Искусство диптиха — взгляд на историю и стиль диптихов

Искусство диптиха

На протяжении всей истории человечества художники предпочитали использовать диптихи. Но что такое диптих? Диптих — это произведение искусства, состоящее из двух соответствующих панелей, соединенных вместе, но это может быть и единое произведение, состоящее из двух панелей, изображающих отдельные сцены, или одна часть, продолжающая обе панели. За прошедшие годы было создано бесчисленное множество великолепных диптихов. В этой статье мы рассмотрим искусство диптиха, его историю, эволюцию и многое другое! Продолжайте читать, чтобы узнать о пяти самых известных диптихах в мире.

Оглавление

Что такое диптих?

Вот определение диптиха: проще говоря, диптих — это объект, состоящий из двух частей, единое произведение искусства, образованное парой панелей, соединенных вместе. Диптих может представлять собой картины, фотографии, рисунки, резьбу или любое плоское произведение искусства. Формирование может быть портретным или альбомным, и обычно оба произведения имеют одинаковый размер. Панели, образующие диптих, могут быть скреплены между собой шарниром или быть смежными. Добавление еще одной панели превращает диптих в триптих.

Диптихи бывают разных стилей. На двух панелях часто изображаются сцены, тесно связанные друг с другом, или демонстрируются различные ракурсы одной и той же сцены.

Также часто бывает, что панели имеют общую композицию или цвет, но на каждой из них изображены разные сцены. Примером может служить диптих, содержащий портреты супружеской пары, где каждый из партнеров изображен на отдельной панели, но для обеспечения единства в каждой панели использована одна и та же цветовая палитра и техника.

История искусства диптиха

Если мы разберем определение диптиха, то обнаружим, что оно происходит от греческих слов di, означающего «два», и ptychē, означающего «складывать». Его первоначальное название дает нам представление о его первоначальной функции. Диптихи использовались в качестве скрижалей для письма, которые могли складываться; мы можем считать диптих древней версией стандартного блокнота. Диптих состоял из пары пластин, соединенных шарниром и заполненных воском, на котором можно было сделать надпись, затем стилусом царапали поверхность воска, чтобы написать на нем.

Определение диптиха

Консульский диптих Ареобинда из слоновой кости, Византия (506 г. н.э.), находится в музее Лувра в Париже, Франция; Музей Лувра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Затем, как по волшебству, воск слегка нагревали, разглаживали, и он становился как новый, стирая все предыдущие гравюры. Тарелки часто делали из дерева, но можно было встретить и варианты из металла или кости. Были роскошные варианты, выполненные из экстравагантных материалов, и стандартные диптихи с деревянными рамами.

Диптихи были излюбленной формой искусства средневековой живописи, которая сохранилась и в эпоху Возрождения. Их обычно скрепляли петлями, чтобы защитить заключенные в них произведения искусства. Диптихи могли использоваться как священные произведения христианского искусства, и иногда их делали алтарными образами. Однако триптих был более популярным вариантом алтарного образа. В византийскую эпоху диптихи часто использовались в качестве передвижных икон для частных религиозных целей.

К XIII веку диптихи были широко распространены в Италии и регулярно появлялись в произведениях итальянского Возрождения. Затем примерно с 1400 по 1580 год во Фландрии мы видим приток диптихов в религиозную живопись Северного Возрождения, которая стала популярной среди выдающихся фламандских художников, таких как Ян ван Эйк. На этих работах обычно изображались сцены из Библии, светские портреты и изображения Святой Троицы. Формат этих диптихов обычно включал изображение Мадонны с младенцем на правой панели и портрет владельца диптиха в молитве рядом с его портретом святого на левой панели.

Эволюция искусства диптиха

Традиционно диптихи скреплялись петлями, позволяющими складывать их для защиты произведения искусства. Затем диптих превратился в произведение искусства, которое в последующие века обычно использовалось для изображения религиозных сюжетов или сцен.

Диптихи также использовались для чествования важных фигур и святых. Благодаря функциональным шарнирам они превратились в алтари, которые можно было переносить, не повреждая при этом находящиеся в них произведения искусства.

Что такое диптих

Диптих с коронацией Богородицы и Страшным судом (ок. 1260 — 1270 гг.), находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США; Музей Метрополитен, CC0, via Wikimedia Commons

По данным Британского музея, эти диптихи были отнесены к категории ритуального и религиозного оборудования. Эти невероятные предметы насчитывают несколько столетий и были представлены в культурах всего мира, включая христианскую и буддийскую религии. Многие из этих произведений были вырезаны из камня или слоновой кости.

В отличие от них, в современном искусстве мы видим гораздо больше структурных вариаций.

Художники часто создавали две несвязанные панели, предназначенные для того, чтобы висеть рядом друг с другом, но физически не связанные между собой. Также часто художники использовали одну панель для создания иллюзии диптиха. Этого можно добиться, нарисовав линию на произведении искусства, чтобы разделить его, или вырезав два окна в одном паспарту.

  Василий Кандинский - портрет Кандинского-художника

Зачем использовать диптихи?

Различные варианты использования диптихов варьируются от более функциональных, таких как древняя записная книжка или средство защиты искусства, до замысловатых алтарных образов, созданных для набожного использования, от произведений искусства, рассказывающих историю сцены, до замысловатых произведений, демонстрирующих контраст.

Диптихи на протяжении веков остаются популярными среди художников. В диптихах две панели могут быть использованы для создания единой сцены.

Пример искусства диптиха

Диптих «Деисус», икона XVII века (слева направо: Архангел Михаил, Богоматерь, Иоанн Креститель, Архангел Гавриил), находится в Историческом музее в Саноке (Польша); Przykuta , Public domain, via Wikimedia Commons

Диптих также может быть примером произведения искусства, состоящего из двух совпадающих частей. Другая интерпретация диптиха предполагает использование двух отдельных панелей в качестве самостоятельных произведений искусства, которые затем соединяются эстетической связью.

Художники могут использовать каждую панель, чтобы подчеркнуть контрастные концепции, изображая такие вещи, как жизнь и смерть или контрастные эмоции. Диптих служит разным целям; это не просто замысловатое произведение искусства.

Диптих мог содержать список имен тех, кто жив на одной стороне, и список тех, кто умер на другой стороне, для молитв и месс. Диптихи также могли служить в христианской церкви для богослужений, изображая на двух откидных панелях ряд связанных сцен. Часто это были изображения жизни Девы Марии и Иисуса Христа.

Пять самых известных картин-диптихов

Большая коллекция великолепных диптихов существует как в классическом искусстве, так и в современном. Дошедшие до нас древние произведения редки и хранятся в коллекциях самых известных музеев мира. Вот наша подборка пяти самых известных диптихов за всю историю искусства.

Уилтонский диптих (ок. 1395 — 1399 гг.) Неизвестный

Художник Неизвестный
Дата написания c. 1395 — 1399
Средство Темпера на панели
Размеры 53 см x 37 см
Где в настоящее время хранится Национальная галерея, Лондон, Англия

Уилтонский диптих является частью коллекции произведений искусства, оставшихся от короля Ричарда II. Уилтонский диптих — изысканный образец религиозной панельной живописи эпохи позднего Средневековья в Англии. Это одно из немногих сохранившихся панно из Англии. Картина была заказана королю Ричарду II в последние пять лет его жизни.

Этот знаменитый диптих представляет собой сочетание светских и религиозных образов, отражающих концепцию царствования Ричарда II.

Произведения искусства диптиха

Уилтонский диптих (между ок. 1395 и ок. 1399 гг.), находится в Национальной галерее в Лондоне, Англия; Национальная галерея, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Уилтонский диптих — это небольшое панно в готическом стиле, выполненное из дуба и служившее переносным алтарем короля Ричарда II. Это набожное произведение искусства свидетельствовало о христианской набожности короля Ричарда II и его вере в свое божественное право. Король Ричард II изображен коленопреклоненным перед небесной сценой на панели слева вместе с Иоанном Крестителем и святыми покровителями Эдмундом и Эдуардом Исповедником, которые представляют его Деве Марии и Младенцу Христу, которые находятся на правой панели в окружении одиннадцати ангелов.

Символизм в изобилии присутствует в этой знаменитой картине-диптихе. Число одиннадцать символизирует возраст, когда Ричард II стал королем.

Эмблема Ричарда II — белый харт — носится королем и ангелами в качестве знака отличия. Младенец Христос поднял руку, чтобы благословить штандарт и правление Ричарда II над Англией. Картину украшают роскошные цвета ультрамаринового синего и золотого. Диптих Уилтона демонстрирует сложную проработку деталей, богатую роспись и тщательное золочение. Это редкий триумф.

Диптих Федерико да Монтефельтро и Баттиста Сфорца (ок. 1473 — 1475) работы Пьеро делла Франческа

Художник Пьеро делла Франческа
Дата написания c. 1473 — 1475
Средство Масло на дереве
Размеры 47 см x 33 см
Где в настоящее время хранится Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Диптих «Федерико да Монтефельтро и Баттиста Сфорца» — один из самых почитаемых портретов итальянского Возрождения. На портретах изображены муж и жена, Баттиста Сфорца и Федерико да Монтефельтро. Пьеро делла Франческа воплощает традиции XIV века в своем вдохновляющем диптихе, в котором прослеживается влияние древних монет, изображая две фигуры в профиль.

Такой ракурс позволил Франческе изобразить фигуры с достаточным количеством деталей для верного представления и хорошего сходства, без необходимости изображать их чувства.

Знаменитая картина диптих

Диптих Федерико да Монтефельтро и Баттиста Сфорца (ок. 1473 — 1475) работы Пьеро делла Франческа, находится в галерее Уффици во Флоренции, Италия; Пьеро делла Франческа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Поль Сезанн - художественная биография знаменитого постимпрессиониста

Герцог и герцогиня стоят лицом друг к другу, а изображенные Франческой пространственные компоненты, такие как непрерывность пейзажа и освещение, представляют территорию, над которой они правили. Хотя яркий контраст между бледным цветом лица Баттисты Сфорца и бронзовым оттенком Федерико соответствовал эстетическим традициям эпохи Возрождения, они также намекали на безвременную кончину Сфорца в 1472 году. На задней стороне панелей изображена пара, которую с триумфом везут на древних повозках с латинскими надписями, подробно описывающими христианские добродетели.

В настоящее время портреты находятся в современной раме, но картины на обратной стороне позволяют предположить, что когда-то они были частью диптиха.

Уникальные картины на обратной стороне и их иконография были представителями римского триумфа, который традиционно отмечал военные победы, но в данном контексте, в паре с надписями, это были аллегории вечности, целомудрия, любви, славы и времени. Диптих Федерико да Монтефельтро и Баттиста Сфорца — шедевр Франчески.

Скульптор Обэ и его сын Эмиль (1882) Поля Гогена

Художник Поль Гоген
Дата написания 1882
Средство Масло на холсте
Размеры 53 см x 72 см
Где в настоящее время хранится Пти-Пале, Париж, Франция

Картина «Скульптор Обе и его сын Эмиль» была написана влиятельным французским художником Полем Гогеном. Гоген был воспитан в импрессионизме, но отошел от него, разработав новый стиль под названием символизм. Диптих Гогена отличался от его обычных работ, так как его цветовая палитра была не такой яркой, а изображенная сцена не такой экзотической. На правой панели изображен Жан-Поль, который занимается изготовлением вазы в своей мастерской, но вместо того, чтобы обратить внимание на текущую задачу, он смотрит на своего сына, который изображен читающим на левой панели.

Две фигуры, отца и сына, расположены по разные стороны и, кажется, находятся далеко друг от друга, что подчеркивается тем, что на каждой панели совершенно разная атмосфера.

Картина диптих

Скульптор Обэ и его сын Эмиль (1882) Поля Гогена, находится в Пти-Пале в Париже, Франция; Поль Гоген, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако, благодаря мастерству Гогена, эти две панели перетекают друг в друга. Ваза создает дополнительную связь между двумя сценами. Ваза занимает большую часть холста на правой панели, где мы видим рабочее место отца, затем она появляется в углу сцены на левой панели, где изображен его сын.

В картине «Скульптор Обе и его сын Эмиль» мы видим отход Гогена от импрессионизма и его увлечение подражанием.

Его работы после импрессионизма оказали глубокое влияние на современных и французских художников-авангардистов, таких как Анри Матисс и Пабло Пикассо. К сожалению, его творчество оставалось практически неоцененным до самой смерти художника. Сейчас Гоген в основном признан за свои эксперименты с цветом и стиль синтетизма, который отличал его работы от импрессионизма.

Диптих «Мэрилин» (1962) Энди Уорхола

Художник Энди Уорхол
Дата написания 1962
Средство Шелкография тушью и акриловой краской на двух холстах
Размеры 205,44 см x 289,56 см
Где в настоящее время хранится Тейт, Лондон, Англия

Монументальный диптих «Мэрилин» — одна из самых известных работ Энди Уорхола, изображающая кинозвезду Мэрилин Монро. Диптих Мэрилин состоит из 50 изображений, в качестве фотографии поп-артист использовал рекламный снимок Мэрилин из фильма «Ниагара» (1953). Уорхол использовал эту фотографию Мэрилин в качестве основы для многих своих гравюр и картин с изображением знаменитой актрисы. Уорхол завершил работу над своим впечатляющим произведением искусства всего через несколько недель после смерти Мэрилин в 1962 году.

Уорхол использовал технику шелкографии для создания «Диптиха Мэрилин». На левой стороне знаменитого диптиха изображены 25 цветных изображений, а правая сторона картины состоит из тех же изображений в черно-белом варианте.

Существует несколько способов интерпретации картины, один из которых — контраст яркого цвета с черно-белым, который напоминает о жизни и смерти Мэрилин. Постоянное повторение образа Мэрилин иллюстрирует ее вездесущее влияние. Картина объединяет две наиболее яркие концепции Уорхола: смерть и культ знаменитости.

Диптих «Мэрилин» получил высокую оценку за то, что в нем воплощено наследие Мэрилин. Поразительный контраст между обеими сторонами картины и множественность смыслов, которые она вызывает, демонстрируют силу диптиха. Картина заняла третье место в списке влиятельных произведений современного искусства, составленном газетой The Guardian в статье 2004 года.

Диптих «Мэрилин» широко признан самой известной картиной Уорхола.

Вертикальный фланкирующий диптих (большой, красная линия) (1966 — 1968) Джо Баер

Художник Джо Баер
Дата написания 1966 — 1968
Средство Масло на холсте
Размеры 152,3 см x 109,2 см
Где в настоящее время хранится Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия

Когда Баер начала заниматься живописью, ее работы соответствовали движению абстрактного экспрессионизма, захватившему Нью-Йорк в 1950-х годах. Ее стиль в значительной степени изменился, когда она уехала в Лос-Анджелес, где провела несколько лет. Вернувшись в Нью-Йорк, она стала отдавать предпочтение стилю абстракционизма, в котором на первый план выходят резкие края и пустота холста. Точно выполненные полотна Баер 1960-х годов являются одними из самых узнаваемых, например, ее «Вертикальный диптих с флангами» (большой, красная линия).

Диптих «Vertical Flanking Diptych (Large, Red Line)» в основном состоит из поглощающего пустого пространства, обрамленного по периметру полосой красного цвета, окруженной более толстой черной полосой. Важно отметить, что черная полоса не является рамкой, равно как и белое пространство не является центром.

Художник диптиха

Фотография художницы Джо Баер, сделанная в 2014 году; Billiesavage, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  Амедео Модильяни - взгляд на жизнь художника Амедео Модильяни

Картина показана как дублирующий диптих, с двумя одинаковыми холстами, чтобы подчеркнуть их физичность. Минималистские работы Баера привлекают внимание к пространственным отношениям на холсте — позитивное и негативное пространство, отсутствие и присутствие на холсте были важнее предмета.

Вдохновенные работы Баер были широко признаны ее современниками-минималистами. Ее работы были включены в различные выставки, такие как нью-йоркская выставка Дэна Грэма, в которой участвовали такие влиятельные художники, как Роберт Смитсон и Сол Ле Витт. В 1975 году Уитни обратил внимание на минималистские работы Баер, однако она уже сопротивлялась категоризации своих работ 1960-х годов. Хотя Баер была новаторской фигурой среди сторонников минимализма, в 1975 году она уехала из Нью-Йорка в Ирландию, оставив минимализм позади.

Диптихи существовали на протяжении веков как основной художественный выбор классического искусства, и они остаются актуальными и достаточно популярными, чтобы быть включенными в современное искусство. Диптихи эволюционировали от орнаментированных скрижалей для письма, соединенных между собой шарнирами, до эффектных парных картин, соединенных тем же способом. Наша подборка из пяти самых известных диптихов демонстрирует всю сложность и вариативность этого вида искусства. Если вам понравилась эта статья, мы думаем, что вам могут понравиться и другие наши статьи! Просмотрите наш сайт, чтобы найти еще больше удивительных материалов, связанных с искусством!

Взгляните на нашу веб-историю об искусстве диптиха здесь!

Часто задаваемые вопросы

Что такое диптих?

Если мы разберем определение диптиха, то обнаружим, что оно происходит от греческих слов di, означающего два, и ptychē, означающего складывать. Его оригинальное название дает нам представление о его первоначальной функции. Диптихи использовались в качестве скрижалей для письма, которые могли складываться; мы можем считать диптих древней версией стандартного блокнота. Диптих — это объект, состоящий из двух частей, единое произведение искусства, образованное парой панелей, соединенных вместе. Диптих может представлять собой картины, фотографии, рисунки, резьбу или любое плоское произведение искусства. Формирование может быть портретным или альбомным, и обычно оба произведения имеют одинаковый размер. Панели, образующие диптих, могут быть закреплены вместе или быть смежными.

Каково назначение диптиха?

Различные варианты использования диптихов варьируются от более функциональных, таких как древняя записная книжка или средство защиты искусства, до замысловатых алтарных образов, созданных для набожного использования, до произведений искусства, рассказывающих историю какой-либо сцены, до замысловатых произведений, демонстрирующих контраст. Диптихи на протяжении веков остаются популярными среди художников. В диптихе две панели могут быть использованы для создания единой сцены. Диптих также может быть примером произведения искусства, состоящего из двух совпадающих частей. Другая интерпретация диптиха предполагает использование двух отдельных панелей в качестве самостоятельных произведений искусства, которые затем соединяются между собой посредством эстетической согласованности. Художники могут использовать каждую панель, чтобы подчеркнуть контрастные концепции, изображая такие вещи, как жизнь и смерть или контрастные эмоции. Диптих служит разным целям; это не просто замысловатое произведение искусства. Диптих мог содержать список имен живых на одной стороне и список мертвых на другой стороне, для молитв и месс. Диптихи также могли служить в христианской церкви для богослужений, изображая на двух откидных панелях ряд связанных сцен. Часто это были изображения жизни Девы Марии и Иисуса Христа.

Какова эволюция диптиха?

Традиционно диптихи скреплялись петлями таким образом, чтобы можно было складывать их для защиты произведений искусства. Затем диптих превратился в произведение искусства, которое в последующие века обычно использовалось для изображения религиозных сюжетов или сцен. Диптихи также использовались для чествования важных фигур и святых. Функциональные петли превращали их в алтари, которые можно было переносить, не допуская при этом повреждения находящихся в них произведений искусства. В современном искусстве, напротив, мы видим гораздо больше структурных вариаций. Художники часто создавали две несвязанные панели, которые должны были висеть рядом друг с другом, но физически не были соединены. Также часто художники использовали одну панель для создания иллюзии диптиха. Этого можно добиться, нарисовав линию на картине, чтобы разделить ее, или вырезав два окна в одном паспарту.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий