Голубая картина Ива Кляйна — анализ голубой монохроматической картины

Голубая живопись Ива Кляйна

Я представляю себе самый яркий синий цвет, покрывающий холст. Представьте, что вы стоите перед этим полотном, не зная, что о нем думать и какой смысл вкладывать. Какие чувства оно вызывает? Как будто смотришь в синюю бездну, почти как небо над головой или глубочайшие глубины океана внизу? Вот некоторые из этих идей, которые мы рассмотрим ниже на примере знаменитой коллекции синих картин французского, или, скажем так, синего художника Ива Кляйна, который, очевидно, сам не был синим.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Ив Кляйн?

Ив Кляйн — французский художник и мастер боевых искусств, родился 28 апреля 1928 года в городе Ницца, Франция. Он происходил из семьи с художественным прошлым, его мать была частью художественного движения Арт-Информель, а его отец был известен своим постимпрессионистским художественным стилем; на Кляйна также повлиял художественный стиль его тети.

В период с 1942 по 1946 год он учился в двух французских институтах — Национальной школе морской пехоты Маршан и Национальной школе языков. Кляйн также занимался дзюдо в Институте дзюдо Кодокан в Японии, получив в 1953 году черный пояс 4-го дана. Он был знаменит своим фирменным синим цветом, известным как стиль International Klein Blue. Когда ему было 34 года, он умер от сердечного приступа.

Могила художника Ива Кляйна

Могила Ива Кляйна на кладбище Ла-Кель-сюр-Лу; Aimelaime, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Голубая живопись Ива Кляйна в контексте

Ив Кляйн был известен своими синими монохроматическими картинами, точнее, ультрамариновым синим цветом. Французский художник запомнился тем, что создал около 200 работ, в результате чего появилась его коллекция синих монохроматических картин. IKB, или International Klein Blue, известен как его фирменный цветовой стиль.

Ниже мы подробнее рассмотрим творчество Ива Кляйна и IKB, начав с краткой контекстуальной справки, где мы рассмотрим, что побудило этого художника, работавшего с синим цветом, создать свои работы.

После этого мы более подробно рассмотрим пример синей монохроматической картины, дадим формальный анализ предмета, его стилистические процессы и другие значения, связанные со знаменитой синей картиной.

Художник Ив Кляйн
Дата написания 1959
Средство Сухой пигмент в поливинилацетате на хлопке поверх фанеры
Жанр Живопись, Перформанс
Период / движение Нуво-реализм и искусство перформанса
Размеры 195,1 x 140 см
Серия / Версии Часть синих монохроматических картин художника
Где находится? Тейт Модерн, Лондон, Англия
Сколько стоит Нет в наличии

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Ив Кляйн имел глубокий синий цвет, и он выливал эту глубину на свои холсты в блестящий ультрамарин, который мы видим на его полотнах сегодня. Давайте рассмотрим начало карьеры Кляйна и, что более важно, то, как он начал писать свои монохромы.

1947 год стал для Кляйна важной вехой, поскольку, как часто говорят, он «прозрел», лежа на пляже со своими двумя друзьями. Ив Кляйн был хорошим другом Арманда Фернандеша, а также Клода Паскаля, который был поэтом.

Вспомнили, что трое друзей «разделили» вселенную на три части, каждая из которых контролировала одну часть. Арман контролировал землю, физический мир; Паскаль — «язык и слова», а Клейн — пространство, или «пустоту», как его называли. В конечном итоге это привело к тому, что Кляйн заинтересовался идеями пространства и пустоты, а также тем, что понималось как бесконечность.

От многоцветия к монохромности

Кляйн проводил частные и публичные выставки в 1950-е годы и запомнился тем, что начинал с многоцветных картин. Его частная выставка 1949 года знакомит нас с его игрой с монотоном. Выставка называлась «Симфония монотона и тишины», которая состояла из 20 минут звучания музыкального аккорда и 20 минут тишины.

Кляйн продолжал выставлять многоцветные монохромы, его выставка в 1955 году была публичной выставкой, отмеченной публикацией под названием Yves Peintures (1954). Интересно, что «буклет» Кляйна был опубликован до того, как он создал монохроматические картины.

Он состоял из десяти цветных листов или «пластин», однако в самом буклете было около 15 страниц. Листы представляли собой прямоугольники таких цветов, как желтый, красный, коричневый, зеленый, оранжевый, серый, ультрамариновый синий, бирюзовый, розовый и светло-мятный зеленый. Первая выставка прошла в Клубе солитеров в октябре 1955 года, а вторая — в галерее Колетт Алленди в феврале 1956 года, которая называлась «Ив: Proposition monochromes .

На вышеупомянутых выставках были представлены монохромные картины различных цветов, таких как красный, желтый, оранжевый и голубой.

Однако, как сообщается, на выставке Yves: Proposition monochromes. Золото и розовый стали для Кляйна важными фирменными цветами наряду с его знаменитым синим.

Кляйн понимал, что эффект от выставки был нежелательным, особенно с точки зрения зрителей, которые воспринимали ее скорее как декоративные экспонаты. Зрители путали искусство Ива Кляйна с другим типом «пространства».

Другими словами, Кляйн стремился передать более глубокий смысл своих 20 картин — «неизмеримое существование цвета», почти как бесконечное пространство, в то время как зрители воспринимали их как более декоративные произведения, подходящие для помещений.

Зарождение синего цвета

После своих монохромов разных цветов и нежелательного приема их на выставке в 1956 году, Кляйн начал с более новых монохромов, состоящих только из синего цвета. В 1956 году он создал цвет, который должен был стать его фирменным знаком, под названием International Klein Blue при содействии Эдуарда Адама, который был владельцем магазина художественных принадлежностей в Париже,

  Искусство 1930-х годов - взгляд на искусство и художников Америки после падения

Это привело к выставке 1957 года под названием Proposte Monocrome, Epoca Blue, что означает «Предложение монохромного цвета; синяя эпоха», в миланской галерее Apollinaire. Здесь Кляйн выставил 10 синих картин с ровными промежутками между ними. Однако некоторые источники утверждают, что Кляйн выставил 11 картин. Упомянутые «синие» картины были закреплены на столбах и выглядели одинаковыми по форме.

Уникальность новой выставки Кляйна заключалась в том, что он присвоил каждой картине свою цену, что еще больше усилило восприятие каждой картины, несмотря на то, что все они были похожи. Это было сделано для того, чтобы выяснить индивидуальное восприятие каждой картины зрителем или покупателем, а также влияние, которое картины оказывали на них и их собственное уникальное восприятие ценности.

Кляйн продолжал использовать и применять синий цвет различными способами, в первую очередь в серии «Anthropométries» («Антропометрия»), в которой использовались тела женщин-моделей и валики с краской. Это были не типичные выставки, а скорее перформансы, где женщины были обнажены и покрыты синей краской, а своими телами они делали отпечатки на больших холстах или стенах.

Выступления сопровождались живой музыкой в исполнении нескольких музыкантов. Часто сообщалось, что вышеупомянутая демонстрация синего цвета превратилась в перформанс, и в качестве зрителей присутствовали люди, одетые в официальные наряды.

Что стоит отметить в связи с вышеупомянутым «перформансом», так это то, что Кляйн подошел к своей работе совершенно по-другому. Если раньше он участвовал в процессе его создания, то здесь он, казалось, специально оркестровал свое произведение издалека.

Сообщается, что он сказал о своих моделях и произведениях искусства, раскрашенных синей краской: «Лично я никогда бы не попытался размазать краску по собственному телу и стать живой кистью; напротив, я бы скорее надел смокинг и белые перчатки. Я бы даже не подумал пачкать руки краской». Отстраненное и отстраненное, произведение искусства должно завершить себя на моих глазах и под моим руководством».

За свою творческую карьеру Кляйн создал множество других работ и запомнился как одна из ведущих фигур или пионеров искусства перформанса.

Он также экспериментировал с различными средствами, которые обыгрывали идею бесконечности, в частности, добавляя более естественные материалы, такие как гравий, огонь, морские губки и вода. Он создавал скульптуры, которые передавали ощущение бесконечности, что было очень важно для художника, его внутреннего мира и восприятия.

Нуво Реализм

Важно также отметить, что Кляйн был членом группы «Нуво Реализм», что означает «Новый реализм». Группа Nouveau Réalisme возникла во Франции в 1960-х годах и возглавлялась Пьером Рестани, который был художественным критиком, и Ивом Кляйном, последний был важной ведущей фигурой. Однако у обоих были разногласия, когда речь заходила о группе и о том, за что она выступала, шла ли она по стопам дадаизма или была чем-то более постмодернистским.

Движение было известно как французский эквивалент поп-арта и использовало разнообразные художественные формы для самовыражения. Основные принципы группы заключались в использовании предметов и их деконструкции для передачи сообщения. Кроме того, необходимо было соединить предметы и создать нечто новое в соответствии с более реалистичным взглядом на реальность.

Первая выставка группы художников состоялась в Милане в галерее Аполлинера в 1960 году. Тогда же Рестани использовал термин Nouveau Réalisme для обозначения и описания работ различных художников, включая Кляйна. В каталоге выставки Рестани написал следующее: «Страстное приключение реального, воспринимаемого само по себе, а не через призму концептуальной или образной транскрипции».

Рестани также написал манифест для группы, которая подписала свои имена в нем, манифест гласил: «Новые реалисты осознали свою коллективную идентичность; Nouveau Réalisme = новое восприятие реального». Среди известных художников были Арман, полное имя которого Арманд Пьер Фернандес, Жан Тингели, Даниэль Сперри, Раймон Хейнс, Франсуа Дюфрен и другие.

Ив Кляйн в конце концов отделился от группы в 1961 году из-за того, что группа была близка к дадаистам и продолжала их наследие. Творчество Кляйна стало более прогрессивным и отошло от кажущейся ограниченности, которой придерживалась группа «Нуво Реализм».

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим несколько примеров синих монохроматических картин Кляйна, сосредоточившись на отдельных примерах для большего контекста. Хотя многие из них выглядят практически идентичными, Кляйн создал значительное количество различных синих работ. Искусство Ива Кляйна характеризуется только одним элементом, и это синий цвет, а точнее, его международный синий цвет Кляйна, который является основным предметом его знаменитой коллекции синих картин.

Знаменитая синяя картина

Yves Klein’s Blue Monochrome (1961); No machine-readable author provided. Solipsist~commonswiki assumed (based on copyright claims)., Public domain, via Wikimedia Commons

Тематика: Синий — главный герой

Один пример из коллекции синих картин Ива Кляйна — IKB 79, Untitled Blue Monochrome (1959). Многочисленные картины названы «IKB», что означает International Klein Blue. После смерти Кляйна его жена, Ротраут Кляйн-Мокей, пронумеровала картины таким образом, присвоив каждому полотну особый обозначающий номер, поскольку всего было почти 200 синих монохроматических картин.

Однако работы не были пронумерованы в том порядке, в котором они были сделаны, поэтому возникли трудности с определением хронологического порядка каждой синей картины Кляйна.

В данном примере мы рассматриваем номер 79, который, как можно догадаться, представляет собой монохроматическое полотно, полностью написанное в фирменном синем цвете, которым так знаменит Ив Кляйн. На этом полотне нет ничего, кроме синего цвета, заполняющего каждый угол и границу.

  "Кошмар" Генри Фюзели - осмотр картины "Кошмар"

В IKB 79 мы почти вынуждены остановиться и смотреть еще некоторое время, чтобы увидеть что-то, что может выпрыгнуть на нас из синей глубины. На самом деле, именно эту синюю глубину Кляйн делает фокусной точкой в этой композиции, и некоторые задаются вопросом, можно ли вообще назвать это композицией, не является ли это просто холстом, окрашенным в синий цвет?

Для Ива Кляйна основным предметом является синий цвет, это синяя краска как средство, синий цвет и то, что он символизирует.

Кляйн ставит это перед нами, зрителями, и мы решаем, подвергать это сомнению или нет. В конечном счете, он вызывает новый способ видения, новый способ остановиться и понять что-то, что изображено не традиционным и обычным способом, а уникальным авангардным.

Цвет

Было бы упущением, если бы мы не уделили часть формального анализа обсуждению цвета, однако, возможно, мы все уже знаем, что основной цвет композиции — синий. Но что это за синий цвет и как Кляйн создал свой фирменный цвет и, в конечном счете, свой фирменный предмет?

Этот синий Кляйн называл ультрамариновым оттенком, но сам художник работал над цветом вместе с химиком/ученым, чтобы добиться того уникального цвета, которым он является сейчас.

Процесс заключался в «суспендировании» сухого синего пигмента в смеси синтетической смолы, а именно поливинилацетата, и связующего вещества. Цвет также обладает матовым эффектом, что стало важным компонентом его уникальной яркости.

Синий цвет Klein был запатентован. Ив Кляйн представил конверт Soleau в 1960 году, чтобы запатентовать свой синий цвет, однако, возникли споры о точности этого утверждения, поскольку некоторые научные источники предполагают, что Кляйн никогда не патентовал свой цвет; представление конверта Soleau предшествовало процессу подачи заявки на патент. Следует отметить, что существует разница между понятиями товарного знака и патента.

Кляйн синий

L’accord bleu (RE 10) (1960) by Yves Klein; Jaredzimmerman (WMF), CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Как мы уже упоминали ранее, Кляйн использовал и другие цвета наряду со своим фирменным синим, однако в качестве других важных основных цветов в своей художественной палитре он предпочитал розовый и золотой. Эти цвета представляли для Кляйна различные идеи. Сообщается, что он сказал о своей выставке «Ив: Propositions Monochromes:

«Огонь — это голубой, золотой и розовый, основа моих монохромных картин. Я вижу в нем универсальный принцип объяснения мира».

Пример розового и золотого у Кляйна можно увидеть в его картине Ex-voto (1961), которая была посвящена Святой Рите из Каскии. Она была подарена одноименному монастырю. Сообщается, что Кляйн совершил несколько паломничеств в этот монастырь, и его работы свидетельствуют о его преданности своим религиозным убеждениям. В «Ex-voto» Кляйна мы видим основные цвета, розовый слева, его фирменный синий цвет Кляйна посередине, а справа то, что кажется сусальным золотом. Цвета расположены в трех квадратах в верхней части.

Текстура и линии

Если мы посмотрим на другие примеры из коллекции синих картин Ива Кляйна, мы заметим, как он играет с различными текстурами. На некоторых картинах краска нанесена толстым слоем, на других — более тонким, как в IKB 79.

Например, в IKB 45 (1960) мы видим, что весь холст покрыт толстыми нитями засохшей краски, нанесенной, кажется, во всевозможных направлениях. Если присмотреться, то можно легко протянуть руку и потрогать толстые выступы краски.

Другой пример — IKB 67 (1959), где мы видим равномерное нанесение более тонких мазков, которые имеют небольшой рельеф. Этот голубой цвет Кляйна почти напоминает нам успокаивающие океанские волны, накатывающие от легкого бриза. Может быть, это один из эффектов, который хотел передать Кляйн?

В других примерах Кляйн использует губки для создания рельефного эффекта, это мы видим в картинах «Рельеф из голубой губки» (RE 51) (Relief Eponge Bleu) (1959) и «Рельеф из голубой губки без названия» (RE 18) (1960). Последняя представляет собой еще один голубой холст, но в данном примере мы заметим почти 20 маленьких натуральных губок в двух больших, централизованных, сгруппированных группах, с одной или двумя по внешним краям. Кляйн также включил в некоторые из этих композиций гальку, что обыгрывает идеи бесконечного мира и физического мира.

Когда мы смотрим на некоторые из более фактурных синих картин Кляйна, в них присутствует элемент линии. Благодаря текстуре создается ощущение формальной линии и геометрии, но было ли это намерением Кляйна или просто стилистическим следствием эффектов, созданных способом нанесения и высыхания краски?

Для Кляйна концентрация на линиях в картине казалась не столь важной, как его внимание к монохроматическому пространству, которое в конечном итоге представляло идею пространства и бесконечности, то, что художник не мог передать с помощью обычных формальных элементов живописи, таких как линии, формы и структура.

Символизм синего цвета

Для Кляйна синий цвет был чем-то более глубоким, чем просто нанесение цвета на холст. Художник был глубоким мыслителем, и мы видим эту глубину чувств и осознания, изображенную на полотне, мы почти поглощены ею в нашей кажущейся неуверенности. Некоторые символические отсылки этой картины относятся к тому, к чему Кляйн чувствовал близость, а именно к идее бесконечности. Для него монохром был ссылкой на бесконечное пространство.

Его часто цитируют, когда он сравнивает свои картины с «открытым окном в свободу, как возможность погрузиться в неизмеримое существование цвета».

На Клейна также повлиял прекрасный синий цвет фресок в Италии, он придерживался религиозных убеждений католической веры, а синий цвет имел религиозную символику. Мы видим этот синий цвет в большинстве картин эпохи Возрождения, особенно в том значении, которое он несет, изображенный на святых фигурах, таких как Иисус Христос или мать Мария.

  Картины Кандинского - знакомство с лучшими работами Василия Кандинского

Клейн был не только религиозен, но и сведущ в философских идеалах, в частности, он был членом ордена росикрусианцев, эзотерического духовного движения, которое верит в мудрость, переданную из древних учений или времен. Кляйн также был знаком с учениями буддизма, которые он неизбежно должен был изучить более глубоко во время своего пребывания в Японии, когда он изучал боевые искусства, в частности дзюдо.

Кроме того, International Klein Blue напоминал небо и глубины океана, бесконечные просторы этих природных сред. Нам предлагается вспомнить, как Кляйн и два его друга лежали на пляже, и Кляйн был хранителем, так сказать, неба или пространства, или, как некоторые говорят, «пустоты».

Всегда синий и за его пределами

Искусство Ива Кляйна уникально, он был одним из пионеров перформанса, не только рисовал, но и включал мелодии в свои перформансы. Синий художник также окрашивал предметы в синий цвет, будь то слепок земного шара, La Terre Bleue (1957), или гипсовая фигура обнаженной женщины, изображающей Венеру, La Vénus d’Alexandrie (Vénus Bleue) (1961).

Назовем ли мы это пустотой или бесконечностью, в любом из этих понятий заключена суть чего-то невидимого, нематериального, неизмеримого и мира за пределами нашего понимания. Эти понятия воплощены в жизнь в знаменитой коллекции синих картин Ива Кляйна, о которой мы говорили в статье выше.

Чтобы понять хотя бы часть Ив Кляйна, любимого художника синего цвета, нам нужно просто взглянуть на его работы. Его описывали как мистика и алхимика, и мы видим это в его творчестве. Он понимал что-то более глубокое в жизни, чему, несомненно, способствовал его опыт в боевых искусствах и время, проведенное в Японии. Ив Кляйн умер от сердечного приступа, когда ему было 34 года, и после смерти он стал одним из самых известных художников 20-го века. Его трудно не заметить и легко обнаружить в любой художественной галерее — просто обратите внимание на самый голубой синий цвет, который вы когда-либо видели.

Часто задаваемые вопросы

Кем был Ив Кляйн?

Ив Кляйн был французским художником, который жил и творил в середине 1900-х годов. Он был известен своим фирменным цветом под названием International Klein Blue и своим синим монохроматическим стилем живописи, который использовался как на холстах, так и на скульптурных объектах. Он был значительным художником и одним из пионеров искусства перформанса. Он был частью художественной группы «Нуво Реализм» и проложил путь для других направлений искусства, таких как минимализм и поп-арт.

Что такое IKB?

IKB, также известный как International Klein Blue, — это цвет, запатентованный французским художником 1900-х годов Ивом Кляйном. Это ультрамариновая синяя краска, которую Ив Кляйн создал путем «подвешивания» сухого пигмента в связующем растворе. В результате получился великолепный синий оттенок.

Что означал синий цвет Ива Кляйна?

Синий цвет символизировал для Ива Кляйна разные вещи, а именно: религиозные смыслы, навеянные блюзом из религиозных картин, характерных для эпохи Возрождения. Кляйн также глубоко верил в передачу идей бесконечности и пространства, «пустоты». Его картины стали отображением «неизмеримых» аспектов бесконечности. Более того, картины Ива Кляйна также представляют простор, который мы находим в небе и океане.

Каким художником был Ив Кляйн?

Ив Кляйн был живописцем и скульптором, но он был одним из первых художников, который начал перформанс и развил его дальше. Он также известен как один из первых художников-концептуалистов 20 века благодаря различным своим перформансам. Например, известен его фотомонтаж прыжка со здания, чтобы казалось, что он летит, под названием Saut dans le vide (Прыжок в пустоту) (1960). Среди других примеров — экспонирование невидимых произведений искусства в пространстве галереи, как это «видно» на его выставке под названием «Пустота» (1958), которая проходила в парижской галерее Iris Clert. Все, что было в этом галерейном пространстве — это пустой шкаф, окно, выкрашенное в синий цвет, и синий занавес для входа. Кляйн организовал эту выставку как настоящее событие, предоставив синие напитки для гостей, которых, по некоторым данным, было около 3 000 человек.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий