«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа — подробный анализ

Свобода, ведущая народ

Картина «Свобода ведет народ» (1830) Эжена Делакруа считается одной из самых революционных картин в истории Франции и французского романтизма. Ее называют «национальной иконой», изображающей и символизирующей французское восстание против монархии того времени, когда она была написана. В этой статье мы рассмотрим эту картину более подробно.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Эжен Делакруа?

Ведущий французский романтик Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года, а умер 13 августа 1863 года. Он родился в Париже в Шарантон-Сен-Морис и учился в лицее Луи-ле-Гран в 1815 году под руководством Пьера-Нарцисса Герена, где он также познакомился с влиятельным Теодором Жерико.

Его художественные основы заложены в изучении классического искусства и художников, он делал копии их работ в Лувре. На него повлияла литература лорда Байрона и Шекспира, а также акварельная живопись. Делакруа писал сюжеты из современной жизни, и он был известен своим бунтарским отношением к установленным правилам. Его стиль был более экспрессивным.

В 1832 году он совершил путешествие в Марокко, которое оказало дальнейшее влияние на его искусство и тематику, а его работы повлияли на более поздних художников, представлявших такие стили искусства, как импрессионизм.

Художник картины Французской революции

Автопортрет с зеленым жилетом (ок. 1837) Эжен Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Свобода, ведущая народ (1830) Эжена Делакруа в контексте

Ниже мы представим анализ картины «Свобода, ведущая народ», начиная с краткого контекстуального обзора, в котором рассматривается это произведение французского романтизма, исторические события, изображенные в этой сцене, а также ее политическое влияние. Затем последует формальный анализ, в котором мы более подробно рассмотрим сюжет картины и художественный стиль Делакруа, связанный с использованием цвета, кисти, пространства и т.д.

Художник Эжен Делакруа
Дата написания 1830
Средство Масло на холсте
Жанр Историческая живопись
Период / движение Романтизм
Размеры 260 x 325 сантиметров
Серия / версии П/П
Где находится? Музей Лувр, Париж
Сколько стоит Приобретена за 3 000 фр. в 1831 году

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

В 1830 году Июльская революция во Франции была известна как «Три славных дня», по-французски Les Trois Glorieuses, и длилась она, как видно из названия, три дня, а именно 27, 28 и 29 июля. Это был революционный момент в истории Франции, потому что он объединил весь народ против правящего короля, которым в то время был Карл X.

Почему произошло восстание против монархии? Хотя это сложная тема с многочисленными научными дебатами, для целей данной статьи мы дадим сокращенное объяснение.

Король Карл X был консервативным королем, он принадлежал к так называемой политической фракции ультрароялистов, которые верили в правление монархии и католической церкви. Он также принадлежал к ветви семьи Бурбонов, которая была восстановлена в 1814 году, называемом Реставрацией Бурбонов, после правления императора Наполеона.

Картина Французской революции в контексте

Карл X, король Франции (1757-1836) Уильям Корден Старший; William Corden the Elde r, Public domain, via Wikimedia Commons

Карл X стал королем в 1824 году после смерти своего брата короля Людовика XVIII, он проводил новую политику, которая вызвала волнения среди населения, что в конечном итоге привело к его свержению, в результате которого произошла Июльская революция 1830 года. За ним последовал новый король, король Луи-Филипп I, который также был известен как «король-гражданин» и «король французов», он был из Орлеанской ветви семьи.

  Эдуард Мане - исследование жизни французского художника-импрессиониста Мане

Рассматривая картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», важно отметить, что она не является изображением событий Французской революции, которая произошла в 1789 году и продолжалась примерно до 1799 года. Результатом последней стало правление Наполеона Бонапарта, который также основал французское консульство, сверг монархию и власть католической церкви. Делакруа по-своему способствовал революции, поддерживая ее своей живописью.

Его часто цитируют в письме к брату, которое он написал в октябре 1830 года: «Я взялся за современную тему, баррикаду, и хотя я, возможно, не сражался за свою страну, по крайней мере, я буду рисовать для нее. Это вернуло мне хорошее настроение».

Картина Французской революции

Свобода на картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830); Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Революционное время в искусстве: От ментального к эмоциональному

Если во Франции это было революционное время, то в мире искусства оно было не менее революционным. Романтизм — это бурно развивающееся движение, которое возникло примерно в конце 1700-х и до середины 1800-х годов. Оно возникло не только во Франции, но имело корни в Англии, Германии и других частях Европы. Аналогичным образом, оно было распространено не только в изобразительном искусстве, но и в других жанрах, таких как музыка, литература и архитектура.

Основной сутью, так сказать, романтизма был его бунт против интеллектуализма эпохи Просвещения и доминирующего неоклассического стиля искусства того времени. Он отдавал предпочтение выражению эмоций, а также ценности природы над индустриализацией. Давайте вкратце познакомимся с неоклассицизмом и узнаем больше о Делакруа, прежде чем продолжим анализ «Свободы, ведущей народ».

Неоклассический стиль искусства был связан с рациональностью, разумом, порядком и идеалами классического искусства Греции и Рима. Французская Королевская академия живописи и скульптуры, иначе называемая на французском языке Королевской академией живописи и скульптуры, контролировала процесс создания произведений искусства, а также устанавливала иерархию видов и жанров живописи.

Исторические картины были признаны самым важным жанром, который состоял из сюжетов из истории, например, библейской, классической мифологии или древних исторических событий. Эти картины часто создавались в виде больших произведений.

Картина

Обычное собрание Королевской академии живописи и скульптуры в Лувре (ок. 1712-1721 гг.) Жан-Батист Мартен ; Jean-Baptiste Martin, Public domain, via Wikimedia Commons

Среди сторонников неоклассицизма был Жак-Луи Давид, на которого оказали влияние предшественники барокко Николя Пуссен. Последний создавал картины, основанные на линиях и формах, что привело к появлению произведений искусства, в основе которых лежали такие умственные способности, как порядок, равновесие и симметрия, а сюжеты несли в себе моральные послания.

Ученик Жака-Луи Давида, Жан-Огюст-Доминик Ингр прославился своей позицией в отношении классических ценностей, которые также были сосредоточены вокруг использования линии и формы в живописи, но, что важно, и в рисунке. Он был известен как пуссенист, то есть группа художников, названная в честь Николя Пуссена.

Пуссенисты и рубенисты были двумя соперничающими и влиятельными группами в искусстве того времени.

Ингр был одним из величайших соперников Делакруа в искусстве, потому что Делакруа был рубенистом и поддерживал более эмоциональные качества искусства, такие как цвет. Рубенисты черпали вдохновение у фламандского художника Питера Пауля Рубенса, который также был художником эпохи барокко. Он был известен своим эмоциональным стилем живописи.

Картина Эжена Делакруа

Портрет художника (1623), Питер Пауль Рубенс; Питер Пауль Рубенс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Диего Веласкес - Жизнь и творчество испанского живописца Веласкеса

Если мы посмотрим на французский романтизм, Делакруа был новатором в этом движении и создал произведения искусства, которые отошли от более традиционных неоклассических картин и правил Французской академии.

Романтизм стал для художника платформой для изучения современных тем, хотя и в форме исторических картин.

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы более подробно рассмотрим «Свободу, ведущую народ» Эжена Делакруа. Важно помнить, что эта картина французской революции является аллегорической, что означает, что она символизирует такие понятия, как свобода и Французская республика.

Картина

Свобода, ведущая народ (1830), Эжен Делакруа; Эжен Делакруа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Визуальное описание: Тематика

Картина «Свобода, ведущая народ» представляет собой сцену, наполненную действием и интенсивностью, в которой центральным персонажем является женщина, окруженная сотнями мужчин, следующих ее примеру. Начиная с центральной фигуры, женщина одета в длинное желтое платье, распахнутое на груди, обнажающее ее грудь.

Ее лицо изображено в профиль, повернуто в правую сторону, и она смотрит через правое плечо на мужчин, идущих за ней. Ее правая рука (если смотреть слева от нас) вытянута над головой, и она размахивает большим трехцветным французским флагом.

Триколор, который отличает французский флаг, — это синий, белый и красный цвета.

Анализ картины

Деталь картины «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

В ее левой руке (если смотреть справа от нас), опущенной вниз и расположенной в районе талии, находится большой мушкет с примкнутым к дулу штыком. Она выглядит как мощная сила, бегущая вперед, босиком, через то, что кажется баррикадой.

На ней также красная фригийская шапочка, которая с древнеримских времен является символом свободы.

Слева от нее (справа от нас) — фигура мальчика, которого отличают два пистолета в обеих руках, ранец и черный берет на голове, который обычно носят французские студенты, сделанный из бархата и называемый фалуш.

Картина

Деталь картины «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Справа от нее (слева от нас) стоят несколько взрослых мужчин; тот, что ближе всех к женщине, одет в шляпу, черное пальто и держит ружье в обеих руках. Слева от него, у крайней левой границы композиции, стоит другой мужчина в менее формальной одежде: на голове берет, белая рубашка с рюшами и, похоже, комбинезон поверх нее. В правой руке он держит саблю-брикет, а пистолет пристегнут к поясу красно-синим платком.

Деталь картины

Деталь картины «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Из-под обломков, ползая на четвереньках, к ногам женщины приближается фигура. Он смотрит на нее сверху, как на фигуру спасения. На нем черные брюки, синяя рубашка, красный пояс и бандана, иначе называемая «пехотным бикором».

Эти цвета напоминают французский флаг.

Деталь картины

Деталь картины «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

На переднем плане композиции разбросаны несколько мертвых тел; слева лежит полуголый мужчина с одним носком на безжизненных ногах. Справа — две другие фигуры мужчин, одетых в военную одежду. Мы заметим, как на заднем плане появляется мальчик с правой стороны, у правой границы среднего плана композиции, изображающей часть собора Нотр-Дам в Париже.

Остальная часть фона кажется окутанной дымом и толпами людей.

Свобода ведущая народ картина фон

Фон картины «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цвет и свет

В картине «Свобода ведет народ» присутствуют нейтральные и землистые цвета, такие как белый, коричневый и бежевый, в различных оттенках, что придает общей композиции цветовую гармонию. В центре нас встречает желтый цвет платья героини с различными более яркими оттенками, например, красным и синим, подчеркивающими цвета французского флага. В небе над головой — глубокий синий цвет, почти видимый сквозь дымку на заднем плане.

Передний план освещен неизвестным источником света, выделяя центральную женскую фигуру, олицетворяющую Свободу, а также мертвые тела.

Свет на картине Liberty Leading the People

Свет в картине «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Цвет барвинок - взгляд на различные и уникальные оттенки барвинка

Текстура и работа кистью

Текстура на картине «Свобода, ведущая народ» передана с помощью выразительных и разнообразных мазков кисти Делакруа, придающих композиции еще больше жизни. В качестве примера можно привести одежду, в частности, драпирующееся платье Свободы, туманный дым на заднем плане, а также дерево и камни, разбросанные тут и там.

Текстура в картине

Текстура в картине «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Линия, форма и очертания

Существует тесная взаимосвязь между мазками и линией, формой и очертаниями; мазки как бы создают формы и очертания, например, здания вдали или богатые контуры человеческих фигур.

Более того, здесь нет очерченных контуров или четких размеренных мазков, которые мы видим на академических картинах, вместо этого каждая форма и очертание создаются с помощью свободных мазков.

Если посмотреть дальше, то кажется, что в этой композиции нет порядка, есть различные вертикальные и диагональные линии; фигуры и формы кажутся разрозненными, но Делакруа создал некоторое ощущение порядка благодаря использованию пирамидальной композиции, в центре которой находится Свобода.

Линия на картине

Линия и перспектива в картине «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа; Эжен Делакруа, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пространство

Картина Liberty Leading the People — это крупномасштабное произведение искусства размером 260 x 325 сантиметров. Если бы мы стояли перед этой картиной, то были бы поражены интенсивностью сцены, особенно переднего плана, который, кажется, движется прямо в наше пространство. Это подчеркивается фигурой слева, чья рука, по описаниям художественных источников, укорочена, что создает иллюзию пространства.

Картина

Свобода, ведущая народ (1830) Эжена Делакруа в Лувре, Париж; Янн Карадек из Парижа, Франция, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

На краю свободы

Хотя «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа не является изображением французской революции 1789 года, это все же картина французской революции, изображающая момент времени, когда люди из всех социальных классов боролись вместе, на краю своей свободы.

Здесь нет притворства или идеализации фигур, только реальность того, к чему может привести революция.

Более того, Свобода здесь — это символ свободы, который с годами был увековечен на почтовых марках, монетах, а также в современной поп-культуре, как, например, на обложке альбома Viva la Vida или Death and All His Friends (2006) музыкальной группы Coldplay.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал Свободу, ведущую народ?

Эжен Делакруа, одна из ведущих фигур французского романтизма, написал знаменитую картину времен французской революции под названием «Свобода, ведущая народ» (1830).

О чем картина «Свобода, ведущая народ»?

Картина «Свобода, ведущая народ» (1830) рассказывает об Июльской революции во Франции в 1830 году. В ходе революции был свергнут тогдашний король Карл X. Важно помнить, что на этой картине не изображены события Французской революции, которая произошла в 1789 году.

Реальна ли женщина на картине «Свобода, ведущая народ»?

Женщина на картине «Свобода, ведущая народ» (1830) не основана на реальной женщине из истории, но она является символом свободы. Ее часто называют Марианной, олицетворяющей идеалы свободы во Франции.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий