Примитивное искусство — исследование истоков примитивизма в искусстве

Примитивное искусство

Примитивизм в искусстве — сложное и зачастую парадоксальное направление, привнесшее новые способы рассмотрения и использования форм так называемого примитивного искусства и сыгравшее значительную роль в резком изменении курса американского и европейского искусства в начале 20-го века. Примитивизм в искусстве на самом деле не был школой, это была тенденция среди разнообразных современных художников многих стран, которые обращались к прошлому и чужим культурам за свежим эстетическим материалом по мере роста урбанизации и индустриализации. Начиная с 19 века, поток произведений искусства племен Африки, Океании и коренных американцев в Европу предоставил художникам-примитивистам новый визуальный язык для развития. Примитивная живопись во многих отношениях дала художникам платформу для критики устоявшихся условностей европейского искусства.

Оглавление

Исследование произведений примитивного искусства

Использование упрощенных форм и более абстрактных фигур в искусстве примитивизма резко отличалось от традиционных европейских способов изображения, и современные художники, такие как Пикассо, Гоген и Матисс, произвели революцию в изобразительном искусстве, используя эти формы.

Хотя примитивизм в искусстве выглядел как попытка интегрировать и возвысить традиции коренных народов, это было по сути европоцентристское начинание, которое во многих случаях было предвзято по отношению к самим традициям, которые оно разрушало.

На протяжении конца 20-го и начала 21-го веков художники и исследователи работали над тем, чтобы правильно контекстуализировать произведения примитивистского искусства и подчеркнуть их недостатки в качестве модели для понимания искусства неевропейских цивилизаций.

Определение и идеалы примитивизма

Примитивные произведения искусства, как их воспринимают современные художники, не только дали новые визуальные формы, но и более богатый и всеобъемлющий духовный и эмоциональный шаблон, который художники использовали для критики индустриализации западной цивилизации.

Примитивные картины, отягощенные ностальгией, искали связи с доиндустриальным периодом, в котором люди были более связаны с окружающей средой и друг с другом.

Примитивные картины

Дух мертвых сторожит» (1892) Поля Гогена, пример произведения искусства, основанного на примитивизме; Поль Гоген, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Длительное наследие картин примитивизма, а также устоявшиеся представления о низком качестве работ из колониальных стран затрудняют включение художников из Африки, аборигенов и коренных жителей Америки в искусствоведческие повествования, но попытки создать универсальную историю искусства продолжаются.

Современные реакции на примитивизм в искусстве, часто со стороны афроамериканских художников и тех, кто связан с различными африканскими странами, являются попыткой изучить, восстановить и переосмыслить всю историю Африки в современной культуре, а не просто имитировать стили племенного искусства.

Истоки искусства примитивизма

Слово «примитивный» происходит от латинского и означает «первый или самый древний в своем роде». Исследователи южной части Тихого океана и Африки возвращались с рассказами о новых культурах, которые были мало похожи на то, что понимали или лелеяли европейцы.

Европейцы ценили эти новые цивилизации за их экзотичность, но в то же время смотрели на них свысока, считая их поведение и обычаи по сути «нецивилизованными».

Неопримитивизм

Рождение» (1896) Поля Гогена, пример произведения искусства, основанного на примитивизме; Поль Гоген, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

По мнению искусствоведов, термин «примитивный» не возникает без понятия «цивилизованный». Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом и создают идеологическую основу, которая изображает примитивное как недостаточно сложное.

Тем не менее, увлечение примитивистскими формами искусства также указывает на ностальгическую предрасположенность к тому, чтобы подчеркнуть доиндустриальную эпоху, в которой отношения человека с природой были важны.

Возникновение благородного дикаря

Увлечение примитивистским искусством было широко распространено в современном европейском обществе, определяя новую тенденцию в интеллектуальном и культурном мире. Философы XVIII века исследовали дуализм между логическим и нелогическим, органическим и искусственным, подталкивая людей к переосмыслению собственной роли в цивилизации.

С быстрой урбанизацией и появлением промышленного роста авторы эпохи Просвещения одобрили концепцию первобытного образа жизни, дистанцируясь от культурного и технологического прогресса, который позволял достичь более естественного ритма и баланса с природой.

Примитивизм в искусстве

Клыкастая маска, используемая для церемонии ngil, инквизиторского поиска колдунов (между 19 и 20 веками), находится в музее Лувра во Франции; Musée du quai Branly, Public domain, via Wikimedia Commons

Это стремление к новому упрощению жизни было связано с концепцией «аркадии», изображавшей первобытный мир как некую утраченную утопию. В этот период была популярна концепция «благородного дикаря», которую многие считали падением по сравнению с предыдущими эпохами; цивилизация испортилась, ею управляют люди, которым свойственны эгоизм, себялюбие и жажда контроля.

Примитивист, который, как говорят, больше общается с природой, считался лучше по характеру и добрее современного, безнравственного человека.

С приходом современности люди, особенно художники, начали восставать против индустриализации и урбанизации, свидетелями которых они стали. Художники начали изучать другие цивилизации и традиции, чтобы противостоять тому, что они считали ограничивающими и застойными западными условностями.

Примитивизм в искусстве к концу 19 века

Маски и скульптуры из Океании и Африки, а также артефакты коренных американских народов попали в музеи Лондона, Парижа и Берлина и были представлены на всемирных ярмарках для широкой публики. Музей Трокадеро, первый этнологический музей Парижа, был основан в 1878 году. В музее были представлены различные предметы со всего мира, которые, как предполагалось, исчезли в результате колониализма.

Эти артефакты, теперь отделенные от своего первоначального исторического происхождения, не считались искусством в европейском контексте, но именно по этой причине многие художники, искавшие характеристики и сильные стороны, которые противоречили классическим, строгим академическим обычаям, решили обратиться к этим артефактам для мотивации и проверки своих собственных эстетических исследований.

Примитивная живопись

Борьба между тигром и быком (ок. 1908-1909 гг.) Анри Руссо, пример произведения искусства, созданного на основе примитивизма; Анри Руссо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Поль Гоген - взгляд на жизнь и творчество знаменитого французского художника

Многие приписывают эту тенденцию к примитивной живописи Полю Гогену, который использовал плоские декоративные эффекты и экспрессионистские формы, сравнимые с теми, которые он видел в музеях и во время своих путешествий на Гавайи и Таити, а также в сельском регионе Франции, который стал широко известен художникам в середине 19 века.

Региональные традиции и религиозные церемонии напоминали о более простых временах, по которым тосковали художники и другие городские жители. Любопытство Гогена к этим другим цивилизациям побудило его продвинуть свои художественные эксперименты еще дальше на нетрадиционную территорию.

Неудовлетворенный наблюдательной техникой импрессионистов, Гоген и его коллеги-символисты стремились передать мысли и чувства с помощью линий и цветов, манипулируя деревенскими и иностранными сюжетами.

Примитивное искусство в начале 20 века

Различные художники, включая фовистов и разнообразных немецких экспрессионистов, признали в предметах примитивного искусства более фундаментальный лексикон формы, который больше соответствовал изображению растущего современного опыта, чем условности национальных академий.

Матисс купил крошечную африканскую фигурку, которая сейчас признана фигуркой Вили из Конго, в маленьком магазинчике по дороге в резиденцию Гертруды Стайн в 1906 году, познакомив своего друга и конкурента Пикассо с примитивным искусством.

После этого первого знакомства Пикассо начал посещать Трокадеро, особенно увлекаясь африканскими масками фанг. Его перенятие и изучение формальных характеристик примитивизма было направлено на преобразование искусства в целом. Ранняя кубистическая картина Пикассо «Авиньонские демуазели» (1907), возможно, является одним из самых известных примеров заимствования современным искусством первобытных художественных форм, несмотря на то, что Пикассо впоследствии отверг это влияние.

Искусство примитивизма

Слова дьявола (1892) Поля Гогена, пример произведения искусства, заимствованного из примитивизма; Поль Гоген, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На Амадео Модильяни основное влияние оказали маски жителей Бауле на Берегу Слоновой Кости, он зарисовал их очертания в форме сердца и сжатые подбородки, а его коллега по цеху Константин Бранкузи заметил параллели между деревянными фигурами и своими собственными румынскими скульптурами. Эти базовые формы послужили основой для его драматически базовых скульптур.

Примитивное искусство также было принято группами Die Brücke и Der Blaue Reiter в Германии. Франц Марк и Кандинский впервые увидели африканские скульптуры в Этнографическом музее Берлина в 1907 году. Кандинский, вместо того чтобы руководствоваться определенными формами, отправился в путь, чтобы охватить все художественные проявления.

«Для Blaue Reiter «примитив» мог так же легко подразумевать детские рисунки, как и племенное мастерство», — утверждают искусствоведы. Художники «Die Brücke» полностью приняли примитивизм, не просто присвоив творческие формы, но создав целый образ жизни, основанный на понятиях, связанных с примитивизмом. В городских мастерских художники воссоздавали воображаемую среду жизни племен. В сельской местности крестьянский образ жизни ценился сам по себе.

Во время летних каникул некоторые художники даже «уходили в себя», живя обнаженными вместе со своими объектами и наслаждаясь сексуальным общением, которое имитировало — или так им казалось — предполагаемую врожденную открытость племенного общества. Художники из Соединенных Штатов, такие как Мариус де Зайас, приехали в Европу и воочию убедились в том, как примитивистские формы искусства повлияли на авангард.

Вебер начал собирать африканские скульптуры и иногда вставлял предметы в неподвижные произведения искусства, а де Зайас привез африканские экспонаты для фотографа Альфреда Штиглица. Штиглиц внес значительный вклад в раннее распространение искусства примитивизма в Америке, выставляя работы Бранкузи, Матисса и Пикассо рядом с африканским искусством и мексиканской керамикой.

Определение примитивизма

Портрет философа Алена Локка работы Бетси Грейвс Рейно, хранящийся в Национальном архиве в Колледж-Парке в Мэриленде, США; Национальный архив в Колледж-Парке, общественное достояние, via Wikimedia Commons

В 1920-х и 1930-х годах такие философы, как Ален Локк, подчеркивали важность того, что афроамериканские художники черпали вдохновение в африканском искусстве. Вместо того, чтобы использовать формы без учета их первоначального окружения, художники Гарлемского Возрождения, такие как Бофорд Дилейни и Аарон Дуглас, опирались на историю и искусство Африки и объединяли свои эксперименты с современными авангардными аспектами, чтобы создать новую перспективу для современных афроамериканцев.

Позднее художники-сюрреалисты заинтересовались примитивным искусством, хотя они ценили искусство коренных американцев и народов Океании больше, чем африканское искусство. Сюрреалисты больше интересовались невидимыми энергиями, присущими раннему искусству, чем его структурными достижениями.

Они считали, что эти примитивные общества были более созвучны с царством духа и представляли собой модель того, как преодолеть западный материализм и соединить его в универсальный дискурс через подсознание.

Стили и концепции примитивизма

С увеличением количества путешествий и завоеванием Наполеоном Египта в 1798 году, в 19 веке европейские художники стали интересоваться восточными цивилизациями Ближнего Востока, Азии и Северной Африки. Возрос спрос на продукцию этих народов, включая ткани, керамику и модные изделия. Такие художники, как Ингр и Делакруа, показывали экзотические, а иногда и эротизированные образы гаремных дам и обычной жизни.

Используя яркие цвета, художники создавали подлинные обстановки, которые были либо вымышленными, либо представляли собой смесь многочисленных аспектов, увековечивая западные предрассудки о Востоке.

Ориентализм и примитивизм

Ориентализм, основанный на империалистических взглядах, часто изображает неевропейцев непросвещенными или нелогичными, оправдывая европейское вмешательство в эту культуру. Примитивизм параллелен этой ранней фиксации на восточных цивилизациях.

Оба они основаны на понятии европейского превосходства и построены на сложных, а иногда и противоречивых тактиках присвоения и изображения.

В то время как ориентализм одержим устоявшимися странами, примитивизм одержим ранними фазами культурной эволюции. В этом отношении примитивизм подразумевает возвращение к якобы более идеальному состоянию сосуществования с природой.

Наивное искусство и детское искусство

Популярность примитивизма во многом совпала с популярностью детского искусства. Детское искусство не придерживается заранее установленных стандартов или общепринятых условностей, поскольку оно не имеет профессионального обучения.

В начале 20 века художники и комментаторы сравнивали детские рисунки с искусством первобытных народов из-за их чистоты и инстинктивности.

В 1885 году венский художник Франц Цизек заявил, что дети создают произведения искусства с присущей им художественной ценностью, и выступал за свободное самовыражение и использование воображения в обучении детей. Детские рисунки были представителем творческого процесса, который не был излишне интеллектуализирован и казался более простым для таких художников, как Пикассо, Матисс, Шагал, Кандинский и Клее, которые исследовали абстрактные формы без какой-либо повествовательной функции.

  Сфумато - История и использование техники сфумато

Детские работы, помимо переосмысления творческой стороны, привлекали художников своей манерой восприятия мира. Причудливые формы и аранжировки Марка Шагала были вдохновлены детским искусством, и он использовал знакомые и инстинктивные мотивы для создания сказочной вселенной.

Наивных художников иногда называли «современными примитивистами», подчеркивая философскую основу восприятия их творчества.

Неопримитивизм

В 1984 году Нью-Йоркский музей современного искусства провел большую выставку, посвященную примитивизму. На выставке были представлены работы известных европейских и американских художников, начиная с Гогена и заканчивая абстрактными экспрессионистами и более современными художниками.

Картины и резьба были представлены рядом с работами африканских, океанических и местных жителей, обладающими схожими формальными характеристиками. Хотя организаторы хотели, чтобы выставка стала наглядным примером того, какие современные художники видели те или иные предметы африканских и коренных народов, вместо этого она вызвала шквал серьезной критики.

Примитивные произведения искусства

Голова таитянской женщины со стоящей обнаженной женщиной на обороте (ок. 1892), резьба по дереву, автор Поль Гоген, находится в Музее Орсе в Париже, Франция; Поль Гоген, CC0, via Wikimedia Commons

Кураторы, по мнению недоброжелателей выставки, использовали анонимные источники и фрагменты искусства примитивных цивилизаций как легкий материал для современных художников, а не как произведения искусства в собственном смысле слова. По словам одного из самых ярых противников выставки Томаса МакЭвилли, организаторы строго ограничили возможность зрительского восприятия отобранных произведений искусства с помощью конфигурации и включения настенных текстов.

Это было сделано для того, чтобы современные европейские дизайнеры были замечены как умные и инновационные, а не просто присвоившие мастерство других обществ.

Знаменитые первобытные картины

Теперь, когда мы изучили определение и концепции примитивизма, возможно, нам стоит взглянуть на некоторые примеры картин примитивистов. Эти произведения искусства помогут нам лучше понять использование примитивизма в искусстве. Вот некоторые из наших любимых примеров примитивистских произведений искусства.

Видение после проповеди (1888) Поля Гогена

Дата завершения 1888
Средство Масло на холсте
Размеры 72 см x 91 см
Текущее местонахождение Шотландская национальная галерея

Гоген изобразил сценарий видения, в котором дамы в белых чепцах и черных одеждах стоят спиной к наблюдателю, несколько с закрытыми глазами и соединенными в молитве руками, видя сценарий из Ветхого Завета, где Иаков сражается с ангелом. Гоген рисует небесное видение на малиновом фоне, чтобы показать, что оно происходит не в физическом мире.

Гоген и другие символисты в то время создавали новый визуальный язык, что отражается в сжатом пространстве и упрощенных формах. Гоген приравнивал простые и уплощенные контуры своей композиции к «примитивности» бретонцев, как он считал.

Пример художника-примитивиста

Поль Гоген в бретонской куртке (ок. 1891 г.) Фотография, сделанная Луи-Морисом Буте де Монвелем; Луи-Морис Буте де Монвель, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Такие абстракции связаны как с религиозной деятельностью бретонцев, так и с эстетической привлекательностью символистов, поскольку они относятся к внутреннему значению, а не к внешней реальности. Гоген изображал полинезийских девушек и женщин в эротизированных позах в абстрактных пейзажах и интерьерах, используя эти вновь открытые формы и абстракции для изображения сопоставимых частей таитянского общества, с которыми он впоследствии познакомился.

До знаменитых путешествий Гогена по южной части Тихого океана и переезда на Таити, чтобы избежать гнетущих условностей цивилизованного современного Парижа, он и другие художники искали убежища в Бретани, сельском регионе северо-западной Франции, известном среди художников своими региональными обычаями и традициями, связанными с крестьянской жизнью.

Примитивист

Картина Поля Гогена «Видение после проповеди (Иаков борется с ангелом)» (1888), находится в Шотландской национальной галерее в Эдинбурге, Шотландия; Paul Gauguin , Public domain, via Wikimedia Commons

По словам искусствоведа Гилла Перри, склонность Гогена к примитивизму полностью проявилась в картинах конца 1880-х годов, которые он сделал в Понт-Авене. Гоген описал свой визит в Бретань в письме к коллеге-художнику: «Бретань — одно из моих любимых мест в мире. Здесь меня привлекает что-то первобытное и первородное. Я слышу низкий, приглушенный звук, который я ищу в своей картине, когда мои башмаки стучат по этой каменистой грязи».

Авиньонские демуазели» (1907) Пабло Пикассо

Дата завершения 1907
Средство Масло на холсте
Размеры 244 см x 233 см
Текущее местонахождение Музей современного искусства

Это примитивистское произведение изображает пять обнаженных девушек в различных позах и является одной из самых известных картин 20-го века. Большинство женщин стоят спиной к зрителю. У трех из них лица похожи на маски, а их конечности геометричны и абстрактны. Хотя сцена стилизована, с намеками на портьеру и натюрморт на маленьком столике впереди, дамы явно находятся в борделе, согласно обширным исследованиям Пикассо.

Пикассо смешивает свое изучение примитивного искусства, в частности африканской и иберийской скульптуры, с аллюзиями на Микеланджело, чтобы построить новый синтез, который будет иметь последствия на протяжении всего 20-го века в этой новаторской работе до кубизма.

Художник-примитивист

Портретная фотография Пабло Пикассо, сделанная в 1912 году; AnonymousUnknown author, Public domain, via Wikimedia Commons

Подражание Пикассо примитивному искусству привлекло много внимания. Он уже интересовался ранним иберийским искусством и романским искусством, а после беседы с Анри Матиссом и посещения музея Трокадеро в 1906 году, он начал собирать для себя африканские скульптуры.

В 1937 году Пикассо вспоминал об откровении, которое он испытал в 1907 году при посещении Трокадеро. Хотя запахи и планировка музея оттолкнули его, Пикассо вспоминал, что когда он увидел африканские произведения искусства и маски, он понял: «Маски не были похожи ни на одну другую скульптуру. Ни в малейшей степени. Это были следопыты — скульптуры негров — против всего; таинственные, грозные духи».

Пикассо воспринял технические аспекты африканских масок, включая овальные изогнутые лица и геометрические и угловатые формы лица, но он также воспринял идею о том, что метод производства произведения искусства может рассматриваться как неотъемлемый компонент его назначения.

Хотя Пикассо не знал о значениях и целях этих масок, когда он определил «Демуазелей» как свое «первое полотно экзорцизма», он связал церемониальные и мистические характеристики, которые, по его мнению, они имели с его собственными творческими процессами.

Купальщицы в комнате (1909) Эрнст Людвиг Кирхнер

Дата завершения 1909
Средство Масло на холсте
Размеры 151 см x 199 см
Текущее местонахождение Музей Тейт
  Эротическое искусство - изучение различных изображений сексуальности в искусстве

В этой масштабной картине Кирхнер переносит привычную буколическую сцену купания на открытом воздухе в свою мастерскую, ярко раскрашенную и обставленную псевдопримитивными предметами и тканями. В средней части высокие темные скульптуры украшают входной косяк, а слева яркий занавес разделяет две палаты. Сидящий монарх и влюбленная пара видны в хороводах на занавесе.

Кирхнер видел африканские и океанические скульптуры в Дрезденском антрополого-этнографическом музее и был с ними знаком.

Как отмечают искусствоведы, примитивные артефакты вместе с яркими цветами, уродствами и контурами фигур предполагали «прямое» или «подлинное» изображение, которое тогда отождествлялось с примитивными, или нецивилизованными, обществами.

В манифесте 1906 года «Die Brücke» говорится: «Мы собираем всех молодых с верой в развитие и новое поколение производителей и наблюдателей. Как молодежь, мы несем в себе потенциал и желаем создать для себя свободу существования и передвижения в противовес давно устоявшимся старшим силам. Мы принимаем как своего каждого, кто прямо и достоверно воспроизводит то, что вдохновляет его на творчество».

Принятие примитива группой Die Brücke означало их враждебность буржуазным идеалам и быстро индустриализирующейся среде, а также их посредничество между так называемым примитивным мышлением и современными мыслями и фантазиями.

Роды (1944) Жан Дюбюффе

Дата завершения 1944
Средство Масло на холсте
Размеры 100 см x 80 см
Текущее местонахождение Музей современного искусства

На этом потрясающем снимке женщина рожает ребенка, а два зрителя стоят рядом с ней. Дюбюффе изобразил женскую форму грубо и просто. Ее конечности и руки подняты, ноги раздвинуты, а ребенок находится между ног. Дюбюффе наклонил кровать, на которой она лежит, к поверхности картины, сгладив всю композицию. Дюбюффе создавал искусство, которое казалось неумелым и детским.

Он обратился к примерам примитивного искусства, а также к работам, созданным детьми и душевнобольными, чтобы найти художественное выражение, которое ставило под сомнение стандартные западные нормы. Дюбюффе стал пионером концепции Art Brut, часто называемой «сырым искусством» или «искусством аутсайдеров»; она относится к искусству, включая его собственное, созданному вне академических традиций и людьми, не считающими себя художниками.

Дюбюффе сказал своей аудитории в речи 1951 года, что он считает искусство так называемых примитивных людей более развитым, чем западное искусство, добавив: «Лично я твердо верю в варварские характеристики, такие как инстинкт, эмоции, переживания, насилие и безумие. Для себя я стремлюсь к работам, которые имеют непосредственную связь с повседневной жизнью, к искусству, которое является очень прямым и правдивым изображением нашей реальной жизни и чувств.» Однако, как и многие другие европейские художники, проявлявшие до него интерес к примитивному искусству, Дюбюффе не признает обычаи и воспитание коренного населения, на основе которых были созданы работы, которые он высоко оценил.

Искусство примитивизма, многогранное и обычно противоречивое направление, представило новый способ интерпретации и использования форм так называемого примитивного искусства и сыграло важную роль в значительном изменении направления американского и европейского искусства на рубеже двадцатого века. Примитивизм в искусстве был не столько школой, сколько тенденцией среди нескольких современных художников из разных стран, которые обращались к прошлому и другим культурам в поисках новых эстетических ресурсов по мере урбанизации и индустриализации. Начиная с конца XIX века, приток в Европу произведений искусства племен Африки, Океании и коренных американцев предоставил художникам-примитивистам новый визуальный словарь для работы. Во многих отношениях примитивная живопись дала художникам платформу для того, чтобы бросить вызов устоявшимся традициям европейского искусства.

Часто задаваемые вопросы

Что такое искусство примитивизма и неопримитивизма?

Примитивное искусство, как считают современные художники, предоставило не только новые эстетические формы, но и более глубокий и основательный духовный и эмоциональный шаблон, который художники использовали для атаки на индустриализацию западной цивилизации. Примитивные картины, пропитанные ностальгией, искали связи с доиндустриальной эпохой, когда люди были более связаны с окружающей средой и друг с другом. Длительное влияние примитивной живописи, а также устоявшиеся убеждения о низком качестве работ из колониальных регионов затрудняют включение художников из Африки, Америки и Карибского бассейна в исторические повествования об искусстве, но усилия по созданию универсальной истории искусства продолжаются.

Как возникла идея благородного примитива?

В это время, которое многие рассматривали как упадок по сравнению с предыдущими периодами, был распространен образ «благородного варвара»; цивилизация была испорчена, доминировали люди, отмеченные жадностью, эгоизмом и жаждой власти. Примитивист, который, как считалось, больше общался с природой, обладал лучшим характером и был более симпатичен современному, безнравственному человеку. Люди, особенно художники, начали протестовать против индустриализации и урбанизации, которые они переживали по мере того, как модерн набирал силу. Художники начали изучать другие культуры и традиции, чтобы бороться с тем, что они воспринимали как ограничивающие и статичные западные стандарты.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector