Диего Веласкес — Жизнь и творчество испанского живописца Веласкеса

Диего Веласкес

Художник Диего Веласкес родился в Севилье 6 июня 1599 года. Испанский живописец Веласкес был выдающимся художником при дворе короля Филиппа IV, а также в Золотой век Испании. Художник Веласкес считается индивидуалистом эпохи барокко. В картинах Диего Веласкеса прослеживается детальный стиль тенебризма, а его более поздние работы демонстрируют более свободный стиль, который определяется смелыми мазками.

Оглавление

Жизнь художника Диего Веласкеса

В творчестве Диего Веласкеса было много изображений культурно и исторически значимых сцен, а также портретов испанской аристократии. Картины Веласкеса стали идеальным примером для художников-импрессионистов и реалистов в 19 веке. Какова история картин Диего Веласкеса и как художник Диего Веласкес стал таким всемирно известным именем? Давайте посмотрим на его жизнь, начиная с ранних лет и заканчивая периодами его развития.

Веласкес Художник

Автопортрет (ок. 1630) Диего Веласкеса; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Ранняя жизнь испанского живописца Веласкеса

Веласкес родился в семье Хуана и Херонимы Веласкес 6 июня 1599 года. Диогу и Мария Родригес, его дедушка и бабушка, были португальцами, переехавшими в Севилью за несколько десятилетий до этого. Когда в 1658 году Веласкесу присвоили рыцарское звание, он заявил, что происходит из низшей аристократии; тем не менее, его дед и бабушка были торговцами, скорее всего, евреями. Воспитываясь в скромных условиях, он рано проявил талант к рисованию, и его определили к Франсиско Пачеко, севильскому художнику, в качестве преподавателя.

Антонио Паломино, историк начала XVIII века, говорил, что Веласкес недолго обучался у Франсиско де Эрреры, прежде чем начать обучение у Пачеко, хотя это не подтверждено.

Пачеко, хотя и считался скучным и непримечательным художником, иногда передавал основной, прямой натурализм, однако его работы остаются в основном маньеристскими. Как лектор, он хорошо знал предмет и способствовал познавательному росту своих учеников. В классе Пачеко Веласкес изучал классику, учился пропорциональности и перспективе, наблюдал за развитием художественных и литературных кругов Севильи.

Диего Веласкес Художник Искусство

Старуха, жарящая яичницу (1618), Диего Веласкес; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Веласкес женился на Хуане Пачеко, дочери своего наставника, 23 апреля 1618 года. Ранние работы Веласкеса известны как кухонные натюрморты. Он был одним из первых испанских художников, изображавших подобные сюжеты, а его «Старуха, жарящая яичницу» (1618) иллюстрирует его исключительный талант к реалистическому изображению.

Натурализм и динамичное освещение этой картины могли быть навеяны искусством Караваджо, которое Веласкес мог косвенно видеть в репродукциях, а также полихромными статуями в севильских соборах.

Две работы Диего Веласкеса, «Кухонная сцена с Христом в Эммаусе» (ок. 1618) и «Кухонная сцена с Христом в доме Марфы и Марии» (1618), имеют христианские сюжеты на заднем плане, которые изображены таким образом, что неясно, является ли христианский образ произведением искусства на стене, изображением идей кухонной служанки в центре рамы или реальным явлением, наблюдаемым через окно.

Испанский художник Веласкес Искусство

Кухонная сцена с Христом в доме Марфы и Марии (1618), Диего Веласкес; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Дева Непорочного зачатия (1619) следует методу Пачеко, за исключением того, что Веласкес заменяет идеалистическую форму лица своего учителя и безупречно отполированные материалы профилем местной женщины и разнообразными мазками.

Ранний период творчества испанского живописца Веласкеса в Мадриде

К началу 1620-х годов Веласкес укрепил свой статус в Севилье. В апреле 1622 года он отправился в Мадрид с рекомендательными бумагами к дону Хуану де Фонсеке, капеллану короля. Веласкесу не разрешили изобразить нового монарха, Филиппа IV, но по настоянию Пачеко он изобразил писателя Луиса де Гонгору.

На картине Гонгора был украшен лавровым венком, который Веласкес со временем закрасил. В январе 1623 года он вернулся в Севилью и оставался там до августа.

Родриго де Вильяндрандо, любимый королевский художник принца, умер в декабре 1622 года. Веласкеса вызвал во дворец граф-герцог Оливарес, видный советник Филиппа IV. Ему дали 50 дукатов, чтобы помочь с расходами, и к нему присоединился его тесть. Фонсека принял молодого художника в своем доме и заставил его сесть за картину, которую затем доставили к императорскому двору. Запросили картину с изображением монарха, и тот сел за Филиппа IV (1623/1628).

Веласкес Портрет

Король Испании Филипп IV (1623/1628), Диего Веласкес; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Монарх был доволен изображением, и Оливарес приказал Веласкесу переехать в Мадрид, поклявшись, что ни один другой художник никогда не будет изображать образ Филиппа и что все предыдущие картины монарха будут изъяты из продажи. В следующем, 1624 году, он получил от монарха 300 дукатов, чтобы покрыть расходы на переезд родителей в Мадрид, который остался его постоянным местом жительства до конца жизни.

Веласкес был принят в королевскую администрацию с ежемесячным доходом в 20 дукатов, жильем и вознаграждением за любые картины, которые он мог создать. Его изображение Филиппа было выставлено на лестнице Сан-Фелипе и получило высокую оценку. В 1627 году Филипп организовал конкурс для величайших художников Испании, чтобы изобразить уход мавров. Победу одержал Веласкес.

Согласно документальным свидетельствам о его картине (которая была утеряна во время пожара во дворце в 1734 году), на ней Филипп III жестикулировал своей палкой толпе мужчин и женщин, которых уносили войска, в то время как женское воплощение Испании покоилось в безмятежном покое.

В результате Веласкес был назначен кавалером-вестником. Позже ему было назначено ежедневное жалование в 12 рейсов, такое же, как у королевского цирюльника, плюс 90 дукатов в год на облачение. Питер Пауль Рубенс прибыл в Мадрид в сентябре 1628 года в качестве посланника от инфанты Изабеллы, и Веласкес привел его в Эскориал посмотреть картины Тициана.

  Приглушенные цвета - ваше руководство по созданию и использованию палитры приглушенных цветов

Знаменитые картины Веласкеса

Триумф Вакха (1628-1629) Диего Веласкеса; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

На протяжении семи месяцев официальной экспедиции Рубенс, проявивший свой талант художника и дворянина, положительно относился к Веласкесу, но не оказал существенного влияния на его творчество. Тем не менее, он пробудил интерес Веласкеса к посещению Италии и знакомству с шедеврами знаменитых итальянских художников.

Веласкес получил 100 дукатов в 1629 году за «Триумф Вакха» (1629), работу, на которой изображена группа мужчин в актуальных нарядах, воздающих почести полуобнаженному юноше, возлежащему на бочке с вином. Это было первое мифологическое произведение Веласкеса, и его попеременно рассматривали как изображение драматической пьесы, сатиру или метафорический образ крестьян, умоляющих бога вина облегчить их страдания.

Манера отражает реализм ранних картин Веласкеса, на который слегка повлияли Тициан и Рубенс.

Итальянский период творчества Диего Веласкеса-художника

В 1629 году Веласкес получил разрешение на полуторагодичное пребывание в Италии. Но хотя эта первая поездка признана поворотным моментом в развитии его эстетики, мало конкретики и подробностей о том, что видел художник, с кем он встречался, как к нему относились и какие достижения он хотел включить в свои произведения. Среди прочих мест он посетил Феррару, Венецию, Ченто, Рим, Болонью и Лорето. В 1630 году он отправился в Неаполь, чтобы написать картину Марии Анны Испанской, и вполне вероятно, что там он познакомился с Риберой.

Картины Веласкеса

Аполлон в кузнице Вулкана (1630) Диего Веласкеса; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Значительными произведениями его первой итальянской эпохи являются «Аполлон в кузнице Вулкана» (1630) и «Окровавленный плащ Иосифа, переданный Иакову» (1630), которые отражают его намерение конкурировать с итальянцами как великолепный исторический художник. Сцена из Писания, изображающая обман, и мифическая фигура, изображающая раскрытие обмана, имеют сопоставимые пропорции и, возможно, планировались как подвески. Веласкес показал свои фигуры как современных людей с обычными движениями и мимическими реакциями, как он это сделал в «Триумфе Вакха» (1629).

Следуя по стопам болонских художников, таких как Гвидо Рени, Веласкес создал «Аполлона в кузнице Вулкана» на холсте, загрунтованном бледно-серой основой, в отличие от темно-красной основы всех его предыдущих работ.

Средний период творчества Веласкеса-художника

В январе 1631 года Веласкес вернулся в Мадрид. В том же году он закончил первый из нескольких портретов будущего короля. Веласкес изобразил королевского юношу величественным и княжеским на таких картинах, как «Конный портрет принца Бальтасара Карла» (1635), или в форме полководца на своем лихом жеребце.

В одном из вариантов сценария действие происходит в конюшнях замка, королевская чета наблюдает за происходящим с террасы, а Оливарес выступает в роли наставника королевского жеребца.

Веласкес создал конные картины правящей семьи для украшения нового замка императора, Паласио дель Буэн Ретиро. На картине «Филипп IV верхом на коне» (1635) монарх изображен в профиль как образ непоколебимого величия, демонстрирующий искусное владение лошадью с плавной легкостью. Единственным оставшимся произведением Веласкеса, изображающим текущие события, является массивная картина «Капитуляция Бреды» (1635), также созданная для Паласио.

Испанский художник Веласкес картины

Капитуляция Бреды (ок. 1635) Диего Веласкеса; Диего Веласкес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его метафорическое изображение триумфа испанских войск над голландцами избегает обычного в таких ситуациях дискурса завоевания и превосходства, в котором полководец свысока смотрит на своего побежденного противника. Скорее, Веласкес изображает испанского полководца как эквивалент перед своим голландским противником, протягивающим ему утешительную руку. Суровый, мрачный облик влиятельного политика Оливареса узнаваем на многих картинах Веласкеса.

Две из них заслуживают внимания: одна в полный рост, статная и государственная, где он носит крест ордена Алькантары и сжимает в руках предмет, похожий на жезл, эмблему его звания инструктора лошадей; другая, «Конный портрет графа-герцога Оливареса» (ок. 1636 г.), изображает его привлекательным военачальником во время активной деятельности. Этими картинами Веласкес вернул долг уважения, которым он был обязан покровителю, первоначально обратившему на него внимание императора.

Знаменитые картины Диего Веласкеса

Конный портрет графа-герцога Оливареса (ок. 1636) Диего Веласкеса; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Марс отдыхает» (ок. 1638) — это одновременно изображение мифической фигуры и портрет усталого мужчины средних лет, исполняющего роль Марса. Индивидуальность модели подчеркивают его неопрятные, огромные усы, которые представляют собой несколько забавное несоответствие.

Эта неоднозначная картина была воспринята по-разному: Хавьер Портс видит в ней «анализ реализма, экспрессии и творческого видения», а Альфонсо Э. Перес Санчес говорит, что она «была воспринята как печальное созерцание упадка Испании».

Без королевской должности, которая позволила Веласкесу избежать внимания инквизиции, ему, возможно, не разрешили бы опубликовать «Венеру дель Эспехо» (ок. 1644). Это самая ранняя из известных картин испанского художника с обнаженной женщиной и единственная сохранившаяся картина Веласкеса с обнаженной женщиной.

Портреты Веласкеса

Помимо 34 портретов Филиппа, написанных Веласкесом, он также создал портреты других членов королевской семьи, в том числе Елизаветы Бурбонской (первой жены короля) и ее детей, особенно старшего сына, которого Веласкес впервые изобразил, когда ему было около двух лет. Веласкес также изобразил различных имбецилов и карликов при дворе Филиппа с состраданием и уважением к их уникальности, как, например, в «Шуте дона Диего де Аседо» (1644). Веласкес, как королевский художник, получал гораздо меньше заказов на религиозные картины, чем любой из его коллег. Распятый Христос (1632), созданный в монастыре Сан-Пласидо в Мадриде, изображает Христа сразу после распятия.

Испанский художник Веласкес Художественные произведения

Распятый Христос (1632), Диего Веласкес; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

  Смешивание красок - подробное руководство по смешиванию красок

Лицо Спасителя свешено к груди, а пучок густых матовых волос скрывает половину его лица, графически подчеркивая образ смерти. Человек стоит один на черном фоне. В 1634 году Хуан Баутиста Мартнес дель Мазо, зять Веласкеса, сменил его на посту герольда, и Мазо также неуклонно продвигался в королевской семье. В 1647 году Мазо был назначен директором проектов в замке, а в 1640 году получил стипендию в 500 дукатов, которая была продлена в 1648 году, за выполненные и еще не выполненные портреты. Теперь Филипп поручил Веласкесу приобретение произведений искусства и скульптур для императорского музея.

Испания была богата изображениями, но не хватало статуй, поэтому Веласкеса отправили обратно в Италию для переговоров о приобретении.

Следующий визит Веласкеса-художника в Италию

Когда он уезжал в 1649 году, его сопровождал его помощник Хуан де Пареха, который в то время был слугой и которого Веласкес учил живописи. Веласкес выехал из Малаги, прибыл в Геную и отправился из Милана в Венецию, приобретая по пути работы Тициана и Веронезе. В Модене его тепло встретили королевские особы, и именно здесь он создал картину герцога, а также несколько портретов, которые сейчас висят на выставке в Дрездене, поскольку эти работы были приобретены на аукционе в Модене в 1746 году. Эти картины предвещают приход третьего и самого последнего стиля художника, примером которого является знаменитая картина «Портрет папы Иннокентия X» (1650), где Веласкес работал в настоящее время.

Знаменитый портрет Веласкеса

Портрет папы Иннокентия X (1650), Диего Веласкес; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Папа встретил его с распростертыми объятиями и наградил дощечкой и золотым ожерельем. Веласкес привез с собой в Испанию копию картины, которую сэр Джошуа Рейнольдс считал лучшей в Риме. В различных коллекциях хранится несколько ее копий, некоторые из которых могут быть эскизами к настоящей или репродукциями, сделанными для Филиппа. С помощью этой картины Веласкес достиг manera abreviada — названия, созданного современными испанцами для этой более сильной, четкой эстетики.

Картина изображает Папу с такой суровостью на лице, что некоторые в Ватикане считали, что она будет негативно воспринята Папой; тем не менее, Иннокентий был в восторге от картины и поместил ее в своей официальной приемной для гостей.

В Риме Веласкес также написал картину «Хуан де Пареха» (1650). Благодаря этому изображению он был принят в Академию Сан-Лука. Согласно легенде, Веласкес написал эту картину в качестве репетиции для своей картины «Понтифик». Редкими мазками кисти он с удивительной четкостью передал выражение лица Парехи и его довольно рваное и потрепанное одеяние. Веласкес отпустил Хуана де Пареху на свободу в ноябре 1650 года. К этому же периоду относятся две небольшие пейзажные работы «Вид на сад виллы Медичи» (1629).

Диего Веласкес Художественные произведения

Слева: Вид сада виллы Медичи (ок. 1630) Диего Веласкеса; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons | Справа: Вид на сад виллы Медичи (ок. 1630) Диего Веласкеса; Диего Веласкес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Они были уникальны для своего времени как пейзажи, которые, казалось, были созданы прямо из реальности, и отражают тщательное наблюдение Веласкеса за светом в разное время суток. Веласкес заказал Маттео Бонучелли изготовить 12 бронзовых репродукций зверей Медичи как часть его усилий по получению украшений для Зала зеркал в Королевском Алькасаре Мадрида. Во время пребывания в Риме у Веласкеса родился биологический сын Антонио, хотя считается, что он его не видел.

Поздние картины Веласкеса

Филипп IV постоянно просил Веласкеса вернуться в Испанию, начиная с февраля 1650 года. В результате, после поездки в Венецию и Неаполь, где он встретил своего близкого знакомого Хосе Риберу, Веласкес отправился в Испанию через Барселону в 1651 году, привезя с собой несколько портретов и 300 предметов скульптуры, которые позже были собраны и задокументированы для монарха.

Монарх женился на Мариане Австрийской, которую Веласкес впоследствии изображал в различных позах после того, как в 1644 году скончалась Елизавета Французская.

В 1652 году монарх специально выбрал его на престижный пост королевского мэра, который возлагал на него ответственность за надзор за жилищами, в которых проживали королевские особы, — важная роль, которая не была приятной работой и вступала в конфликт с практикой его ремесла. Несмотря на это, его картины этого периода являются одним из лучших представлений его эстетики.

Создание Лас Менинас (1656)

Маргарита Тереза, старший ребенок будущей королевы, кажется, стала предметом наибольших усилий Веласкеса. Картина «Менины» была завершена за четыре года до смерти художника и считается шедевром европейского искусства эпохи барокко. Современный итальянский художник Лука Джордано назвал его «доктриной искусства», а Томас Лоуренс в XVII веке описал его как «философскую традицию живописи».

Знаменитые произведения Диего Веласкеса

Лас Менинас («Фрейлины») (1656), Диего Веласкес; Диего Веласкес, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Тем не менее, неизвестно, кто или что является подлинным центром изображения. Это царственный ребенок или сам художник? Королевская чета отражается в стекле на задней стене, но происхождение проекции неизвестно: сидит ли королевская чета в пространстве аудитории, или в зеркале отражается работа, над которой работает Веласкес?

По мнению Дейла Брауна, Веласкес мог рассматривать исчезающее изображение монарха и королевы на задней стене как предвестие скорого распада Испанской империи после смерти Филиппа.

Последние годы жизни Веласкеса-художника

В Испании было, по сути, два сторонника искусства: духовенство и любящие искусство монарх и дворец. Бартоломе Эстебан Мурильо, работавший на богатый и влиятельный монастырь, оставил мало денег на свои похороны, тогда как Веласкес жил и умер, имея солидный доход и ренту. Картина «Лас Хиландерас» (1657) стала одним из его последних шедевров.

Ткань на заднем плане основана на работе Тициана или, что более вероятно, на дубликате, сделанном Рубенсом в Мадриде.

Последние портреты наследников престола, написанные Веласкесом, являются одними из его величайших достижений, и в «Инфанте Маргарите Терезе в голубом платье» (1659) чувство стиля художника достигло своего пика: сверкающие пятна цвета на широких живописных пространствах создают почти импрессионистическое ощущение — зритель должен стоять на соответствующем расстоянии, чтобы получить ощущение всеобъемлющей, трехмерной пространственной конфигурации.

  Советы по рисованию акварелью - Как рисовать акварелью для начинающих

Популярный портрет Веласкеса

Инфанта Маргарита Тереза в голубом платье (1659), Диего Веласкес; Диего Веласкес, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его единственное сохранившееся изображение хрупкого и больного принца Фелипе Просперо примечательно тем, что сочетает в себе милые черты маленького принца и его собаки с легкой грустью. Изображение отражает оптимизм, который в то время вкладывали в единственного наследника испанского престола: новые белые и красные цвета контрастируют с мрачными тонами поздней осени. Маленький щенок с большими глазами задает зрителю вопрос, а общий бледный фон наводит на мысль о мрачной судьбе: юный принц скончался, когда ему было всего четыре года.

Работа с красками невероятно плавная и блестящая, как и во всех последних работах художника.

Известный портрет Веласкеса

Портрет принца Филиппа Просперо (1659) Диего Веласкеса; Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Свадьба Марии Терезии и Людовика XIV в 1660 году скрепила мирный пакт между Испанией и Францией, и произошло это событие на маленьком болотистом острове Бидассоа. Веласкесу было поручено украсить испанский павильон, а также наблюдать за всем сценическим шоу. Величие его позы и пышность его наряда привлекли к нему большое внимание. Он отправился в Мадрид 26 июня и заболел лихорадкой 31 июля. По мере приближения смерти он написал завещание, указав в качестве единственных душеприказчиков свою жену и сильного друга по имени Фуэнсалида, хранителя королевских архивов. 6 августа 1660 года он скончался.

Наследие произведений Диего Веласкеса

Веласкес не был плодовитым художником; считается, что он создал от 110 до 120 известных работ. Он не сделал ни одной гравюры или оттиска, и ему приписывают лишь несколько набросков. Веласкес — самая значительная личность в испанской портретной традиции. Хотя у него было мало прямых преемников, его работы вдохновляли испанских королевских художников, таких как Хуан Баутиста Мартинес дель Мазо. Мазо тщательно подражал его манере, и многие его работы и реплики ранее приписывались Веласкесу.

В XVII веке, когда испанская королевская живопись стала контролироваться художниками иностранной крови и образования, престиж Веласкеса пострадал.

Ближе к концу эпохи приближенные к королю Испании ученые начали признавать значение Веласкеса — в статье, опубликованной Гаспаром Мельчором де Ховельяносом в 1781 году, он заметил о Веласкесе: «Когда он умер, величие искусства в Испании погибло вместе с ним». В 1778 году Гойя создал серию офортов по мотивам картин Веласкеса в рамках попытки графа Флоридабланки изготовить копии произведений искусства, хранящихся в императорских коллекциях. Свободные репродукции Гойи свидетельствуют об изучении техники старшего мастера, которая послужила Гойе образцом для остальных его работ.

Техника и стиль живописи Диего Веласкеса

Карьеру Веласкеса принято делить на две половины, основываясь на двух его путешествиях в Италию. Он редко подписывал свои картины, и только самые заметные его работы датированы в королевских архивах. В некоторой степени остальную информацию предоставляет внутренняя документация и предыстория, связанная с его портретами.

Несмотря на то, что Веласкес был знаком со всеми итальянскими традициями и был спутником самых выдающихся художников своего времени, он смог противостоять внешним факторам и самостоятельно разобраться в формировании своего характера и представлений о живописи.

Диего Веласкес Картины

Использование цвета Диего Веласкесом на картине «Три музыканта» (ок. 1618); Diego Velázquez, Public domain, via Wikimedia Commons

Он известен тем, что использовал ограниченную палитру, но с удивительным мастерством комбинировал имеющиеся краски для получения разнообразных оттенков. Его пигменты были похожи на пигменты его коллег, и он в основном использовал смальту, азурит, вермилион, свинцово-оловянно-желтую краску, охру и красное озеро. Его ранние картины были созданы на холстах, загрунтованных красно-коричневой основой.

Во время своего первого путешествия в Италию он перешел на светло-серые краски, которые использовал до конца своей жизни. Результатом преобразований стали произведения искусства с повышенной яркостью и обычно холодной, серебристой цветовой палитрой. Лишь немногие эскизы можно с уверенностью приписать Веласкесу.

Хотя некоторые из его работ имели подготовительные эскизы, его стилем было создавать прямо из реальности, а рентгеновские снимки его работ показывают, что он регулярно менял расположение картин по мере их создания.

Список знаменитых картин Веласкеса

  • Старуха, жарящая яичницу (1618)
  • Вечеря в Эммаусе (1623)
  • Триумф при Вакхе (1629)
  • Сдача Бреды (1635)
  • Портрет Иннокентия X (1650)

Художник Диего Веласкес Художественные произведения

Вечеря в Эммаусе (1622-1623), Диего Веласкес; Diego Velázquez, CC0, via Wikimedia Commons

Дальнейшее чтение

Художник Диего Веласкес прожил очень интересную жизнь. Возможно, вас побудило желание узнать больше об испанском художнике Веласкесе. В таком случае мы составили для вас список книг, которые вы можете приобрести и изучить.

Рембрандт и Веласкес: голландские и испанские мастера (2020)

В этой антологии представлены лучшие работы двух знаменитых художников XVII века из Испании и Нидерландов. В ней подобраны произведения каждого из них, а также рассмотрены их коллеги и соотечественники, такие как Зурбаран, Хальс, Вальдес Леаль, Рибера и многие другие. Каждая пара рассказывает историю или освещает тему, которая связывает две работы, начиная от религии, веры, богатства или понятий любви и заканчивая творческими препятствиями, такими как баланс, освещение и тень.

Они были двумя самыми важными художниками в своих странах. Оба живописца работали в среде, в которой было много других известных художников Хотя между художниками Северного и Южного регионов не было фактического взаимодействия, они имеют поразительные параллели не только в творческих амбициях, но и в стремлении к реализму и изображении религиозных тем.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий