«Экстаз Святой Терезы» Джан Лоренцо Бернини — анализ

Экстаз святой Терезы работы Джан Лоренцо Бернини

Экстаз святой Терезы» Джан Лоренцо Бернини является центральным элементом скульптурного ансамбля капеллы Корнаро из белого мрамора, расположенного в возвышенном святилище. Статуя Святой Терезы работы Бернини широко известна как один из шедевров скульптуры высокого римского барокко. Лицо «Экстаз святой Терезы» изображает святую Терезу Иисуса, женщину из испанской знати, ставшую монахиней.

Оглавление

Экстаз Святой Терезы» Джан Лоренцо Бернини

Этот знаменитый шедевр был заказан кардиналом Федерико Корнаро для его личной капеллы. В нем мы узнаем святую Терезу Авильскую, испанскую монахиню. Она изображена на вершине облака, что означает ее восхождение к небесам, и на нее падают лучи золотого света. Естественный свет проникает сюда из потайного окна над ней. Когда восторженный взгляд наполняет лицо Терезы, крылатый ангел держит копье, готовый вонзить его ей в грудь.

Эта работа является примером художественного гения Бернини и новаторства в обработке мрамора: складки платья Терезы, вместо сдержанных складок традиционных статуй, изображены кружащимися вокруг святой, что придает иллюзию движения.

Джан Лоренцо Бернини

Экстаз святой Терезы (1652), Джан Лоренцо Бернини, Санта-Мария делла Виттория, Рим; Мигель Эрмосо Куэста, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Знакомство с Джан Лоренцо Бернини

Джан Лоренцо Бернини, выдающийся итальянский дизайнер и скульптор, был движим прежде всего страстью. Его великая духовная преданность, а также изучение скульптурных форм на протяжении всей жизни привели к созданию энергичного и яркого стиля, сосредоточенного на интенсивном эмоциональном экспрессионизме, который полностью отражал эпоху барокко.

Он, как и предшествующий ему Микеланджело, стал вундеркиндом в камне, но при этом был столь же искусен в других средствах.

Экстаз Святой Терезы Лицо скульптора

Мужской портрет (1623-1625) Джан Лоренцо Бернини, предположительный автопортрет; Джан Лоренцо Бернини, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Его подход и перспектива были настолько изобретательны, что положили начало новому периоду в европейской скульптуре, который продолжает влиять на нее и по сей день. Вместе со своими коллегами, художником и архитектором Пьетро да Кортона и архитектором Франческо Борромини, Бернини оказал решающее влияние на становление архитектуры римского барокко.

Благодаря амбициозной градостроительной инициативе, предпринятой при его спонсорстве влиятельными римскими папами той эпохи, его идеи помогли вернуть Риму его прежнее архитектурное великолепие.

Акцент Бернини на поиске красоты в наблюдении за людьми и окружающей средой, а не в изучении классических скульптур или искусства эпохи Возрождения, был отходом от традиционных методов создания произведений. Его растущий акцент на человеческих чувствах и чувственности повлиял на последующих художников вплоть до эпохи модернизма. Его драматическое изображение тела также было новаторским в живописи, привнося техническое мастерство, которое изучается и сегодня.

В своем творчестве Бернини пропагандировал понятие «говорящего подобия». Он считал, что документальная съемка объекта в разгар дискуссии или в момент, когда он собирается произнести фразу, является наиболее реалистичным подходом для передачи подлинной личности его моделей. Бернини революционизировал функцию скульптурных статуй, которые ранее выполняли лишь роль официальных портретов для могил.

Статуи, похожие на Бернини

Аполлон и Дафна (1622-1625), Джан Лоренцо Бернини; Джан Лоренцо Бернини, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В его руках они стали формой искусства, представляя случайные изображения живых людей, что не часто использовалось со времен Древнего Рима. Бернини произвел революцию в способе демонстрации статуй. Он часто выставлял их «вкруговую», то есть отдельно стоящими на больших площадях, которые должны быть видны наблюдателю со всех сторон, что усиливает общее впечатление и взаимодействие со скульптурой.

Бернини, испытавший сильное влияние театра, писал, руководил и играл в пьесах, особенно в карнавальных сатирах.

Эта тяга к драматизму повлияла не только на его архитектурный стиль и скульптуру, но и на планировку концертных декораций и кинематографического оборудования, а также на широкий спектр произведений декоративного искусства, таких как светильники, столы, настенные висюльки и даже кареты для животных, — все они служили примером барочного поклонения конкретике и тщательному декору. Это способствовало способности художника объединять скульптуры, картины и архитектурные элементы в единое концептуальное и эстетическое целое.

  Статуя единства - узнайте все о самой высокой статуе в мире

Статуя Святой Терезы работы Бернини

Создана Джан Лоренцо Бернини
Год создания 1652
Материал Мрамор
Местонахождение Санта-Мария делла Виттория, Рим

Считающаяся одним из самых ярких примеров контрреформационной школы барочных скульптур, эта статуя призвана изображать духовные компоненты католической религии. Картина представляет собой опыт «религиозного экстаза» в жизни закованной в кокон испанской мистической монахини.

Несмотря на ее значение как произведения религиозного искусства, комментаторы расходятся во мнении, достигает ли Тереза экстремального опыта божественного экстаза или телесного оргазма.

Некоторые религиозные наблюдатели современности были возмущены тем, что Бернини обесценил такое небесное событие, представив его в сексуальном ключе. Историки, с другой стороны, ставят под сомнение предположение о том, что Бернини имел в виду что-то подобное. Вместо этого они считают, что Бернини использовал чувственную природу этого переживания как катапульту к новому, более высокому уровню духовного сознания. Экстаз Святой Терезы» Джан Лоренцо Бернини — это важнейшее достижение, благодаря которому Бернини считается одним из величайших скульпторов всех времен.

Крупный план Бернини

Крупный план картины Джан Лоренцо Бернини «Экстаз Святой Терезы» (1652), Санта-Мария-делла-Виттория, Рим; Dnalor 01, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Покровитель: Кардинал Федерико Корнаро

Бернини, главный художник Рима того времени, работал над этим произведением искусства с 1647 по 1652 год, во время правления Иннокентия X, от которого он не получил никакой благосклонности из-за своей долгой дружбы с предшественником Иннокентия, пышным Урбаном VIII. Бернини был заказан венецианским кардиналом Федерико Корнаро, который выбрал монастырь Санта-Мария делла Виттория кармелитов в качестве места для своей погребальной камеры.

Покровитель экстаза святой Терезы работы Джан Лоренцо Бернини

Портрет Федерико Корнаро (ок. 1640), Бернардо Строцци; Bernardo Strozzi, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Левый трансепт был выбран для капеллы потому, что ранее в нем находилась картина «Святой Павел в экстазе», которую Бернини заменил изображением мистической встречи, пережитой и описанной самым первым святым кармелитом, который был канонизирован всего несколькими годами ранее, в 1622 году. Бернини также построил интерьер часовни, в котором прекрасно сочетаются архитектура, скульптура и искусство, а его работа Святой Терезы служит центральным элементом.

За эту работу Бернини заплатили 12 000 скуди, что было значительной суммой в тот период.

Объект: Тереза Авильская

Знатная женщина из Испании, Тереза Авильская была привлечена к монастырской жизни католической церкви. Она была сестрой-кармелиткой, выдающейся испанской провидицей, духовным реформатором, писательницей, философом уединенной жизни и теоретиком созерцательной молитвы. Спустя более 400 лет после смерти она была названа Доктором Церкви.

Во время католической Реформации она реорганизовала мужской и женский ордена кармелиток. Иоанн Креста, младший испанский монах-кармелит и мистик, позже присоединился к основанному ею обществу. В конечном итоге это привело к созданию Дискалированных кармелитов. В 1580 году был издан официальный папский эдикт, утверждающий разрыв с прежним орденом. Тереза, светская звезда в своем родном городе, в детстве страдала от семейных потерь и болезней.

В зрелые годы она стала главной фигурой религиозного и духовного движения возрождения, основанного на глубоких убеждениях и отшлифованного строгой дисциплиной.

Лицо экстаза святой Терезы

Картина Терезы Авильской в монастыре кармелитов в Севилье работы отца Хуана де ла Мисерии, XVI век; Fray Juan de la Miseria, Public domain, via Wikimedia Commons

Она также оказалась в центре жарких церковных споров, поскольку решала проблему повсеместного запустения в своем монастыре на фоне протестантской реформы, охватившей европейские территории, и испанской инквизиции, внедрявшей церковные правила в ее родном городе. Последствия этого продолжатся далеко за пределами ее жизни.

«Усталая странница, непокорная и упрямая женщина, которая под видом обожания придумывала ужасные учения, пыталась выйти за пределы монастыря вопреки постановлениям Тридентского собора и своих духовников, пыталась учить как наставница вопреки заповедям святого Павла о том, что женщина не должна наставлять», — по словам одного папского легата. После ее смерти ее слава расширилась, что привело к появлению нескольких изображений.

Историки, философы, антропологи, неврологи, романисты и художники, а также многие обычные люди, интересующиеся духовностью и мистицизмом, ссылались на ее влияние.

Композиция

Начнем с того, что часовня Корнаро изысканно создана как дань уважения Святой Терезе. Ее пространственный дизайн, использование освещения, фресковая живопись, а также материалы — мрамор, позолоченное дерево и позолоченная бронза — делают ее идеальным средством для такого благочестивого заявления. Сама мраморная скульптура представляет собой удивительное сочетание движения и неподвижности, ее белизна контрастирует с полихромным мраморным окружением, точно расположенным над алтарем, словно небесное светило в воздухе. Однако драпировка изображает «волнение» падающей в обморок монахини.

Удивительное внимание Бернини к деталям видно в тщательной резьбе мизинца левой руки Ангела, а также большого и указательного пальцев правой руки.

Деталь Бернини

Деталь картины Бернини «Экстаз Святой Терезы» (1652), Санта-Мария делла Виттория, Рим; Бенджамин Нуньес Гонсалес, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

  Джек Веттриано - Жизнь и творчество шотландского художника Джека Веттриано

При создании «Экстаза Святой Терезы» Бернини, несомненно, использовал приемы, разработанные художниками маньеризма. Например, простая преданность, развевающиеся драпировки и устремленный в небо взгляд Беаты Микелины, картины выдающегося маньеристского религиозного художника Федерико Бароччи, могут рассматриваться как вдохновение для шедевра Бернини.

Сходства с Бернини

Беата Микелина (16 век), Федерико Бароччи; Adri08, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Бернини по сути задумал капеллу как театр скульптур. Последний размещен в углублении над алтарем и за ним и фланкирован двумя мраморными колоннами. Она освещается естественным светом из потайного окна наверху. Этот естественный солнечный свет отражается от связки вертикальных колонн из позолоченной бронзы позади статуи, которые по форме напоминают солнечные лучи. Потолок капеллы украшен фресками, изображающими небо, населенное херувимами.

Бернини

Потолок Санта-Мария делла Виттория в Риме; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Скульптура святой Терезы состоит из двух фигур из белого мрамора: Терезы, спящей на облаках, и возвышающегося над ней ангела с золотым копьем, направленным в сердце Терезы. Эта скульптурная группа изображает автобиографическую встречу Терезы с религиозным восторгом, когда перед ней появился ангел с позолоченным копьем: «Мне казалось, что он в мгновения ока вонзает его в мое сердце и оставляет меня всю в пламени глубоко любящего бога. Агония была настолько мучительной, что я стонала, но наслаждение от этой мучительной боли было настолько всепоглощающим, что я не могла его пожелать». Дух теперь довольствуется только Богом».

Обратите внимание, что Тереза передает свою страстную любовь к Богу в чувственной страсти — прием, который является частью долгой истории того, что известно как «свадебная духовность».

Бернини изобразил Терезу падающей в почти эротическом блаженстве, с закрытыми глазами и широко раскрытым ртом, а обе видимые конечности свисают, чтобы передать реальную серьезность ее встречи. Ее взъерошенная, тяжелая драпировка придает изображению энергию и драматизм, а грубость материала контрастирует с чистотой ее лица. Тереза страстно смотрит на ангела-ребенка, когда он пронзает ее грудь своим копьем святой любви, запечатывая ее чудесную связь с Богом. Бернини добавил две группы свидетелей, изваянных в натуральную величину по обе стороны от Терезы, чтобы закрепить и подтвердить сценарий как истинный духовный опыт, санкционированный католической церковью.

Свидетели Бернини

СЛЕВА: Первая группа свидетелей, состоящая из четырех мужчин — членов семьи Корнаро, часовня Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons | СПРАВА: Вторая группа свидетелей справа от статуи Бернини, изображающая мужчин — представителей церкви и государства, часовня Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Первая группа, состоящая из четырех мужчин — членов семьи Корнаро, располагается слева от алтаря, как будто в театральной ложе. Вторая группа, состоящая из мужчин — представителей церкви и государства, располагается справа. Только в обстановке широких размеров часовни можно полностью осознать визуальный эффект и духовный смысл экстаза.

На самом деле, эта работа не является самостоятельным произведением, а скорее стержнем более сложной композиции, включающей не только скульптуру, но и живопись, и архитектуру — все, что было запланировано Бернини.

Например, темные, текстурированные мраморные колонны и изогнутая ниша, в которой размещены «Экстазы», придают картине яркость и жизненность, создавая иллюзию, что стена разделилась, чтобы открыть видение Святой Терезы.

  Роберт Смитсон - краткая биография художника Роберт Смитсон

В некотором смысле, мы смотрим на мечту о мечте, которую Бернини создал для набожных людей, благоговеющих перед алтарем, и особенно для семьи Корнаро. Иллюзорное окно на каждой стене, перпендикулярной алтарной стене, имеет скульптурные подобия родственников, некоторые из которых склоняются над гребнем в непосредственной близости от скульптуры Бернини, восторженные свидетели чудесного.

Экстаз святой Терезы работы Джан Лоренцо Бернини

Экстаз Святой Терезы» Бернини (1652) в капелле Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме; Livioandronico2013, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Интерпретации

Семья Корнаро, похоже, наблюдает за зрелищем из своих лож, а капелла изображает момент, когда Бог вторгается в земное тело. Каролина Бэбкок описывает «оргиастическое» смешение чувственного и духовного наслаждения в группе Бернини как целенаправленное и оказавшее влияние на художников и авторов того времени. «Трансверберация стала средством связи между небом и землей, между материей и душой», — заметил Ирвинг Лавин.

Несмотря на то, что точкой отсчета для характеристики духовной встречи Терезы Бернини сделал ее собственное объяснение, существует множество деталей этой встречи, которые она никогда не оговаривает, например, положение ее тела, и которые Бернини просто предоставил из своей собственной творческой фантазии, все с целью повысить почти трансгрессивно манящий заряд эпизода:

«Конечно, ни один другой скульптор, ни до, ни после Бернини, не отважился на столь же смелое изменение облика святой, рисуя ситуацию».

Традиционное прочтение «Статуи Святой Терезы» Бернини простое. Скульптура изображает подавляющее духовное удовлетворение святой в служении Христу. Бернини использует образы, указывающие на чувственное наслаждение, чтобы изобразить осязаемый аспект встречи Терезы — представление ее обожания Бога и стремления к духовному единению с Ним. Это произведение соответствует целям католического художественного движения Контрреформации, которое стремилось как можно понятнее объяснить тайны католицизма.

На этом мы завершаем знакомство со статуей святой Терезы работы Бернини. «Экстаз святой Терезы» Джан Лоренцо Бернини изображает сцену из духовной автобиографии святой. Тереза вспоминает ангела с огненным наконечником копья, который неоднократно пронзает ее сердце, заставляя испытать духовное блаженство. «Боль была настолько сильной, — добавляет она, — что мне приходилось стонать множество раз». Наслаждение, вызванное этим глубоким страданием, настолько сильно, что его невозможно пожелать, и душа не может быть счастлива ни с чем, кроме Бога».

Часто задаваемые вопросы

Какое выражение на лице святой Терезы в экстазе?

Ангел, похожий на купидона, держит стрелу в скульптурном ансамбле Бернини. Его чуткое прикосновение и стройный каркас придают ему изящную ауру. Тереза падает, откинув назад лицо и закрыв глаза, охваченная ощущением Божьей любви. Ее реальная форма словно дематериализовалась за объемной тканью халата. Извилистые складки ткани наполняют пейзаж энергией, а бронзовые лучи словно льют небесный свет из невидимого источника. Общее впечатление — высокая драма, а бесплотность произведения искусства отрицает его реальную природу. Несмотря на то, что они выполнены из толстого мрамора, святой и ангел словно невесомо скользят на облаке.

Кем была святая Тереза?

Тереза из Авилы, изначально дворянка из Испании, была привлечена к монастырской жизни католической церкви. Она была монахиней-кармелиткой, известной испанской провидицей, религиозным реформатором, писательницей, философом уединенной жизни и теологом умственной молитвы. Через 400 лет после смерти она была причислена к Докторам Церкви. Она реорганизовала женский и мужской ордена кармелиток во время католической Реформации. Позже к созданной ею группе присоединился Иоанн Креста, младший монах-кармелит из Испании, а также мистик. В итоге это привело к образованию Дискалированных кармелитов. В 1580 году был издан официальный папский указ, одобряющий отступление от предыдущего эдикта.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий