«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — анализ

Сад земных наслаждений Иероним Босх

Есть картины, которые вызывают у нас чувство радости и надежды, изображая сцены жизни и трансцендентности. А есть картины, которые оживляют и придают визуальный вес нашим самым глубоким, самым темным страхам. Эти страхи становятся еще более глубокими и темными, когда вы живете во времена великих религиозных и культурных перемен, в такие периоды, как Средневековье и Ренессанс. В этой статье мы рассмотрим работу Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1480-1505 гг.) как один из примеров произведений искусства тех времен, которые были противоположны тому, что мы ожидали.

Оглавление

Аннотация художника: Иероним Босх

Иероним Босх родился в 1450-х годах в одном из столичных городов герцогства Брабант в Нидерландах, Хертогенбосхе или Ден Босхе (что означает «Лес»), который он принял позднее. Босх происходил из артистической семьи, и считается, что отец научил его рисовать и писать. Около 1480 года он женился на Алейт Гойертс ван ден Меервин, которая была из богатой семьи.

Босх Художник

Посмертный портрет (деталь) Иеронима Босха, ок. 1550 г. (автор Жак Ле Бук); приписывается Жаку Ле Буку, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Босх также входил в организацию под названием «Братство Пресвятой Богородицы», которая, возможно, также заказывала некоторые из его ранних работ. По всей видимости, Босх не оставил после себя художественных записей, таких как заметки или наброски, поэтому о нем и мотивах его творчества известно очень мало.

Он был одним из знаменитых художников Северного Возрождения, изображавших религиозные темы в фантастическом и готическом ключе, часто очень мрачные и апокалиптические по тематике, но при этом выполненные в искусных деталях.

Сад земных наслаждений Иеронима Босха в контексте

Популярный художник Иероним Босх был хорошо известен как живописец при жизни и стал еще более популярным после смерти. Что же сделало его таким популярным как художника? Хотя его тематика была религиозной и фигуративной, его отличало от других то, как он использовал тему религии для создания фантастических миров, которые, как мы можем легко сказать, были почти как сюрреализм эпохи Возрождения.

Он изображал фигуры, животных и предметы в, смеем сказать, совершенно безумных обстановках, позах и ситуациях, которые отображали моральные идеи, связанные с грехом и поддаванием искушениям и желаниям плоти.

Знаменитый, или печально известный, триптих Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1480-1505 гг.) представляет собой богатое и загадочное изображение Эдемского сада, Сада земных наслаждений и Ада. Его уникальность заключается в том, что Босх уделил внимание деталям и художественному мастерству в изображении этих непристойных микроповествований в рамках одного, так сказать, макроповествования.

Сад земных наслаждений Иероним Босх Картина

Сад земных наслаждений (ок. 1490-1500 гг.) Иероним Босх ; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В анализе «Сада земных наслаждений» мы исследуем эту картину дальше, сначала дадим краткий контекстуальный анализ, в котором рассмотрим некоторые политические и социальные обстоятельства того времени, когда Босх писал картину. Затем мы рассмотрим формальный анализ, углубляясь в сюжет и стиль живописи Босха.

Художник Иероним Босх
Дата написания картины c. 1480 — 1505
Средство Масло на панели
Жанр Религиозная живопись
Период / движение Северное Возрождение
Размеры 205,5 x 384,9 см
Серия / Версии Часть картины-триптиха
Где хранится? Музей Прадо (Museo del Prado), Мадрид
Сколько стоит Неопределенно

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

1400-е годы в Европе были временем больших перемен. В Италии и северной части Европы происходило Возрождение, которое обозначило новые взгляды на жизнь и место человека в великой космической схеме вещей. Движение гуманизма в это время исследовало новую философскую мысль во многих областях, включая религию, науку, литературу и искусство.

Если Ренессанс означает «Возрождение», то ему предшествовала эпоха Средневековья, о которой часто думают как о «Темных веках».

Это поможет нам понять некоторые верования в эпоху Средневековья и Возрождения, потому что работы Босха указывают на глубоко укоренившиеся религиозные и библейские представления, которых, несомненно, многие придерживались бы в 15 веке.

Картины художника Босха

Младенец Христос с шагающей рамой (1480), Иероним Босх ; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Католическая церковь была сильной силой в Средневековье и стремилась обратить в свою веру большинство людей, которые в большинстве своем были язычниками. В те времена существовали сложные системы, призванные закрепить религиозные убеждения среди масс, особенно веру в ад и проклятие. Также было распространено почитание святых.

Кроме того, в Средневековье существовали строгие взгляды на сексуальность. Потеря человеком невинности произошла из-за грехопадения Адама и Евы, которые поддались искушению. Это понятие, конечно, сложнее того, что мы здесь излагаем, однако основные постулаты должны быть понятны.

В то время, когда был написан этот знаменитый триптих Босха, подобные убеждения были весьма распространены в обществе.

Считается, что триптих Босха «Сад земных наслаждений» был написан по заказу графа Энгельбрехта II Нассауского (1451-1504) или Генриха III Нассау-Бреда (1483-1538). Триптих мог быть написан для свадьбы, но, по другим предположениям, он также мог быть написан в религиозных целях, чтобы представить моральное повествование, показывающее людям последствия искушения и греха. Однако в качестве алтарного образа эта картина могла быть слишком непристойной.

Интересным фактом о триптихе Босха является то, что название «Сад земных наслаждений» было дано ему в более современное время. Первоначально этот триптих называли «Клубничной картиной», что, вероятно, было связано с большим количеством изображенной клубники. Как правило, большое количество ягод разбросано по всей композиции.

Деталь картины

Деталь центральной панели «Сада земных наслаждений» (ок. 1490-1500) Иеронима Босха, изображающая человека, поедающего клубнику, человека, поедающего вишню, и человека, склонившегося над вымышленным фруктом; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы углубимся в анализ «Сада земных наслаждений», который мы проведем, начиная слева направо. Сам триптих состоит из трех панелей, внешняя, передняя, изображает монохромное изображение мира, также известное как гризайль, что в переводе с французского означает «серый». Эта картина получила название «Сотворение мира» (ок. 1495-1505 гг.).

  Мэри Кассатт - жизнь и творчество художницы импрессионизма

Тематика: Сад земных наслаждений

Когда триптих закрыт, мы видим, что мир изображен внутри прозрачного шара или сферы. Нижняя половина кажется водой, а верхняя изображает землю с густыми облаками, нависшими над верхней частью сферы. Эта земная сфера находится в затемненном пространстве, фон создает впечатление, что она находится в космосе.

В левом верхнем углу мы заметим очень маленькую фигурку Бога; он сидит, держа в руках раскрытую книгу, возможно, Библию. В верхней части триптиха имеется надпись на латыни: «ipse dixit, et facta sunt: ipse mandāvit, et creata sunt». На английский язык это переводится как «Ибо Он сказал, и совершилось; Он повелел, и утвердилось»; это цитата из 33-го псалма Библии.

Триптих Босха Закрытый

СЛЕВА: Творение на внешних ставнях триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons | СПРАВА: Крупный план Бога в правом верхнем углу внешних ставен картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Считается, что на этом изображении запечатлен третий день творения. Некоторые научные источники предполагают, что оно также изображает потоп, поскольку кажется, что это в основном вода, и далее предполагают, что если рассматривать эту фронтальную часть как последнее изображение картины, то она будет иметь другое значение.

Тогда смысл будет заключаться в том, как Потоп стер все и всех, чтобы начать мир заново — особенно после сцен, которые мы видим внутри этого триптиха Босха. Однако латинская надпись очень наводит на мысль о сотворении мира, а не о его разрушении.

Давайте откроем триптих и начнем наше путешествие.

Левая панель — Эдемский сад

Триптих Босха раскрывается на три панели, начиная с левой — сцена Эдемского сада. Мы видим обширный пейзаж в голубых и зеленых тонах. На переднем плане — три фигуры, это Адам, сидящий на траве с вытянутыми ногами, Ева, полулежащая на коленях на небольшой насыпи напротив него, и Бог, стоящий между ними и держащийся за правое запястье Евы (слева от нас) своей левой рукой (справа от нас).

Триптих Босха Левая панель

Внутреннее левое крыло «Сада земных наслаждений» («Рая») Иеронима Босха, ок. 1490-1510; Hieronymus Bosch, Public domain, via Wikimedia Commons

Бог представляет Еву ее мужчине, Адаму. Обратите внимание, как Адам смотрит на Еву. Правая рука Бога поднята в знаке Бенедикции, который является жестом благословения и обычно ассоциируется с Иисусом Христом. Может ли эта фигура быть Иисусом Христом, хотя сотворение Адама и Евы произошло до времени Христа?

В правом нижнем углу на переднем плане изображен небольшой темный пруд с водой, из которого выходят странные существа. Некоторые пьют из воды, другие находятся в воде, а некоторые разбегаются, занимаясь своими делами.

Триптих Босха Левая панель Деталь

Деталь внутреннего левого крыла «Сада земных наслаждений» («Рая») Иеронима Босха, ок. 1490-1510; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Именно здесь в триптихе Босха все становится странным.

В воде плавают рыба с крыльями, подобие утконоса, читающего книгу, животное, похожее на дракона, черная рыба типа морского конька с рогом, похожим на единорог, у края воды, а также различные птицы и лягушки, прыгающие вокруг. На суше — кошачье животное с добычей, свисающей из пасти.

И это только на переднем плане первой панели. Мы находим еще больше странностей, когда смотрим дальше, в центр, где есть большое озеро с возвышающейся розовой структурой на вершине, которая кажется небольшой насыпью из кристаллического камня, как будто она упала на него с неба.

Животные в триптихе Босха - левая панель

Деталь внутреннего левого крыла «Сада земных наслаждений» («Рая») Иеронима Босха, ок. 1490-1510; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мы видим еще больше существ, выходящих из воды и ступающих на берег справа.

И другие животные, такие как слон, жираф, птицы, кролик и животные, которые кажутся помесью человека и кошки. Слева также изображен белый единорог, пьющий из воды, и двуногое существо, похожее на собаку с висячими ушами.

На заднем плане мы снова видим горную местность. Слева находится геометрическое каменное сооружение, из которого в стремительном узорчатом полете вылетает стая птиц. Каменная структура Босха выглядит вполне органично и вписывается в окружающую среду. Вдали мы видим еще больше геометрических структур как часть холма, особенно необычную двойную дискообразную форму с толстой и большой дугообразной ветвью, пронзающей обе, как бы удерживая их на месте.

Левая панель триптиха Босха Фон

Горные районы на внутренней левой панели картины «Сад земных наслаждений («Рай»)» Иеронима Босха, ок. 1490-1510; Иероним Босх, Nihiltres, CC0, via Wikimedia Commons

Первая панель выглядит довольно легкомысленной по своей атмосфере, кажется, что не происходит ничего слишком резкого, за исключением того, что некоторые животные ловят свою добычу, что может свидетельствовать о том, что будет дальше. Кроме того, эта сцена символизирует идею плодородия и деторождения Адама и Евы. Мы не видим явных отсылок к традиционным мотивам яблока и змеи, но это не отменяет того факта, что грех не присутствует.

Теперь перейдем к центральной панели, где повествование более оживленное и сложное.

Центральная панель — Сад земных наслаждений

Здесь мы попадаем в знаменитый Сад земных наслаждений, который заполнен сотнями обнаженных фигур, некоторые из них европейские, а некоторые кажутся африканскими. Пейзаж простирается далеко вдаль с частью озера в левом нижнем углу переднего плана, он также образует перевернутую букву «Т» на заднем плане, где находятся пять необычных розовых (возможно, каменных?) и голубых (возможно, металлических?) конструкций, таких же, как та, которую мы видели на первой панели.

Триптих Босх Центральная панель

Центральная панель картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Передний план заполнен фигурами, которые, кажется, резвятся и забавляются друг с другом; некоторые едят и держат в руках различные ягоды, некоторые кормят друг друга, некоторых кормят большие птицы, а некоторые стоят с большими вишнями на голове. Мы также заметили, что некоторые из этих ягод очень большие, есть фигура, держащая огромную рыбу.

Кажется, что в этом саду все наслаждаются жизнью. Здесь присутствуют мужчины и женщины, некоторые женщины, похоже, тоже беременны.

Триптих Босх Центральная панель Передний план

Передний план центральной панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510 гг.); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Греческая архитектура - исследование древнегреческих сооружений

Слева мы видим кавказского мужчину, собирающегося поцеловать африканскую женщину, правая рука которой лежит на ее беременном животе. Они оба сидят на большой утке крякве, а другая большая птица зимородок примостилась прямо на спине утки. У некоторых фигур также есть цветы, выходящие из прямой кишки.

Чуть ниже вышеупомянутых фигур мы видим большую сову, наполовину погруженную в воду, и сероватую фигуру, обнимающую ее. Прямо перед этой сценой мы видим две фигуры, сидящие в прозрачной сфере, мужчина держит руку на области матки женщины, но она не выглядит беременной — может ли она быть беременной?

Прозрачная сфера похожа на цветок.

Пара сидит внутри того, что может быть основной частью цветка, розетка ведет в главный листовидный стебель светло-лососевого цвета, который выходит из небольшой структуры, похожей на луковицу, с отверстием на дальнем конце и лицом мужчины, выглядывающим из него, его пальцы перегибаются через край. В отверстие вставлена стеклянная или хрустальная трубка с мышью в трубке — человек внутри, кажется, смотрит на мышь.

Центральная панель триптиха Босха Деталь

Деталь центральной панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510 гг.); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эта структура напоминает процесс зачатия и рождения ребенка. Может быть, пара в верхней шарообразной луковице рождает мужчину в нижней луковице, который, как кажется, будет рожден через трубку, в то время как стебель с листьями действует как пуповина? Как и в случае со всеми этими микронарративами, нарисованными Босхом, перед нами открыты сотни интерпретаций, но что кажется очевидным, так это тема деторождения и плодородия.

Другая интерпретация этой сферической сферы с парой внутри связана с фламандской пословицей: «Счастье подобно стеклу, оно скоро разбивается».

В центре мы видим полосу земли с круглым бассейном с водой в центре. Там сотни людей верхом на лошадях, коровах, медведях и других гибридах увеличенных животных, таких как единорог с длинным рогом, похожим на рог оленя. Все они окружают центральный круглый бассейн, в котором мы видим в основном женщин разных рас.

Центральная панель триптиха Босха крупным планом

Средний план центральной панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если двигаться к заднему плану, то пять сооружений выглядят почти как парки развлечений, фигуры появляются внутри, снаружи и вокруг; все веселятся друг с другом. Некоторые фигуры также находятся в окружающей воде. Это определенно вызывает восторг у всех участников.

Если присмотреться, в воде находится пара, но женщина похожа на русалку, а мужчина обнимает ее; неясно, является ли он также тритоном. Прямо перед этими двумя мы видим большое белое яйцо с открытой крышкой и несколько фигур, забирающихся в него из воды.

Босх Триптих Центральная панель Фон

Фон центральной панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (ок. 1490-1510 гг.); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Здесь есть ощущение дикой несдержанности и смешения людей и животных. Не похоже, чтобы фигуры осознавали, что они делают — они полностью находятся в моменте, как будто являются продуктами природного мира. Где же Бог в этом повествовании? Или «Мужчина» и «Женщина» предоставлены сами себе и друг другу?

Это панно также было названо «ложным раем», поскольку фигуры совершают греховные поступки. Это неизбежно приведет их к гибели, что мы и видим на следующей (правой) панели.

Правая панель — Ад

Босх не сдерживается в своем изображении ада. Здесь изображена темная ночь по сравнению с дневными сценами на предыдущих левой и центральной панелях. Сцена развивается по той же схеме, что и на предыдущих панелях: передний план, средний план и задний план.

Фигуры, которые раньше, казалось, не обращали внимания на свои глупости, теперь полностью осознают их и оказываются в плену своих собственных адских мук.

Bosch Триптих Правая панель

Внутренняя правая панель картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений (Ад)» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На переднем плане мы видим то, что похоже на землю с замерзшей рекой чуть выше нее, ближе к среднему плану. На заднем плане — разрушенные здания с лестницами тут и там. Из окон и дверей льется свет, некоторые из них прямоугольные, другие круглые, но света достаточно, чтобы разглядеть облака в небе над головой.

Характерно «босхианское» смешение людей, животных и множества странных предметов в странных местах.

На переднем плане — несколько музыкальных инструментов, которые, по иронии судьбы, кажутся орудиями пыток, а не удовольствия. Есть также настольные игры, кости, конечности, обезглавленные фигуры и фигуры, съедаемые двумя собакоподобными существами.

Правая панель триптиха Босха Деталь

Деталь внутренней правой панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений (Ад)» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В правом нижнем углу изображена свинья, одетая в часть монашеского одеяния, которая обнюхивает человека, почти навалившись на него. Мужчина выглядит обеспокоенным и пытается оттолкнуть свинью. Прямо напротив этих двоих изображен человек, которого бьет об опрокинутый стол существо с доспехами на спине.

Что бросается в глаза в этих доспехах, которые на самом деле выглядят как синее вогнутое блюдо, так это отрубленная рука с кинжалом, балансирующая на указательном и среднем пальцах.

Далее с правой стороны мы видим большое синее существо, похожее на птицу и жабу, сидящее на высоком золотом стуле с двумя кувшинами над ногами и тем, что похоже на котел, надетый на голову в качестве шляпы. Существо занято проглатыванием человеческого тела, из прямой кишки которого вылетают глотки.

  Факты о Леонардо да Винчи - Кто был Леонардо да Винчи?

Под прямой кишкой жабоподобного существа образуется прозрачный голубой пузырь, из которого выходят человеческие тела и падают прямо в небольшой бассейн с человеческими экскрементами. В бассейне с экскрементами видны человеческие лица, кто-то с краю блюет в него, а с другой стороны кто-то испражняется в него монетами.

Анализ

Деталь внутренней правой панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений (Ад)» (ок. 1490-1510); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В центре среднего плана мы видим большую структуру органического типа, там же находится лицо человека, смотрящего направо (слева от нас). Интересный факт об этом лице заключается в том, что оно, как полагают, является автопортретом самого знаменитого художника Босха.

Некоторые называют его «человеком-деревом».

Сверху находится большая круглая плоская плита, на которой расположены более мелкие предметы и фигуры, в частности, розовый предмет, похожий на орган, скрещенный с музыкальным инструментом. Одна фигура держит трубу прямо на другой фигуре, как бы пытая ее или его звуком.

Эта голова, кажется, слегка касается или прилегает к задней части туловища, похожего на костяной торс, копыта или ноги находятся в двух лодках на реке. Внутри этого открытого туловища находятся фигуры, сидящие вокруг прямоугольного стола. Фигура у конца стола сидит на лягушке. Есть фигура, смотрящая вдаль через край, и другая фигура, стоящая на коленях, наливает что-то из бочки. К этой открытой «пещере» ведет лестница, по которой поднимается сероватая фигура со стрелой, торчащей из прямой кишки.

Сад земных наслаждений Значение

Деталь внутренней правой панели картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений (Ад)» (ок. 1490-1510 гг.); Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

На правой панели изображены мотивы, связанные с семью смертными грехами, некоторые примеры включают рвоту мужчины, который символизирует обжорство. Женщина, чье отражение мы видим в зеркале, на спине зеленого существа, чья передняя часть закрыта, может символизировать тщеславие. Мужчина, испражняющийся золотыми монетами, может символизировать жадность.

Перспектива и масштаб

На протяжении всех трех панелей существует непрерывная линия горизонта, соединяющая все повествование. В «Саду земных наслаждений» Иероним Босх создал большое произведение, достигающее более семи футов в высоту. Это придает значительный акцент сюжету, потому что Босх нарисовал сотни маленьких фигурок и предметов, и все они поместились на этих больших панелях. Это также свидетельствует о мастерстве Босха как художника и его остром внимании к деталям. Кроме того, воображение Босха также повлияло на масштаб.

Горизонт «Сада земных наслаждений» (ок. 1490-1500 гг.) Иеронима Босха ; Hieronymus Bosch, Public domain, via Wikimedia Commons

Он изображал различных животных не в соответствии с их размерами, создавая некоторых из них крупнее людей, отчего люди казались маленькими и почти детскими.

Фантастическое изображение размеров Босха — это значительная часть того, что делает его картины такими, какие они есть. Это также делает уникальными и другие его картины. Мы видим элементы игры с размерами и масштабами в других его работах, например, «Страшный суд» (ок. 1495-1505 гг.), «Искушение святого Антония» (ок. 1500-1510 гг.) и «Сенокос» (1510-1516 гг.).

Смысл «Сада земных наслаждений

Существует множество идей относительно значения «Сада земных наслаждений», и Босх не документировал свои влияния или вдохновения, связанные с этим произведением искусства. Хотя картина имеет важное религиозное значение, есть теории, что Босх также написал ее для избранной, если не элитной, группы людей, которые могли бы понять многие ссылки.

Кроме того, возможно, что Босх также черпал из эзотерических и мистических источников. Гуманистическое движение, о котором мы упоминали ранее, могло быть важным фактором влияния, поскольку оно привнесло новые знания на поверхность общественных групп.

Триптих Босха

Сад земных наслаждений (ок. 1490-1500) Иеронима Босха в Музее Прадо в Мадриде ; Иероним Босх, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

По всей видимости, в эти времена существовали и знания о затерянном городе Атлантиде, которые, несомненно, были почерпнуты из древних классических текстов, к которым обращались многие ученые эпохи Возрождения, например, из диалога «Критий» (ок. 360 г. до н.э.) древнегреческого философа Платона.

Это также затрагивает концепцию утопического мира, которая не является слишком надуманной, если применить ее к триптиху Босха и странным сооружениям и райскому пейзажу, которые мы видим на левой и центральной панелях.

Поскольку эпоха Возрождения была временем новых знаний и «возрождения», в конечном счете, она была связана с открытиями. Было сделано множество открытий, которые привели исследователей за пределы Европы и в другие страны, такие как Азия, Африка и Индия. Источники также предполагают, что Босх черпал вдохновение у Кириака Анконского, итальянского исследователя и пионера археологии.

Вечный сад наслаждений

Сад земных наслаждений стал предметом восхищения для тысяч любителей искусства. Если мы посмотрим на него в 21 веке, то он станет поп-культурным феноменом, а странные существа, с которыми мы познакомились, стали почти очаровательными в своей странности. Например, скульптор Роберто Бенавидез, уроженец Техаса, создал свои «Пиньяты земных наслаждений» на основе некоторых животных с картины Босха — здесь художник представляет нам их в натуральную величину, оживляя сад Босха.

Однако это были не только скульптуры в натуральную величину, но и видеоанимация. Например, музей MOTI, расположенный в Голландии, создал видеоинсталляцию с современным уклоном. Босхианские существа из триптиха превратились в предметы и действия 21 века, задавая важный вопрос: насколько триптих Босха отличался от нашей сегодняшней жизни? Может быть, картина по-прежнему напоминает нам об избытке и желании, а также о том, что мы, люди, поглощены этим?

Хотя существует множество источников, указывающих на то, что вдохновило Босха на создание триптиха, это одна из картин, которая остается загадкой с момента ее создания. Мы перешли от дня к ночи, от Бога к аду и от удовольствия к боли. Иероним Босх, безусловно, создал шедевр искусства, который каждый из нас может решить, что он означает, но смысл находится прямо перед нами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector