Искусство De Stijl — изучение геометрического искусства движения De Stijl

Искусство де Стайл

Голландское движение De Stijl возникло как реакция на экзистенциальную тяжесть и стресс, вызванные Первой мировой войной. Художники De Stijl стали пионерами абстрактной формы искусства, в которой все сводилось к геометрическому дизайну и сплошным цветам ради поиска более глубокого и простого духовного и «универсального» смысла в искусстве и жизни. Эти художники выражали себя в живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне и многих других направлениях. Ниже мы подробнее рассмотрим это авангардное художественное (и культурное) движение.

Оглавление

Исторический обзор: Зарождение «Стиля»

Движение De Stijl зародилось в 1917 году в Лейдене, городе в Южной Голландии в Нидерландах. Оно просуществовало примерно до 1931 года, когда умер его основатель Тео ван Досбург и начались политические волнения со стороны нацистской Германии. Термин De Stijl является голландским и переводится как «Стиль» на английском языке.

Именно Тео ван Досбург, голландский архитектор, дизайнер и художник, основал художественный журнал под названием De Stijl. Другими основными членами и основателями журнала были голландские художники Пит Мондриан и Барт ван дер Лек, а также венгерский художник Вильмош Хушар. Архитекторы Й.Й.П. Уд, Геррит Ритвельд и Роберт ван Хофф также были частью движения De Stijl.

Определение искусства де Стайл

Журнал De Stijl, том IV, № 8, с. 113-114; Piet Mondriaan, Public domain, via Wikimedia Commons

Идея журнала заключалась в том, чтобы объединить художников-единомышленников, дизайнеров, поэтов и многих других для совместной работы над новым стилем абстрактного искусства, выходящим за рамки живописи. Журнал стремился объединить все виды искусства, такие как дизайн (например, промышленный дизайн), архитектура, дизайн мебели, музыка, литература, такая как поэзия, типографика и многое другое. Журнал заложил теоретические основы для абстрактного визуального выражения, а также предоставил художникам De Stijl платформу для изучения и выражения своих теорий, чтобы другие могли участвовать и развивать их.

De Stijl стал общим художественным движением того времени с различными другими стилистическими направлениями, связанными с живописью и эстетикой, такими как неопластицизм и элементаризм. По сути, это был совершенно новый «стиль».

Манифест движения De Stijl

Манифест I De Stijl («Стиль») из журнала De Stijl , том II, № 1, стр. 4, ноябрь 1918 года; Тео ван Досбург (1883-1931), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В 1918 году члены De Stijl опубликовали манифест, в котором изложили девять принципов, за которые выступало движение De Stijl. Часто цитируется главная цель De Stijl, которая кратко подводит итог движения: «органичное сочетание архитектуры, скульптуры и живописи в ясной, элементарной, несентиментальной конструкции».

Некоторые из пунктов описывали старое и новое сознание того времени, а также фокус на индивидуальном и универсальном, например, «борьба индивидуального против универсального проявляется как в мировой войне, так и в искусстве современности». Таким образом, движение было «реформацией» искусства и культуры.

Что повлияло на движение De Stijl?

Движение De Stijl развивалось как реакция на экзистенциальную и социальную тяжесть, возникшую после Первой мировой войны. Это было стремление к утопическому миру, миру, который был бы гармонично упорядочен. Духовные идеи пронизывали всеохватывающие идеалы этого движения.

Другими словами, если в Европе в начале 1900-х годов из-за социально-политических обстоятельств наблюдалась тенденция к экспрессионизму, то De Stijl двигался в другом направлении.

Его целью было создание движения, основанного на фундаментальных, нефигуративных идеях, а также на духовной сущности простоты и геометрии, лежащей в основе каждой визуальной работы. На движение De Stijl повлияли идеи нескольких других художественных направлений, существовавших до него.

Влияние Де Стайла

Композиция I (Натюрморт) (1916), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Влияние оказали такие кубисты, как Пабло Пикассо и Жорж Брак, которые стали пионерами более абстрактного выражения форм. Другим влиятельным художественным течением является русский супрематизм, который был абстрактным художественным течением, основанным Казимиром Малевичем в 1915 году. Оно было сосредоточено на беспредметности искусства и геометрических формах. Кроме того, русский конструктивизм также повлиял на De Stijl, который был основан в 1915 году Владимиром Татлиным и Александром Родченко. Конструктивизм оказал особенно большое влияние на архитектуру De Stijl.

Теософское общество

Теософское общество, основанное в 1875 году Еленой Петровной Блаватской, было еще одной школой мысли, повлиявшей на движение De Stijl. В него входили такие члены, как Рудольф Штайнер, который со временем занял пост генерального секретаря в Германии.

Идеи философии М.Х.Й. Шенмекерса исследовали универсальные истины через простые и «идеальные геометрические» формы. В некоторых источниках она также описывается как «мистическая» идеология.

Неоплатонические идеи Шенмекерса повлияли на художников De Stijl, особенно на Пита Мондриана, который создал свою теорию искусства и визуальный стиль под названием «неопластицизм», что означает «новая пластика». Особенно влиятельными были публикации Шенмекерса «Het Nieuwe wereldbeeld» («Новый образ мира», 1915) и «Beginselen der beeldende wiskunde» («Принципы пластической математики», 1916).

Движение де Стайл

Композиция XXI (1923) Тео ван Досбурга; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Неоэкспрессионизм - исследование современного искусства экспрессионизма

Цитата Шенмекерса часто используется для описания влияния, которое он оказал на представления художников De Stijl о форме, где он сказал: «Две фундаментальные и абсолютные крайности, которые формируют нашу планету, это: с одной стороны линия горизонтальной силы, а именно траектория движения Земли вокруг Солнца, а с другой вертикальное и по сути пространственное движение лучей, исходящих из центра Солнца… три основных цвета — желтый, синий и красный».

К определению искусства De Stijl

Определение искусства De Stijl может быть лучше сформулировано, если мы посмотрим на произведения искусства, созданные в это время. Каждое произведение является физическим проявлением, а значит, и определением того, что представляло собой движение. Однако знание того, за что выступало движение, также поможет нам понять определение искусства De Stijl.

Итак, давайте рассмотрим некоторые характеристики и стили этого движения, а также нескольких основных художников и их произведения.

Характеристики, стили и произведения искусства De Stijl

Согласно Бюллетеню Музея современного искусства (MOMA) (том XX, № 2, зима 1952-1953 гг.), движение De Stijl характеризуется тремя «фундаментальными» принципами. Это «форма — прямоугольник; цвет — «первичные» оттенки, красный, синий и желтый; композиция — асимметричное равновесие».

Это было сердцем и душой движения De Stijl, и чтобы лучше понять его, мы должны рассмотреть два стиля в рамках этого движения.

Художники де Стайл

Слева: Пит Мондриан в своей студии в Париже, 1923 год; анонимный неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons | Справа: Тео ван Досбург в Aubette, Страсбург, 1927 год; анонимный неизвестный автор (фотограф), общественное достояние, через Wikimedia Commons

В рамках движения De Stijl существовало два важных стиля, и важно понимать, что они не были синонимами общего движения De Stijl, но они были его продуктами и применялись художниками De Stijl. Это стало кажущейся битвой между линиями Пита Мондриана и Тео ван Досбурга. Мондриан предпочитал горизонтали и вертикали, а ван Досбург — диагонали. Ниже мы рассмотрим основные принципы каждого стиля.

Неопластицизм Мондриана

Цитата Мондриана из его эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве (1917-1918)» отражает суть того, во что он верил; именно в этом эссе он представил неопластицизм. В нем он заявил: «Как чистое представление человеческого разума, искусство будет выражать себя в эстетически очищенной, то есть абстрактной форме. Новая пластическая идея не может, следовательно, принять форму естественного или конкретного представления».

На Мондриана повлияло его предыдущее участие в стиле неоимпрессионизма и работа по теории цвета, проделанная его ведущим членом Жоржем Сёратом. Мондриан также использовал свои сильные убеждения в теософии, которые помогли ему создать основы неопластицизма. Он был членом Голландского теософского общества.

Некоторые из характеристик неопластицизма включают строгое следование геометрическим формам в композиции.

Формы включают горизонтальные и вертикальные линии, или прямые линии и прямоугольники. Поверхность композиции, или холст, также должна быть прямоугольной формы. Иногда Мондриан наклонял холст под углом (45 градусов), и эти картины De Stijl известны как его серия «Лозенги».

Известные картины де Стайла

Композиция «Лозенге» с желтым, черным, синим, красным и серым (1921), Пит Мондриан; Пит Мондриан, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, особое внимание уделялось асимметрии — Мондриан считал, что гармония или баланс создаются благодаря расположению геометрических фигур. В композициях не допускались никакие другие формы, такие как круги, включая любые диагонали или изогнутые линии.

Цвета также были строго основными (красный, синий и желтый), которые использовались на фоне однотонных цветов, таких как белый, черный или серый. Также существовал баланс между резкими цветами и резкими линиями, иначе называемыми «смелыми».

Неопластицизм был целью Мондриана изобразить «абсолютную реальность». Это было сокращение всего, что считалось ненужным, таких элементов живописи, как субъективность или репрезентация, и других композиционных приемов, таких как перспектива. Он должен был передать ощущение чистоты, вернувшись к фундаментальным формам и цветам.

Известное искусство де Стайла

Tableau no. XI (1922) Пит Мондриан; Piet Mondrian, Public domain, via Wikimedia Commons

Хотя большинство художников De Stijl придерживались неопластицизма, так как его принципы были изложены в журнале De Stijl, многие начали чувствовать, что это слишком ограничивает. Примерно с 1921 по 1924 год Тео ван Досбург отделился от стиля неопластицизма и основал свой собственный стиль под названием элементаризм.

Это привело к тому, что Мондриан постепенно отделился от De Stijl, решив продолжать неопластицизм и развивать стиль самостоятельно.

Стиль развивался на протяжении всего времени, пока Мондриан жил в Париже с 1919 по 1938 год, а затем в Лондоне с 1938 по 1940 год. Из-за войны он переехал в Нью-Йорк и жил там, где его творчество достигло новых уровней вдохновения.

Элементаризм Ван Дойсбурга

Элементаризм Ван Досбурга включал диагональные линии, которые имели для художника символическое значение, связанное с движением и «динамизмом». Благодаря добавлению диагоналей и игре с различными оттенками цветов произведения Ван Досбурга приобрели ощущение живости. Многие источники также указывают на то, что ван Досбург был более экстравертным, чем Мондриан, и их разногласия были вызваны стилистическими предпочтениями, которые могли исходить из личностных склонностей.

Де Стайл

Контркомпозиция IV (1924), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, ван Досбург был вовлечен в другие художественные занятия и стили, например, в художественное движение Дада, частью которого он был в течение некоторого периода. Ван Досбург также писал и редактировал журнал «Mécano». Он писал стихи дада под псевдонимом И.К. Бонсе. Он также читал лекции в школе Баухаус в 1921 году и сотрудничал с различными архитекторами, такими как Корнелис ван Эстерен и Ж.Ж. Уд, создавая множество динамичных произведений искусства на протяжении многих лет.

  Как нарисовать лягушку - инструктивное руководство по легкому рисованию лягушки

Журнал De Stijl

Обложка журнала Mécano, номер No. 3, «Red», 1922; Тео ван Досбург (1883-1931), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Основные идеалы элементаризма были изложены в манифесте элементаризма ван Досбурга под названием «Манифест элементаризма» (1926-1928), а также в других эссе, написанных для журнала De Stijl. Заметным отличием стиля ван Досбурга было слияние живописи и архитектуры. Он писал об этом в эссе «К коллективной конструкции» (1924), заявляя:

«Мы заявляем, что живопись без архитектурной конструкции (то есть станковая живопись) не имеет больше причин для существования».

Известные художники и произведения искусства De Stijl

Художников De Stijl было много, среди них были живописцы, дизайнеры, архитекторы, скульпторы и другие. Ниже мы рассмотрим несколько известных произведений искусства De Stijl, которые свидетельствуют о принципах движения и авангардном характере мира искусства, который также открыл новые формы искусства в современном мире.

Пит Мондриан (1872 — 1944)

Ранние работы Пита Мондриана представляли собой эксперименты и стили кубизма, как, например, картина маслом «Серое дерево» (1912). Мы видим форму дерева — начало абстрактной композиции — подчеркнутую линиями и сплошными цветами, такими как черный и серый. Его работа «Пирс и океан (композиция № 10)» (1915) демонстрирует четкий абстрактный образ, с минимальной ссылкой на мир природы. Мы также замечаем, как Мондриан компонует вертикальные и горизонтальные линии в пространстве.

Известные художники де Стайл

Композиция № 10 (Пирс и океан) (1915) Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Характерный стиль De Stijl мы начинаем видеть в масляных картинах Мондриана «Композиция с цветными плоскостями» (1917) и «Композиция с большой красной плоскостью, голубовато-серой, желтой, черной и синей» (1922). В обеих картинах художник изобразил квадратные плоскости цвета в кажущемся равновесии и гармоничной структуре на холсте.

Однако в первой картине цвета более светлые, а в последней — более яркие, но при этом художник придерживается основной цветовой гаммы.

В композиции с большой красной плоскостью, голубовато-серым, желтым, черным и синим мы замечаем больше утонченности в стиле Мондриана. В центре композиции находится большой красный квадрат с различными окружающими белыми блоками и несколькими цветными. Толстые черные линии очерчивают квадраты, делая их еще более выделяющимися. Кроме того, существует асимметрия, созданная за счет больших и маленьких блоков.

Известная картина де Стайла

Композиция с большой красной плоскостью, голубовато-серым, желтым, черным и синим (1922) Пит Мондриан; Пит Мондриан, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди других работ Мондриана — «Композиция II красная, синяя и желтая» (1930), серия картин «Лозенги», «Tableau I: Lozenge with Four Lines and Gray (1926), и его более поздняя картина маслом под названием Broadway Boogie-Woogie (1942-1943), которая была более динамичной, чем его предыдущие картины. Последняя картина также была одной из его работ, написанных во время жизни в Нью-Йорке, что свидетельствует об изменении стиля художника и использовании цветов и форм.

Это часто объясняется изменением стиля жизни в одном из крупнейших и культурно разнообразных и жизнерадостных городов мира, а также влиянием джаза, который был распространен в то время.

Картина Мондриана в стиле де Стайл

Бродвейские буги-вуги (1942-1943) Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тео ван Досбург (1883 — 1931)

Тео ван Досбург, основатель движения De Stijl, создал множество примеров того, как абстрактные формы соотносятся с общей идеей движения. Мы видим это в его ранних работах, Композиция VIII («Три грации») (1917) и Композиция VIII («Корова») (ок. 1918). Хотя названия работ наводят на мысль о формах из мира природы, в масляной живописи художник свел предмет к его фундаментальным формам.

Ван Досбург также создал свою фирменную серию «Контркомпозиция», в которой начал отходить от строгих композиционных структур, заданных Мондрианом.

Знаменитое искусство де Стайл

Контркомпозиция V (1924), Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Примеры из этой серии включают Контркомпозицию V (1924), Контркомпозицию VIII (1924), Контркомпозицию VI (1925) и Контркомпозицию в диссонансе XVI (1925). В этих картинах маслом мы заметим характерные для живописи De Stijl диагонали.

Например, в «Контркомпозиции V» мы замечаем почти точное сходство с картинами Мондриана, но здесь ван Дойсбург перевернул геометрическую форму на 45 градусов. Мы также видим характерные основные цвета, с дополнительным серым в правом нижнем углу композиции. Также отсутствуют черные линии между фигурами.

Картина де Стайл

Контркомпозиция VI (1925) Тео ван Досбург; Тео ван Досбург, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В «Контркомпозиции VI» мы видим черные линии, движущиеся почти во всех направлениях и плоскостях. В качестве фона используется сетка с заметными вертикальными и горизонтальными линиями, а поверх нее — другая сетка с диагональными линиями. Большую часть правой стороны картины маслом занимают три толстые черные полосы вдоль диагональной сетки. На этой картине также видно, как фоновая сетка светлее по цвету, диагональная сетка более жирная по цвету, а на переднем плане значительно выделяются черные полосы.

Кроме того, композиция выглядит почти как архитектурный план или сетка, что говорит об интересе художника к живописи.

В картине «Одновременная контркомпозиция» мы видим почти игривую версию одной из картин Мондриана. Ван Досбург использовал типичные основные цвета, квадраты и черные линии, но здесь он не остался в рамках, так сказать, линий. Мы видим белый фон, черные, синие, красные и желтые квадраты и то, что кажется черными линиями для границы. Квадраты расположены неаккуратно друг к другу, а черные линии накладываются на квадратные формы, все это выглядит так, как будто вся работа была опрокинута, в результате чего формы оторвались от черных линий, которые, очевидно, выглядят диагональными, соединенными под прямым углом.

  Как отвердить липкую смолу - лучшие советы по отверждению смолы

Геррит Ритвельд (1888 — 1964)

Геррит Ритвельд был архитектором и дизайнером мебели. Он известен своим красно-синим стулом (1923), который стал символом стиля De Stijl, а также показал нам его применение в других областях, помимо холста. Этот стул выполнен с детальной точностью в цвете, линиях и плоскостях. Ритвельд не предполагал, что какие-либо части будут пересекаться друг с другом, но одновременно с этим происходит взаимодействие каждой части. Она также выполнена в манере, которая предполагает массовое производство. Здесь также присутствует элемент преобладания стилистического дизайна над комфортом.

Архитектура и мебель De Stijl

Красно-синий стул (1918), Геррит Ритвельд; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Среди других работ Ритвельда — его классический пример архитектуры De Stijl, дом Ритвельда Шредера (1924). Здесь мы видим стиль, столь характерный для движения De Stijl, снова выходящий за рамки холста и применяемый к зданиям (это яркий пример того, как искусство и архитектура становятся единой силой).

Дом выглядит как трехмерная версия картины De Stijl; мы замечаем основные цвета — желтый, синий и красный — в балках возле окон и большие участки белого, серого и черного, которые составляют внешние стены дома.

Другие художники де Стайл

Среди других художников De Stijl — Вильмош Хушар, венгерский художник, хорошо известный своими картинами маслом в стиле движения De Stijl, такими как «Механотанцовщица» (1922), которая отличается по стилю от первоначального неопластического стиля. Здесь, похоже, присутствует форма или очертания, напоминающие тело или человекоподобную форму. Мы также замечаем более свободное использование горизонтальных, вертикальных и диагональных линий при сдержанной цветовой гамме.

Другие художники De Stijl были архитекторами и дизайнерами визуальных искусств, например, художник и керамист Барт ван дер Лек, который был тихим и сдержанным членом движения De Stijl. Ван дер Лек в конце концов покинул движение в 1920 году, не подписав манифест De Stijl.

Другие художники де Стайл

Фотография художника De Stijl Бена ван дер Лека, 1956 год; Daan Noske / Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

Ведущими представителями архитектуры De Stijl были Й.Й.П. Уд, который был муниципальным архитектором жилищного строительства Роттердама с 1918 по 1933 год. Также был Роберт ван Хофф, который помимо архитектуры проектировал мебель. Он также оказывал финансовую помощь журналу De Stijl.

Среди других членов были Ян Вилс, архитектор, Жорж Вантонгерлоо, Сезар Домела, Корнелис ван Эстерен и Илья Болотовский, художник русского происхождения. На него повлиял Пит Мондриан и его характерный стиль искусства с вертикальными, горизонтальными и основными цветовыми схемами. Болотовский тоже писал в этой манере и был пионером в развитии роста абстрактных художников через Американскую ассоциацию абстрактных художников.

De Stijl and Beyond: На пути к современности

Движение De Stijl завершилось примерно в то время, когда ван Досбург умер в начале 1930-х годов. Хотя это могло положить конец движению, оно продолжало существовать благодаря тому, что ван Досбург внес свой вклад и начал в рамках движения, наряду со многими другими художниками, которые все развивались по-своему. Движение De Stijl повлияло на современное искусство, международный стиль в архитектуре, движение Баухаус и многих других современных художников, таких как Марк Ротко, Фрэнк Стелла, Дэн Флавин и Дональд Джадд.

De Stijl и все, что он отстаивал, придало новый смысл не только живописи, но и дизайну и архитектуре. С его сильной теоретической и созерцательной направленностью, он бросил вызов тому, как художники всех направлений рассматривали искусство, взаимодействие и отношения с формой, цветом и композицией — в трех измерениях или двух, а также слияние мистического и духовного. Это был почти стиль «возвращения к основам» искусства, который искал скрытую истину, когда все излишества формы были удалены.

Часто задаваемые вопросы

Что представляло собой движение De Stijl?

Голландский архитектор, дизайнер и художник Тео ван Досбург основал художественный журнал под названием De Stijl. Журнал заложил теоретические основы для абстрактного визуального выражения, а также дал художникам De Stijl платформу для изучения и выражения своих теорий. De Stijl — это термин, обозначающий художественное движение в Нидерландах в 1900-х годах. У него было два подстиля, а именно неопластицизм и элементаризм.

Каковы основные характеристики искусства де Стайл?

Основные характеристики движения De Stijl можно рассматривать как три «фундаментальных» принципа. Это геометрические формы, другими словами, вертикальные и горизонтальные линии и прямоугольники; цветовая палитра, состоящая только из основных цветов, красного, синего, желтого, и однотонных цветов, таких как черный, белый и серый; и асимметричная композиция, благодаря которой достигается равновесие.

Что означает термин «De Stijl»?

Термин De Stijl — это голландское слово, которое на английском языке переводится как «Стиль». Так назывался голландский художественный журнал, который был основан в начале 1900-х годов Тео ван Досбургом и Питом Мондрианом, а также другими голландскими художниками, архитекторами, скульпторами и дизайнерами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий