Приглушенные цвета — ваше руководство по созданию и использованию палитры приглушенных цветов

Приглушенные цвета

Цвет является неотъемлемой частью нашей жизни. От цвета нашей кожи, волос и глаз до палитры природы: голубое небо, зеленая трава, белый снег и бесчисленные осенние цвета, которые очаровывают нас каждый год, — цвет присутствует везде. Однако сейчас, как никогда раньше, мы живем в цифровом мире, где приглушенные цвета играют главную роль, но они вовсе не скучные. Напротив, приглушенная, или десатурированная, цветовая палитра передает настроение и чувства, которые оживляют картину для зрителя. В этой статье мы исследуем мир приглушенных цветов и их значение в искусстве.

Оглавление

Определение приглушенных цветов

Так что же такое приглушенный цвет? Когда мы думаем о термине «приглушенный», мы думаем о тихом и непритязательном. Это действительно так, поскольку приглушенная палитра состоит из перенасыщенных и тусклых цветов. Насыщенность цвета означает яркость и интенсивность цвета, поэтому чем менее насыщен цвет, тем он более приглушенный. В искусстве десатурированный цвет — это приглушенный или серый. Подумайте о цветах дождливого или снежного дня по сравнению с цветами летнего или осеннего дня. Все они сильно отличаются друг от друга, но не стоит заблуждаться, думая, что приглушенные цвета дождливого дня должны отойти на второй план по сравнению с более яркими цветами летнего дня, особенно когда речь идет об искусстве.

Приглушенные тона

Психология цвета

Около 5 000 лет назад древние египтяне впервые изучили влияние цветов на настроение. Еще через несколько тысяч лет, в конце 1660-х годов, сэр Исаак Ньютон открыл цветовой спектр и его состав. Но именно психолог Карл Юнг признан пионером психологии цвета. Его особенно интересовали значения и свойства цвета, а также возможности искусства для психотерапии.

В психологии цвета основными цветами являются красный, желтый и синий. Они представляют разум, тело и эмоции, а также гармонию и взаимозависимость между этими тремя элементами.

Более того, именно из этих трех цветов можно создать все другие цвета, которые только можно себе представить, но они не могут быть созданы путем смешивания других цветов. Считается, что все цвета, будь то в чистом, насыщенном виде или в более мягких, приглушенных тонах, имеют символическое значение.

Символизм цвета

Когда речь идет об искусстве, одним из самых мощных инструментов в нашем распоряжении является создание картины с помощью символических цветов. Как художники, мы можем вызывать у зрителей определенную реакцию на конкретные цвета и в то же время посылать им сообщение, основанное на символизме цветов. Это послание может быть позитивным или негативным, в зависимости от используемых нами цветов.

Приглушенные цвета Моне

Водяные лилии (1915), Клод Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Не стоит обманываться, думая, что только основные цвета имеют особое значение, или что символизм есть только в насыщенных и ярких цветах. Десатурированная цветовая палитра способна вызывать не менее сильные эмоции, чем яркие цвета. В то же время было бы неразумно думать, что поскольку насыщенные цвета более спокойные и приглушенные, они будут вызывать у зрителей только интроспективное, меланхоличное настроение.

Черный

Черный цвет является важным в насыщенной цветовой палитре, хотя чаще всего он ассоциируется с грустью, болезненностью и печалью. Он также таинственен и скрытен, но в то же время вызывает ассоциации с достоинством и изысканностью. В искусстве черный цвет также считается мужским.

Его следует использовать осторожно, иначе он затмит другие цвета в композиции.

Синий — без сомнения, самый популярный цвет в мире. Это цвет неба и моря, поэтому считается, что он символизирует открытость и честность. В искусстве, как и в повседневной жизни, синий цвет символизирует доверие, мудрость и хороший характер. Но у синего цвета есть и обратная сторона — меланхолия и уныние, отсюда и термин «синева». Чем темнее синий, тем угрюмее может стать картина, поэтому он играет важную роль в насыщенной цветовой палитре, поскольку может вызывать чувство задумчивого уныния.

Голубые приглушенные тона

Коричневый

Когда мы думаем о приглушенных цветах, большинство из нас, вероятно, сразу же вспоминают коричневый. Это земляной тон, напоминающий о деревьях и почве, и один из самых спокойных цветов спектра. Если композиция картины состоит в основном из тусклых цветов, коричневый создает ощущение теплой землистости. В более яркой палитре он воспринимается как холодный цвет. Коричневый цвет широко использовали старые мастера, такие как Рембрандт, Рубенс и Тициан.

Ван Гог также использовал его в своей знаменитой картине «Едоки картофеля» (1885), которая представляет собой композицию, состоящую в основном из коричневых и зеленых цветов. «Что-то похожее на цвет очень пыльного картофеля, разумеется, без кожуры», — так описывал его Ван Гог.

Наряду с коричневым, серый — это другой цвет, который приходит на ум, когда встает вопрос о том, что такое цветовая палитра, поскольку приглушенные цвета также известны как «серые» цвета. Серый цвет создает ощущение покоя и в то же время символизирует сдержанность и осторожность. Различные оттенки серого можно получить, смешивая два дополнительных цвета (основной и дополнительный), например, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый, зеленый и красный.

  Джотто ди Бондоне - Жизнь и творчество Джотто, художника эпохи Возрождения

Палитра приглушенных серых цветов

Зеленый

Зеленый цвет символизирует рост и новое творение; это цвет природы. Существует огромное количество оттенков зеленого, более приглушенные из которых оказывают успокаивающее воздействие на зрителей. Это нежный и спокойный цвет, особенно бледные, насыщенные зеленые оттенки.

Оливково-зеленый, как на картине Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» (1885), — классический приглушенный цвет, умиротворяющий и одновременно угрюмый.

Оранжевый

Это живой цвет, который ассоциируется со спонтанностью и юношеским бесстрашием. Он бодрит мозг и стимулирует позитивную умственную деятельность. И наоборот, чем темнее и насыщеннее оранжевый, тем более агрессивным и доминирующим он становится, поэтому следует соблюдать осторожность при его использовании в композиции, состоящей в основном из приглушенных цветов.

Оранжевые приглушенные тона

Белый

В художественных кругах существует спор о том, что белый можно считать либо цветом как таковым, либо отсутствием цвета. Для наших целей мы считаем белый цветом, который ассоциируется с чистотой и свежестью. В искусстве белый цвет может использоваться для приглушения и осветления других цветов. Когда мы думаем о белом цвете, то сразу представляем себе снег и лед, но, например, при рисовании заснеженного пейзажа белый цвет следует использовать экономно, так как он может придать картине ощущение клинического состояния.

Он также может заставить другие цвета в композиции казаться безжизненными. И помните, что в некоторых культурах именно белый, а не черный цвет является цветом смерти, горя и несчастья.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет образуется при смешивании двух основных цветов — красного и синего. Это царственный, роскошный цвет, особенно темные оттенки. Однако его следует использовать осторожно, поскольку он может вызывать чувство грусти и уныния, особенно если в той же картине используется черный цвет. В скучной цветовой палитре более светлые и приглушенные оттенки фиолетового, такие как лавандовый, сиреневый и лиловый, более щадящие для глаз и хорошо сочетаются с серым и белым.

Фиолетовые приглушенные тона

Желтый

Желтый — один из трех основных цветов, он олицетворяет солнечный свет, свет и тепло, и вызывает у зрителей ощущение счастья и надежды. Это оптимистичный, летний цвет, который создает ощущение, что в мире все хорошо. Желтый цвет нельзя получить путем смешивания других цветов, но его можно успешно смешивать для создания более землистых тонов.

Художники-пейзажисты старых времен использовали десатурированный желтый цвет для изображения романтических и мелодраматических настроений на своих картинах.

Красный — динамичный цвет, символизирующий множество положительных эмоций, таких как любовь, возбуждение, сила и власть. И наоборот, красный — это цвет опасности, поэтому его следует использовать экономно. Это цвет, который льстит коже, что делает его популярным в портретной живописи. Светлые красные и розовые цвета создают ощущение покоя и тепла, в то время как более глубокие красные вызывают ассоциации с роскошью и властью. Но, как и оранжевый цвет, приглушенные красные цвета должны применяться в композиции с осторожностью, иначе есть опасность, что они будут подавлять другие цвета, особенно если они тоже приглушены.

Приглушенные красные тона

Использование приглушенной цветовой палитры

Клод Моне, отец импрессионизма, однажды сказал: «Цвет — это моя дневная одержимость, радость и мука». И когда вы смотрите на его картины, вы видите, что многие из них написаны в приглушенных тонах. Конечно, некоторые из них состоят из ярких цветов, но они компенсированы более тусклыми тонами.

Что такое приглушенный цвет

Моне знал тогда — как и современные художники сегодня — что если вся картина написана с использованием яркой, насыщенной цветовой гаммы, то в ней не будет фокуса. Фокусная точка будет выглядеть так, как будто ее затмили окружающие цвета, поскольку каждый цвет борется за то, чтобы выделиться больше других. Зрителям картины не только будет трудно понять, куда смотреть, но и конкурирующие цвета будут раздражать глаз.

И наоборот, если ваши базовые цвета составляют тусклую цветовую палитру, у вас будет больше контроля над фокусной точкой и над тем, куда направить взгляд.

Это связано с тем, что фокусная точка, состоящая в основном из ненасыщенных цветов, может быть окружена более яркими, насыщенными цветами, что делает фокусную точку более заметной. Поэтому гораздо эффективнее использовать яркие тона в сочетании с приглушенными, перенасыщенными тонами. Что же представляет собой насыщенная цветовая палитра?

  Роберт Смитсон - краткая биография художника Роберт Смитсон

Создание приглушенной палитры

Приглушенные цвета, также известные как тусклые цвета, состоят из перенасыщенной цветовой палитры. Таким образом, как следует из названия, когда вы хотите создать приглушенный цвет, вы можете смягчить его, смешав с серым. Вы также можете использовать черный цвет, который затемнит цвет, с которым вы его смешиваете, или белый, который осветлит цвет.

Некоторые художники создают насыщенную цветовую палитру, смешивая цвет с его дополнительным, или противоположным, цветом, например, красный и зеленый, или оранжевый и синий. Если смотреть на два дополнительных цвета по отдельности, они создают сильнейший контраст друг с другом, но при смешивании они создают серый цвет, тем самым нивелируя друг друга.

Палитра приглушенных цветов

Земляные тона также можно использовать для создания приглушенной палитры. По сути, земляной тон — это тон, который содержит немного коричневого, например, цвет почвы. Этот термин также относится к естественным цветам, таким как грозовое серое небо, хрустящая зеленая листва, насыщенный коричневый цвет почвы и ярко-красный цвет солнца. Приглушенная цветовая палитра может также включать тусклый фиолетовый или темно-шиферный синий.

Теплый или холодный серый также считается приглушенным цветом, а «Ultimate Gray» является одним из цветов года по версии Pantone на 2021 год. Этот цвет ассоциируется с минимализмом и чистотой, он успокаивает и умиротворяет глаз.

Если вы не смешиваете цвета цифровым способом, создание приглушенной цветовой палитры не является точной наукой. При смешивании каждых двух цветов получается разный результат, в зависимости от соотношения цветов и насыщенности каждого цвета. И для каждой картины, которую вы делаете, будут свои требования к цвету. Поэтому лучший способ добиться желаемых результатов — экспериментировать с соотношением и насыщенностью цветов до тех пор, пока вы не добьетесь нужной вам цветовой палитры.

Аналог против цифры

Если в вашей жизни все еще играют роль аналоговые принадлежности для декоративно-прикладного искусства, например, если вы один из тысяч любителей аналоговых дневников, то есть используете для записи своих мыслей ручку и бумагу, а не цифровое устройство, то вы знаете, что такие принадлежности, как блокноты, ручки и карандаши, бывают самых разных цветов, многие из которых яркие и привлекательные. Чаще всего люди, ведущие дневник, предпочитают цветные чернила черным, так как они визуально более привлекательны для них. С психологической точки зрения яркие цвета поднимают настроение и заряжают энергией, а на бумаге они не напрягают глаза.

Клод Моне Палитра приглушенных цветов

Водяные лилии (1906) Клода Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

И наоборот, цифровые устройства имеют приглушенные цвета, такие как черный, белый, серебристый или серый. И независимо от того, используете ли вы Apple Mac или приложение Windows на ноутбуке, цвета экрана спокойные и приглушенные, мягкие голубые, серые и тусклые белые, которые не утомляют глаза и не вызывают усталости от экрана. По мере роста популярности приглушенных цветов они оказывают влияние и на другие сферы жизни общества, такие как мода, музыка, маркетинг и реклама. Приглушенные цвета оказывают эмоциональное воздействие на людей, потому что они очень актуальны, то есть современны и современны.

Напротив, более яркие цвета в цифровом мире сегодня считаются архаичными и неэффективными, а также плохо подходят для устройств, поскольку создают нагрузку на глаза.

Поскольку цифровые устройства являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, тем более сейчас, когда мы получаем образование через Интернет и проводим встречи в формате Zoom из домашних офисов, большинство из нас наверняка сталкивались с этими терминами, обозначающими типы цветов: CMYK, RGB, HEX и PMS. Когда дело доходит до создания цифровой цветовой палитры, существует два типа: экранный и печатный. RGB и HEX — это экранные палитры, а PMS и CMYK — палитры для печати. Имея в своем распоряжении эти палитры, мы можем создавать цифровое искусство с таким же количеством разновидностей приглушенных тонов, как и в масляных, алкидных и акварельных красках.

  Якопо Тинторетто - взгляд на жизнь, стоящую за произведениями Тинторетто

Насыщенная цветовая палитра

В таблице ниже мы привели коды RGB и HEX для наиболее часто используемых приглушенных цветов. Они также могут быть использованы для создания других приглушенных цветов. Фактически, любой цвет цветового спектра можно приглушить, смешав его с цветами, представленными в следующей таблице.

Цвет Код RGB Шестнадцатеричный код Оттенок
Белый 255, 255, 255 #FFFFFF
Черный 0, 0, 0 #000000
Светло-серый 231, 230, 230 #E7E6E6
Темно-серый 165, 165, 165 #A5A5A5
Светло-коричневый 153, 102, 51 #996633
Темно-коричневый 102, 51, 0 #663300
Светло-зеленый 51, 204, 51 #33CC33
Темно-зеленый 0, 51, 0 #003300

Знаменитые картины с приглушенной цветовой палитрой

Было бы невозможно обсудить всех художников и произведения искусства, в которых художники использовали либо яркие цвета, либо приглушенные, но есть два художника, которые приходят на ум при мысли о ярких и приглушенных тонах: Пит Мондриан (1872-1944) и Эдвард Дега (1834-1917), соответственно.

Среди самых известных работ Мондриана — «Композиция в красных, синих и желтых тонах» (1929). Это серия ярких геометрических фигур в основных цветах — красном, синем и желтом, с белыми квадратами и черными рамками, которые еще больше выделяют цвета. Это прекрасный пример использования насыщенных, ярких цветов.

Пит Мондриан Приглушенные цвета

Композиция в красных, синих и желтых тонах (1929) Пит Мондриан; Пит Мондриан, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На противоположном конце спектра находится картина Эдварда Дега «Балетный класс» (1871), которая представляет собой исследование приглушенных, нежных тонов, от мягкого зеленого цвета стен комнаты и белого цвета платьев танцовщиц до сдержанного коричневого цвета половиц. Общее впечатление от картины — умиротворение и спокойное благородство.

Эдгар Дега Палитра приглушенных цветов

Балетный класс (1871), Эдвард Дега; Эдгар Дега, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Две другие контрастные картины — «Рыбацкие лодки на пляже в Сен-Мари-де-ла-Мер» Ван Гога (1888) и «Мать Уистлера» Джеймса Эббота Макнилла Уистлера (1871). В картине Ван Гога преобладают оранжевый и синий цвета с оттенком зеленого лайма. Он говорил: «Нет синего без желтого и без оранжевого». Среди современников Ван Гога было очень мало тех, кто мог успешно писать яркими красками так, как это делал он, и «Рыбацкие лодки» — не исключение.

Ван Гог Приглушенные тона

Рыбацкие лодки на пляже (1888), Винсент Ван Гог; Винсент Ван Гог, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В отличие от нее, «Мать» Уистлера почти полностью состоит из черного и серого цветов, с вкраплениями белого на картине, висящей на стене, и приглушенного желтого цвета для ее лица и рук. Несмотря на это, объект картины, который изображен в основном в черном цвете, выделяется на серо-черном фоне. Она вызывает ощущение неподвижности и задумчивой меланхолии.

Джеймс Эббот Макниэл Приглушенные цвета

Мать Уистлера (1871), Джеймс Макнил Уистлер; Джеймс Макнил Уистлер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этой статье мы попытались развенчать миф о том, что приглушенная цветовая палитра — это скучно. Напротив, существует бесчисленное множество различных цветов, которые можно использовать самостоятельно или смешивать с другими цветами, чтобы привнести эмоции в ваши картины, как для художника, так и для зрителя. Не бойтесь экспериментировать со своей цветовой палитрой и посмотрите, сколько интересных приглушенных цветов вы можете создать сами.

Часто задаваемые вопросы

Каково определение приглушенного цвета?

Приглушенный цвет — это цвет, который не такой насыщенный, как яркий. Он притупляется или сереет, если смешать его с такими цветами, как черный, белый или серый, коричневый или зеленый. Однако независимо от того, в какой среде вы работаете, некоторые цвета в палитре уже будут приглушенными, но это не значит, что вы можете при желании обесцветить их еще больше.

Какие наиболее часто используемые приглушенные цвета?

Технически говоря, любой цвет спектра может быть приглушен путем смешивания с вышеупомянутыми цветами. Однако наиболее распространенными приглушенными цветами являются земляные тона, такие как серый, зеленый и коричневый. Также часто используются черный и белый цвета: черный — для затемнения, а белый — для осветления.

Могу ли я использовать в своих картинах как приглушенные, так и яркие цвета?

Да, можете. Нет никаких правил, когда речь идет об используемых цветах, но при использовании сочетания приглушенных и ярких цветов старайтесь использовать приглушенные цвета в центральной части композиции и окружать их более яркими цветами. Таким образом, взгляд зрителя будет сразу направлен на фокусную точку, потому что окружающие яркие цвета выделяют ее.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий