Картины Микеланджело — самое известное искусство Микеланджело

Картины Микеланджело

Его полное имя — Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, но вы, скорее всего, знаете его как Микеланджело, одну из самых значительных личностей в западном искусстве. Даже спустя более 450 лет после его смерти произведения искусства Микеланджело по-прежнему пользуются большим уважением и славой. Сегодня мы узнаем больше об этом удивительном эрудите, познакомившись с самыми известными картинами Микеланджело. В произведениях Микеланджело эпохи Возрождения удалось объединить его высокий практический опыт с глубоким художественным творчеством, создав идеальный баланс визуального согласия и анатомической точности Высокого Возрождения.

Оглавление

Введение в искусство Микеланджело

Микеланджело был одной из первых настоящих личностей в истории искусства. Он был многопрофильным вундеркиндом, которого считают одним из лучших художников эпохи итальянского Возрождения, несмотря на его склонность к темпераменту, придирчивости и требовательности. Он участвовал в возрождении классического греко-римского искусства, но его достижения выходили за рамки простого подражания древним. Знаменитые произведения Микеланджело были наполнены редко встречавшейся ранее мозговой сложностью и эмоциональной реальностью, и это часто вызывало споры.

Несмотря на свой своенравный характер, он сумел заручиться пожизненной поддержкой самых знаменитых покровителей эпохи и создать одни из самых известных в мире произведений, которые и сегодня пользуются уважением и даже преданным поклонением.

Картина Микеланджело

Портрет Микеланджело Буонарроти (ок. 1545), автор Даниэле да Вольтерра; приписывается Даниэле да Вольтерра, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Микеланджело стал специалистом в области биологии в результате раннего изучения традиционных греческих и римских скульптур, а также изучения человеческих трупов. Анатомия его тел настолько реалистично совершенна, что, как утверждают, при взгляде на них пульсирует жизнь. Его способность вырезать целый шедевр из одной каменной плиты не имеет себе равных. «Я видел в камне ангела и высекал его до тех пор, пока не выпускал на свободу», — утверждал он. Он прославился своей способностью создавать из мрамора жизнеподобные образы.

Огненный и переменчивый характер Микеланджело печально известен.

Он часто прекращал работу над картинами в самом разгаре или выражал свое эго или неприятие традиций такими спорными способами, как приклеивание собственного лица к персонажам своих работ, насмешливое рисование лиц своих противников или открытое представление почитаемых персонажей обнаженными.

Знаменитые картины Микеланджело

В эпоху Возрождения произошли изменения во многих сферах жизни и общества, значительные инновации затронули церковь, экономику и научные взгляды. Микеланджело был ревностным сторонником этой захватывающей новой идеологии, работая с большой интенсивностью, что нашло отражение в современном обществе. Художественные произведения Микеланджело эпохи Возрождения прекрасно отражают эту эпоху. Давайте поближе познакомимся со знаменитыми работами Микеланджело.

Мучения святого Антония (1488)

Дата завершения 1488
Средство Масло и темпера
Размеры 47 см x 35 см
Текущее местонахождение Художественный музей Кимбелла

Это первая известная картина Микеланджело, о которой упоминают самые старые авторы и которая, как считается, была создана, когда ему было 12 или 13 лет. Хотя Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, он начал свою карьеру как живописец в мастерской Доменико Гирландайо, известного художника во Флоренции. Согласно его самому раннему биографу, Асканио Кондиви, его дебютной работой стала перерисованная копия гравюры «Святой Антоний, терзаемый демонами» художника XV века Мартина Шонгауэра.

Эта необычная тема упоминается в рассказе Афанасия IV века о святом, в котором говорится о том, как египетскому отшельнику было откровение, в котором он воспарил в небо и был атакован демоническими духами, страдания которых он терпел.

Знаменитое искусство Микеланджело

Мучения святого Антония (ок. 1487-1488 гг.), Микеланджело; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина Микеланджело, созданная в то время, когда он был неофициально связан с мастерской Гирландайо и работал под руководством старшего знакомого, художника Франческо Граначчи, принесла ему значительную известность. Еще при жизни Микеланджело и Кондиви, и Вазари писали, что он изучил красочную чешую и другие части образцов с рыбного рынка, чтобы придать адским существам реалистичность.

Микеланджело постепенно изменил схему Шонгауэра, сделав ее более сжатой и придав существам более звероподобные черты, в том числе добавив одному из них рыбью чешую. Он также включил в картину сцену, напоминающую долину реки Арно недалеко от Флоренции.

Это произведение — одна из четырех картин Микеланджело, созданных на мольбертах, которые обычно считаются написанными его рукой, и это первая его работа, попавшая в американскую коллекцию.

Погребение (1501)

Дата завершения 1512
Средство Темпера
Размеры 162 см x 150 см
Текущее местонахождение Национальная галерея

Хотя эта работа обычно считается одной из ранних, ее хронологическое место было предметом серьезных споров. По некоторым данным, она была выполнена одним из учеников Микеланджело по эскизу художника или была прямой копией его работы.

Согласно записям, обнаруженным в 1981 году, в 1500 году Микеланджело получил контракт на создание панно для погребальной капеллы в церкви Сант-Агостино в Риме, но отказался от контракта и вернул деньги.

Скорее всего, это было «Погребение», которое осталось незавершенным, когда Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году. Эта тема подошла бы для капеллы, посвященной Пьете, и была бы освещена слева, как изображено на картине.

  Как рисовать руки - 8 шагов для реалистичного рисования рук

Знаменитые произведения искусства Микеланджело

Погребение (1500) Микеланджело; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Согласно пояснению к картине в книге Национальной галереи, Микеланджело уехал, чтобы получить массивный блок камня, который станет его статуей Давида, которую он начал ваять в 1501 году. Обнаженное тело распятого Христа поднимается по лестнице к гробнице, которая должна была быть изображена в свободной области в камнях в верхней правой части произведения. Бородатый старец, стоящий позади Иисуса, может представлять Иосифа Аримафейского, который отдал свою могилу для использования в качестве гробницы Христа, или Никодима, который помог подготовить останки Христа к погребению.

Остальных персонажей невозможно различить, поскольку Микеланджело изобразил их в андрогинной манере.

Дони Тондо (1506)

Дата завершения 1506
Средство Темпера на панели
Размеры 120 см x 172 см
Текущее местонахождение Галерея Уффици, Флоренция

Единственное дошедшее до нас законченное живописное панно Микеланджело — «Дони Тондо», которое было заказано Аньоло Дони для его свадьбы с Маддаленой Строцци и дало название произведению. На ней изображены Христос, Мать, Иосиф и младенец Иоанн Креститель.

Межличностная нежность персонажей, направленная на них обожающим взглядом отца, подчеркивает семейную привязанность и небесную любовь, которые отражают основы христианской веры.

Пять обнаженных мужчин на заднем плане, с другой стороны, представляют язычников, жаждущих прощения. Микеланджело изготовил изысканную золотую резную раму из твердого дерева, что было обычным делом для частных проектов. Считается, что это произведение искусства полностью принадлежит ему. В этой картине можно найти много источников вдохновения художника, включая «Мадонну» Синьорелли. Также считается, что он был вдохновлен «Богородицей» да Винчи.

Искусство Микеланджело

Дони Тондо (1506), Микеланджело; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Считается, что обнаженные люди на заднем плане были вдохновлены старой скульптурой «Лаокоон и его сыновья», которая была обнаружена в Риме в 1506 году и приписывается греческим скульпторам Полидору и Агесандру.

Независимо от источника вдохновения, произведение полностью принадлежит Микеланджело, демонстрируя его уникальность, которая в то время считалась весьма авангардной. Это был значительный отход от мирных, неподвижных изображений классической греческой и римской скульптуры. Его извивающиеся фигуры олицетворяют огромную силу и движение, а яркие краски усиливают величие произведения, которое впоследствии было использовано в фресках Сикстинской капеллы. Эта маленькая картина имеет большую глубину благодаря мягкой моделировке людей вдалеке и сосредоточенным чертам лица на переднем плане.

Это произведение искусства считается основой маньеризма, который, в противовес приверженности Высокого Возрождения к пропорциональности и идеальной эстетике, отдавал предпочтение приукрашиванию и выдумке перед естественной реальностью.

Сотворение Адама (1512)

Дата завершения 1512
Средство Фреска
Размеры 180 см x 570 см
Текущее местонахождение Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Эта культовая картина, которая является частью огромного шедевра, украшающего Сикстинскую капеллу, изображает Адама как сильного классического нудиста, отдыхающего слева, протягивающего руку к Богу, который занимает правую часть изображения. Бог идет ему навстречу, его желание передается белым развевающимся одеянием и сильными жестами тела.

Бога окружают херувимы и ангельские существа, заключенные в алое облако, а из-под руки Бога с любопытным выражением лица выглядывает женская фигура, которая, как считается, представляет Еву, эмблему знания. Зеленый карниз, на котором лежит Адам, а также скалистый фон образуют мощную диагональ позади него, подчеркивая разрыв между смертным человеком и небесным Богом.

Как следствие, взгляд зрителя направлен на руки Бога и Адама, которые очерчены в центральной части и почти соединяются.

Микеланджело Искусство эпохи Возрождения

Сотворение Адама (ок. 1511), Микеланджело; Микеланджело, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Некоторые отмечают, что форма красного облака соответствует форме человеческого мозга, как будто художник хотел намекнуть на намерение Бога наделить Адама не только биологической жизнью, но и важнейшим даром осознания. Это было уникальное представление о происхождении Адама. В классическом искусстве Бог не изображается далеким и царственным, отличным и возвышающимся над простыми смертными. Для Микеланджело было очень важно показать всемогущий источник бытия как особенно знакомый с человечеством, которое он создал по своему подобию. Это отражало гуманистические представления о незаменимой роли человека в мире и его связи со всемогущим.

Тела сохраняют скульптурный характер, столь характерный для его искусства, продолжая знания Высокого Возрождения об анатомии человека.

Пророк Исайя (1512)

Дата завершения 1512
Средство Фреска
Размеры 390 см x 380 см
Текущее местонахождение Сикстинская капелла

Это фресковое изображение создано четвертым с правой стороны от Высокого алтаря. Когда одежда Исайи развевается вокруг него, воображение Микеланджело вспыхивает от движения. Цвета в изображении спокойные и яркие, особенно после реставрации. Мужчина держит в руках поразительную синюю книгу, которая может быть изображением священной Книги Исайи.

Критики особенно высоко оценили это произведение искусства.

Микеланджело

Пророк Исайя (между 1508 и 1512 годами), Микеланджело; Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

«Всякий, кто рассмотрит эту столь точно воспроизведенную с натуры личность, подлинную мать живописного ремесла, обнаружит прекрасно организованную работу, достойную того, чтобы передать в полном масштабе все принципы, которые должен перенять компетентный художник», — заявил Вазари. Эта картина Микеланджело — один из семи библейских пророков, изображенных на потолке Сикстинской капеллы.

Несколько художников, от Караваджо до Нормана Рокуэлла, черпали вдохновение в этой фреске.

Потоп (1512)

Дата завершения 1512
Средство Фреска
Размеры 280 см x 570 см
Текущее местонахождение Сикстинская капелла, Ватикан
  Знаменитые художники-керамисты - взгляд на лучших гончаров мира

Зритель, вглядывающийся в изображение, может заметить в левой части пейзажа группу испуганных людей, укрывающихся на вершине горы. На картине изображены люди, ищущие убежища от поднимающегося уровня воды. Другая группа находит убежище от шторма справа. Кроме того, в центре изображения изображена маленькая лодка, которая, кажется, готова опрокинуться, а на заднем плане — Ноев ковчег.

Это единственная лодка, которой удастся пережить потоп. Микеланджело писал «Потоп» и другие библейские образы в течение четырех лет, выполняя большую часть работы в одиночку. Вместо того чтобы изобретать новые или сложные живописные процессы, Микеланджело, как предполагается, предпочитал рисовать, используя старые методы.

Его страсть к скульптуре очевидна при виде людей на картине, что видно по их четко очерченным фигурам.

Знаменитые картины Микеланджело

Потоп (между 1508-1512 гг.), Микеланджело; Микеланджело, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Микеланджело эффективно использует человеческую фигуру в этом произведении искусства. Несмотря на то, что живопись не была его любимым средством, его картины выглядят скульптурными. Персонажи каждой сцены представляют собой одновременно силу и элегантность. Считается, что работа Микеланджело над этой картиной оказала неизгладимое влияние как на его современников, так и на последующих художников.

Все картины Микеланджело в Сикстинской капелле имеют глубокую христианскую тематику.

Микеланджело создал девять панелей на средней части крыши, каждая из которых изображает рассказ из библейского повествования. Девять панелей разделены на три группы, каждая из которых содержит три сцены. Каждое из трех изображений в группе повествует о каком-либо повествовании из Библии. Последняя из трех групп иллюстрирует проблемы человечества, а именно семьи Ноя. Считается, что все девять панелей являются графическим изображением стремления людей к общению с Богом.

Падение и изгнание из рая (ок. 1509 г.)

Дата завершения c. 1509
Средство Фреска
Размеры 280 см x 570 см
Текущее местонахождение Сикстинская капелла, Ватикан

Этот свод состоит из девяти глав из истории Сотворения мира, начиная с южной стороны с «Разделения тьмы и света» и заканчивая «Опьянением Ноя». Крах человечества и изгнание из Эдема — это второй эпизод шестой главы, «Гибель человечества и изгнание из Эдема».

Это произведение искусства было создано в стиле, разработанном Микеланджело в начале эпохи Возрождения.

В отличие от многих своих современников, которые считали себя обязанными придерживаться классических принципов, Микеланджело считал необходимым изображать в произведениях искусства проработку характеров. В отличие от своих сверстников, в этом сценарии он использовал очень мускулистые обнаженные модели для Адама и Евы, мастерство которых свидетельствует о его интенсивном раннем изучении анатомии. Этот подход особенно удачен, когда он сравнивает стройные, молодые фигуры Адама и Евы в момент соблазнения Евы с их постаревшими, уродливыми телами после изгнания из Эдема.

Знаменитые картины Микеланджело

Падение и изгнание из рая (ок. 1509), Микеланджело; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Микеланджело не использует больше элементов, чем требуется для символов, которые он хочет выразить, и в результате изображение не становится загроможденным, что привносит ясность в его повествование. Он использовал три колонны и две арки, чтобы связать спуск и изгнание Адама и Евы из Сада в форме унциальной буквы «М».

Центральная колонна представляет собой морщинистого змея с женским лицом, обвившегося вокруг Древа жизни.

Другая колонна слева изображает Адама и Еву в относительно роскошной сцене (если не считать камешков и трухлявого пня), причем Ева сжимает яблоко, протянутое ей обманщиком на ветке. Вторая ветвь этого дерева расширяется в летящего гневного ангела с мечом, указывающего на выброшенные отвратительные, покрытые венами, престарелые формы Адама и Евы, которые составляют правый столб. Эта часть пейзажа мрачна.

Страшный суд (1541)

Дата завершения 1541
Средство Фреска
Размеры 13,7 м x 12 м
Текущее местонахождение Сикстинская капелла, Ватикан

Эта знаменитая фреска работы Микеланджело, занимающая всю алтарную стену Сикстинской капеллы, является одним из завершающих компонентов фундаментального сооружения, которое было заказано папой Климентом VII. На ней изображено Второе пришествие Христа, когда он вершит Страшный суд. На создание этого массивного произведения ушло пять лет, и оно включает в себя более 300 отдельных фигурок.

В центре картины — Христос, окруженный неистовой активностью, с распростертыми руками, на которых видны шрамы его Страстей. Иисус смотрит на человечество, летящее навстречу своей судьбе. Дева Мария, слева от него, устремляет взгляд на искупленных. По обе стороны от Христа стоят святые Петр и Иоанн Креститель, несущие ключи от рая. Несколько мучеников представлены через иллюстрации их страданий.

Святой Варфоломей особенно примечателен тем, что он был убит разделыванием его плоти, лицо которой, как утверждают, представляет собой автопортрет Микеланджело.

Знаменитое искусство Микеланджело

Страшный суд (1536-1541) Микеланджело; Michelangelo, Public domain, via Wikimedia Commons

Ангелы помогают искупленным душам, когда они выходят из своих могил на стороне. Справа изображен паромщик Харон, перевозящий обреченных к вратам ада. Минос, в функции, которую Данте возложил на него в своем Аду, принимает их в Преисподнюю. Другая примечательная группа — семь духов, дующих в рога, которые изображают апокалипсис, описанный в книге Откровение. В типичных для творчества Микеланджело работах художник внес противоречие в классический сценарий, изобразив его героев обнаженными с очень атлетическими анатомическими формами.

Его изображение Христа без бороды, а также использование персонажей из языческого фольклора были уникальными для того времени.

Обращение Савла (1545)

Дата завершения 1545
Средство Фреска
Размеры 625 см x 661 см
Текущее местонахождение Капелла Паолина, Ватиканский дворец
  Репрезентативное искусство - Развитие репрезентативных произведений искусства

Знаменитое произведение Микеланджело представляет собой сдвиг как в его индивидуальной технике, так и в использовании цвета. На картине изображен рассказ из Священного Писания о превращении Савла из Тарса в апостола Павла из жестокого и злобного Савла из Тарса.

В библейской истории Савл — ярый ненавистник и непреклонный мучитель христиан, направляющийся в Дамаск, чтобы захватить еще больше, когда на него падает ослепительный луч света и к нему с неба обращается Господь, который спрашивает его о причинах мучений. В результате этого действия древнееврейское Савл превратилось в латинское Павел.

Известная история, слово «дамасское обращение» и сегодня используется для обозначения человека, у которого произошел серьезный сдвиг во взглядах.

На фреске изображен Микеланджело на вершине своего мастерства, играющий со своей техникой. Действие происходит по плавной линии от левого верхнего угла, где появляется образ Бога в сопровождении роя ангелов, вниз через центр картины к простату Савлу, сброшенному с седла, который, естественно, ошеломлен таким изменением обстоятельств. В средневековом искусстве сбрасывание кого-либо с лошади обычно символизировало падение достоинства, так и в этой ситуации — надменный Савл смиряется перед Господом.

Искусство Микеланджело

Обращение Савла (1542-1545), Микеланджело; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина наполнена действием; фреска — одна из самых оживленных картин Микеланджело, с толпами персонажей, напоминающих о потопе. Множество землян вокруг поверженного Савла напоминает множество ангелов, окружающих Бога.

Фигуры несколько преувеличены, и картина предвещает последующие, более маньеристические произведения Эль Греко и Понтормо; для художника, признанного за свою анатомическую точность, этот маньеризм является информативным: Микеланджело изображает настолько поразительное повествование, что, кажется, он намекает, что обычное изображение физической фигуры не оправдает странности обстоятельств. Использование цвета является исключительным, с четким различием между голубизной неба и зеленью земли.

Микеланджело использует цвет, чтобы подчеркнуть различие между мирским и небесным, но эти два понятия объединяет яркий желтый цвет пульсирующего света, падающего на Савла.

Распятие святого Петра (1550)

Дата завершения 1550
Средство Фреска
Размеры 625 см x 662 см
Текущее местонахождение Капелла Паолина

Изображения, использованные в этой картине Микеланджело, были раскритикованы как преувеличенные. Существует мнение, что Микеланджело сделал это намеренно. Он создал персонажей таким образом, чтобы наблюдатель на земле, подняв голову, увидел изображения в правильных размерах. Этот метод Микеланджело уже использовал, наиболее запомнившийся на фигуре Моисея, украшающей гробницу папы Юлия II.

Благодаря своей значимости в религии, Петр находится в центре внимания нескольких произведений искусства в Ватикане.

Он был Папой-основателем и тем фундаментом, на котором стоит институт. На картине изображены события, предшествующие распятию Святого Петра, с его низко склоненной головой. Он изображает поднятие креста, на котором Петр уже был пригвожден за запястья и ступни. Микеланджело не изображает Петра в классической позе мученика эпохи Возрождения. Здесь нет спокойного устремленного вверх взгляда. Вместо этого Петр направляет свой взгляд на зрителей, его тело искажено в последней демонстрации силы. Его лицо выражает уверенность в победе над трудностями.

Искусство Микеланджело

Распятие святого Петра (1546-1550), Микеланджело; Микеланджело, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рой людей окружает Петра, занимающего видное место в картине, создавая суматошную обстановку. Это оживленная сцена, полная суеты и шума. Мужчина судорожно доделывает отверстие в столбе, чтобы распятие можно было поднять вертикально и начать наказание Петра. Впереди стоят две испуганные дамы. Их лица выражают страх и тревогу по поводу того, через что предстоит пройти Петру. Сбоку люди поднимаются по лестнице к конным воинам.

Микеланджело появляется на картине в виде всадника с синим головным убором в левом верхнем углу картины. Он был замечен во время реставрации картины. Группа мужчин говорит позади Петра в центре. Один из них, вероятно, молчит, чтобы старый святой не подслушал, о чем идет речь. На картине нет ни одной детали, определяющей горы на заднем плане. Горы написаны туманно-голубым цветом, чтобы создать ощущение простора и глубины перспективы.

На этом мы завершаем список знаменитых работ Микеланджело. Картины Микеланджело не были так известны, как его скульптуры, но он по-прежнему остается чрезвычайно важным художником эпохи Возрождения. Искусство Микеланджело еще долгие годы будет цениться критиками, поклонниками и другими художниками.

Часто задаваемые вопросы

Каковы знаменитые произведения искусства Микеланджело?

Микеланджело был эрудитом, который был универсален во многих ремеслах. Он был наиболее известен своими скульптурами. Однако многие картины Микеланджело также очень почитаемы.

Много ли живописных работ Микеланджело?

Хотя скульптур Микеланджело много, картин Микеланджело не так много. Поэтому произведения Микеланджело эпохи Возрождения, выполненные на холсте, встречаются очень редко. Большинство картин Микеланджело были фресками.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector