицо. В этой картине Кроссу также удалось создать иллюзию глубины и пространства, изобразив кресло под углом и включив геометрические фигуры, покрывающие пол.

Несмотря на использование техники пуантилизма, говорят, что живопись Кросса была более дивизионистской по стилю. Это объясняется тем, что его портрет кажется зернистым и атмосферным, что, возможно, свидетельствует о большем внимании к разделению цветов, а не к узору из точек.

Максимильен Люс (1858 — 1941)

Другим выдающимся французским художником, который был значим в эпоху пуантилизма, был Максимильен Люс, который в конце концов вернулся к импрессионизму, когда пуантилизм начал угасать. В большинстве своих пуантилистских работ Люс изображал сцены обычных людей за работой. Одна из его самых заметных работ, на которой изображен мужчина, собирающийся утром на работу, — «Утро, интерьер», написанная в 1890 году. Считается, что мужчина на этой картине — близкий друг Люса и коллега художника-неоимпрессиониста Гюстава Перро.

Что такое пуантилизм

Утро, интерьер (1890), Максимильен Люс; Максимильен Люс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На этой картине изображен молодой человек, который сидит на хлипкой кровати, надевая левый ботинок. Комната обставлена скудно, но наше внимание привлекает изображение солнечного света раннего утра, проникающего в комнату через окна. Пытаясь передать этот свет, Люс изобразил комнату в желтых, оранжевых и красных тонах, что создает яркое представление о тепле, исходящем от света. Также видны пятна голубого и фиолетового цветов, которые дополняют теплые тона и еще больше подчеркивают присутствующий свет.

Контрастные цвета, использованные Люсом, помогают модулировать различное падение света по всей комнате, что демонстрируют цвета, использованные для изображения вазы, постельного белья и вазы. Благодаря этому мягкому изображению света, показана невероятно интимная сцена, в которой человек, предположительно художник Перро, занимается своими утренними делами — одевается в своем простом жилом помещении. Мазковая техника, которую Люс использовал в этой картине, была уникальной для пуантилистов, что свидетельствует о его влиянии на этот стиль.

Жорж Сёра (1859 — 1891)

Первым пионером пуантилизма и самым важным художником в этой технике был французский художник Жорж Сёра, чья короткая карьера оказала большое влияние на художественное сообщество. Эта техника, обычно известная как пуантилизм, помогла Сёрату основать движение неоимпрессионизма, в рамках которого пуантилизм и получил свое развитие. Сёра был невероятно математичен в своем подходе к живописи пуантилизма, его точность и логические абстракции прослеживаются в большинстве созданных им произведений.

Возможно, самым известным шедевром пуантилизма, а также одной из самых значительных картин, созданных в истории искусства, является «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сёрата, написанная между 1884 и 1886 годами. На картине изображены представители различных социальных слоев, отдыхающие на острове в реке Сена, известном как La Grande Jatte, и принимающие участие в различных парковых мероприятиях.

Знаменитые произведения искусства пуантилизма

Un dimanche après-midi à l’Île de la Grande Jatte («Воскресный полдень на острове Ла Гранд Жатт», 1884-1886), Жорж Сёра; Georges Seurat, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Сёра работал очень систематично и завершил всю картину с помощью крошечных точек, контрастирующих по цвету, что позволило зрителям оптически смешивать цвета. Из-за огромного размера произведения и техничности этого стиля, Серату потребовалось два года, чтобы полностью завершить эту картину, поскольку большую часть этого времени он провел в парке, сделав около 60 подготовительных этюдов.

Можно заметить мастерское обращение со светом и тенью, поскольку мерцающая река сильно контрастирует с тенью в левом нижнем углу, а также с тенями, создаваемыми всеми фигурами, стоящими прямо. Кроме того, зонтики дополняют идею тени, поскольку фигуры, держащие зонтики, купаются как в тени, так и в свете.

Несмотря на то, что в работах Серата используется более научный и интуитивный подход к созданию искусства, не все так, как кажется. При ближайшем рассмотрении бросаются в глаза некоторые аномалии.

Например, дама, изображенная в более темных тонах в левом нижнем углу, кажется, держит на поводке обезьяну, которая бежит рядом с собакой. Еще одно отклонение от стиля, так тщательно созданного Сератом в этой работе, можно увидеть в маленькой девочке, помещенной в центре композиции, поскольку она единственная фигура, изображенная без тени.

Пуантилизм Сеурата

Деталь картины Серата «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» с изображением обезьяны на поводке, а также оранжевой, красной и синей каймой; Жорж Серат, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

В 1889 году Сёра внес последнее изменение в картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Он удлинил холст, чтобы добавить нарисованную рамку из оранжевых, красных и синих точек. Это было сделано для того, чтобы обеспечить визуальный проход между внутренней частью картины и ее белой рамой. К сожалению, жизнь Сёрата закончилась трагически в возрасте 31 года от дифтерии. Однако наследие пуантилизма Сёрата продолжает жить благодаря другим известным художникам, которые экспериментировали с его техникой.

Тео ван Риссельберге (1862 — 1926)

Бельгийский художник Тео ван Риссельберге был еще одним выдающимся художником, который использовал пуантилизм и сыграл решающую роль в европейском искусстве начала 20-го века. Ван Риссельберге обычно экспериментировал с портретами в период своего пуантилизма, так как он часто писал портреты своей жены и дочери. Однако некоторые из его наиболее знаковых пуантилистских работ изображали пейзажи и морские ландшафты.

Картина в стиле пуантилизма

Barques de pêche-Méditerranée («Рыбацкие лодки в Средиземноморье», 1892), автор Тео ван Риссельберге; Тео ван Риссельберге, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Одним из самых знаковых пуантилистских произведений ван Риссельберга, а также одной из самых красивых пуантилистских картин, существующих на сегодняшний день, является его картина 1892 года «Рыбацкие лодки в Средиземноморье». На картине изображена бирюзово-голубая вода Средиземного моря, отражающая солнечные лучи на волнах. Большая флотилия рыбацких лодок проплывает мимо выступов оранжевых скал, греющихся в золотом сиянии средиземноморского света.

Эта картина включает в себя некоторые из самых чистых форм применения дивизионизма, что можно увидеть в упорядочении форм внутри картины. Возможно, вдохновленная импрессионистским натурализмом, эта пуантилистская картина предлагает абстрактное изображение открытого морского пейзажа, полного лодок, океанской воды и солнечного света. В этой картине можно увидеть изображение природного мира через упорядоченные геометрические формы разных цветов.

Дополняющие друг друга оранжевый и синий, желтый и фиолетовый цвета позволяют усилить общую абстрактную композицию картины. В то же время, однако, точка обзора, с которой находится зритель, намекает на шаткость пятна на краю обрыва, относясь к физичности нашей собственной реальности. Эта картина также дает большое ощущение временности в том, как бесконечная природа океанской воды контрастирует с хрупкостью проплывающих кораблей, совершенно беспомощных перед воздействием океана, подобно тому, как человечество подвержено испытаниям и невзгодам жизни.

К концу 1890-х годов ван Риссельберге отказался от использования мелких точек и перешел к более широким мазкам, что завершило период его творчества в пуантилизме.

Поль Синьяк (1863 — 1935)

Другим основателем пуантилизма, а также вторым по значимости художником в этом стиле был французский живописец Поль Синьяк. Наряду с Жоржем Сёратом, Синьяк изучал и развивал технику пуантилизма вместе с ним, поскольку в то время он был учеником Сёрата. После безвременной смерти Сёрата Синьяк продолжал работать в пуантилизме на протяжении всей своей карьеры и оставил огромное наследие в виде произведений искусства, в которых использовалась эта техника.

  "Страшный суд" Микеланджело - шедевр Сикстинской капеллы

Художники пуантилизма

Портрет Поля Синьяка (1890), Жорж Серат; Жорж Серат, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Очень известная работа Синьяка, написанная им в 1890 году, называется «Опус 217. На эмали фона, ритмичного с ударами и углами, тонами и оттенками, портрет М. Феликса Фенеона. В этой картине Синьяк почтил память своего друга, влиятельного художественного критика, коллекционера, куратора и дилера Феликса Фенеона в портрете, который остается самым запоминающимся и выдающимся произведением Синьяка.

Этот портрет иллюстрирует предпочтение Синьяка к использованию ярких и поразительных тонов, поскольку сочетание цветов поначалу кажется ошеломляющим. Цветовое колесо, изображенное на заднем плане, демонстрирует впечатляющее использование Синьяком пуантилизма, поскольку зритель должен сначала оптически смешать цвета, прежде чем он сможет понять смысл образующихся форм.

Знаменитая точечная живопись

Опус 217. Sur l’émail d’un fond rythmique de mesures et d’angles, de tons et de teintes, Portrait de M. Félix Fénéon («Opus 217. На эмали фона, ритмичного с ударами и углами, тонами и оттенками, портрет мсье Феликса Фенеона», 1890), Поль Синьяк; Paul Signac, Public domain, via Wikimedia Commons

Хотя и Фенеон, и белый цветок, который он держит, остаются неподвижными на фоне симфонии цветов, название картины предполагает движение и музыку через слово «Opus». Кроме того, движение подразумевается благодаря технике пуантилизма в этом произведении, поскольку точки ярких цветов словно вибрируют друг с другом. Профиль Фенеона добавляет движение в эту картину, так как его нос, локоть и трость снижаются в зигзагообразном узоре, напоминающем движение.

В этом произведении Синьяк искусно продемонстрировал свои манипуляции с пуантилизмом через яркие точки и углы, которые он использовал. Оба элемента добавили живость, которая ощущается при взгляде на эту картину, так как при внимательном рассмотрении она словно оживает от возбужденного и оживленного движения.

Наследие пуантилизма

К 1890-м годам искусство пуантилизма достигло своего пика, поскольку многие художники того времени использовали эту технику в своих работах. Пуантилизм оказал большое влияние на постимпрессионистское движение, которое перекинулось в начало 20-го века. После этого стиль постепенно угас, так как большинство художников начали экспериментировать с другими формами художественного творчества.

Несмотря на то, что некоторые художники работали исключительно в этой технике, а другие лишь вскользь касались ее, невозможно отрицать огромное влияние, которое пуантилизм оказал на искусство.

Хотя принято считать, что пуантилизм оказал наибольшее влияние в технической области искусства, его эксперименты с теорией цвета и понимание оптического реализма открыли множество дверей для будущих направлений искусства. Важным движением, развившимся вслед за пуантилизмом, стал фовизм, который был вдохновлен ярким использованием цвета художниками пуантилизма. Картина Анри Матисса «Luxe, Calme et Volupté» (1904) часто считается важной переходной работой между этими двумя стилями.

Как техника живописи, пуантилизм был сложен для освоения, и поэтому не многие художники сегодня могут рисовать таким образом. Однако, несмотря на то, что расцвет искусства пуантилизма уже позади, многие его концепции и идеи по-прежнему используются художниками в более современном контексте, которые создают произведения искусства в различных средах. Некоторые из этих средств, которые сегодня можно увидеть в современном искусстве и на которые явно повлиял пуантилизм, включают моду и татуировки.

Влияние пуантилизма на современных художников сегодня

В современную эпоху многие художники свободно экспериментируют с темами и идеями, которые были характерны для стиля пуантилизма. Первичная концепция точек была перестроена, чтобы вписаться в современную обстановку, и многие художники используют точки в различных формах и целях. Некоторые художники даже создали произведения искусства, полностью основанные на точках, демонстрируя, что искусство пуантилизма остается актуальным даже в 21 веке.

Дэмиен Херст (родился в 1965 году)

Одним из первых современных художников, которые приходят на ум при обсуждении современного искусства, является британский художник Дэмиен Херст. Хотя мы не можем отнести Херста к художникам-пуантилистам, он экспериментировал с этой техникой в серии точечных картин, которые казались данью уважения оригинальному стилю.

Его картина 1986 года под названием «Пятнистая картина» была одной из первых экспериментальных картин Херста, в которой использовались точки. При просмотре работы видны многочисленные разноцветные точки, которые, кажется, были бессистемно расставлены по всему холсту. Это предположение оправдано, так как чем дальше человек отходит от работы — в попытке придать оптической иллюзии смысл, — тем больше кажется, что из точек не появляются фигуры. Независимо от расстояния, которое создается между картиной и зрителем, точки хорошо видны со всех сторон.

В некотором смысле это произведение искусства можно отнести к разновидности точечного искусства, поскольку именно таковым оно и является. Пятнистая картина» Херста, как и другие работы из этой серии, остается верной своей сути — это коллекция разноцветных точек.

Современный пуантилизм

Дэмиен Херст на выставке Damien Hirst: The Complete Spot Paintings, 1986-2011, Gagosian Gallery, NYC; Andrew Russeth from New York, New York, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Филип Карлберг (родился в 1973 году)

Еще один современный художник, который использовал в своих работах теорию точек и пуантилизма, — шведский фотограф Филип Карлберг. Хотя Карлберг вдохновлялся точками, его художественное выражение и последующие творения значительно отличаются от первоначальной идеи пуантилизма, но его влияние явно прослеживается в его работах.

В 2012 году Карлберг осуществил грандиозный проект, который он назвал серией «Pin Art Portraits», и создал портреты культовых фигур, используя более 1200 деревянных палочек, тщательно разложенных на деревянных досках и напоминающих конкретных знаменитостей. Среди знаменитостей, которых он запечатлел, были Джонни Депп, Джеки О, Леди Гага и Карл Лагерфельд. На каждом портрете Карлберг заставлял знаменитостей носить дизайнерские солнцезащитные очки.

При создании этих работ, привлекающих внимание, Карлберг вдохновлялся оптической иллюзией в пуантилизме, при этом глаза зрителей также должны были расположить палочки на лицах этих известных знаменитостей. Тень, создаваемая каждой палочкой, которую он втыкал в доску на разную длину, помогала еще больше выстроить лица каждой знаменитости, демонстрируя использование Карлбергом стратегического освещения.

Несмотря на то, что при первом появлении на художественной сцене о пуантилизме говорили, что он сложен, революционная техника пуантилизма заставила большинство художников того времени экспериментировать с ним. Картины, появившиеся в этот период искусства, стали одними из самых знаковых произведений искусства всех времен, поскольку с тех пор не возникло ни одного движения, столь же математически технического, как пуантилизм. Влияние искусства пуантилизма также ощущалось далеко и широко: этой технике приписывают развитие других значительных направлений в истории искусства.

Взгляните на нашу веб-историю искусства пуантилизма здесь!

Дальнейшее чтение

Если вам понравилось читать об этой увлекательной и инновационной художественной технике, мы рекомендуем вам продолжить знакомство с развитием пуантилизма и его знаменитыми художниками. Ниже мы приводим список книг, с которыми вы можете ознакомиться. Кроме того, если ваши дети тоже хотят узнать об этом стиле, мы приводим подходящую для их возраста книгу, в которой в доступной форме рассказывается о технике и ее художниках.

Пути пуантилизма: Сёра, Синьяк, Ван Гог

Являясь прекрасным обзором истории искусства пуантилизма, эта книга содержит работы менее известных художников, которые также сыграли ключевую роль в развитии этой техники. Наряду с подробной информацией в книгу включены многочисленные фотографии, что делает ее богатым источником информации о пуантилизме и его культовых художниках.

Способы пуантилизма: Сёра, Синьяк, Ван Гог

  • В книге собрано более ста картин и рисунков.
  • Проводит читателей через все движение, от Серата до Матисса
  • Проводит читателей через это любимое всеми направление импрессионизма.

Жорж Сёра (Знакомство с величайшими художниками мира)

Эта книга, входящая в серию «Величайшие художники мира», сочетает в себе игривое сочетание красочных исторических репродукций, фотографий и очаровательных карикатурных иллюстраций. Все это оживляет произведения Жоржа Серата, добавляя элемент веселья в изучение стиля пуантилизма. Трогательные анекдоты, на которые забавно смотреть, предоставляют детям важную фактическую информацию о пуантилизме. Эта книга предназначена для детей в возрасте от восьми до девяти лет.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector