Гюстав Курбе — художественная биография французского художника-реалиста

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе считается ключевой фигурой в зарождении реализма в середине 19 века. Картины Гюстава Курбе, отвергавшие классические и драматические традиции французских художников Академии художеств, подчеркивали физическую правду вещей, свидетелем которых он был, даже если эта правда была простой и несовершенной. Будучи убежденным республиканцем, французский художник-реалист рассматривал свое искусство как способ защиты фермеров и сельского населения своего родного города. Историки все чаще рассматривают творчество Гюстава Курбе как важнейшего предшественника других художников раннего модернизма, таких как Клод Моне и Эдуард Мане.

Оглавление

Жизнь французского художника-реалиста Гюстава Курбе

Реализм Гюстава Курбе можно рассматривать как часть большого исследования физической вселенной, которое захватило академические круги в 19 веке. Но именно презрение к строгостям Французской академии больше всего мотивировало Гюстава Курбе в его картинах.

Реализм

Le Désespéré (1845), Гюстав Курбе; Gustave Courbet, Public domain, via Wikimedia Commons

В отличие от других французских живописцев того периода, Гюстав Курбе в своих работах пренебрегал классическими или романтическими подходами, предпочитая брать скромные образы деревенской жизни — темы, обычно ассоциирующиеся с малой жанровой живописью — и превращать их в материал для грандиозной исторической картины.

Национальность француз
Дата рождения 10 июня 1819 года
Дата смерти 31 декабря 1877 года
Место рождения Орнанс, Франция

Детство

Курбе родился в июне 1819 года в маленьком сельском городке Орнанс, в заботливой семье в великолепном окружении. Он любил активные физические нагрузки, такие как купание в реке Луэ со своими братьями и сестрами и прогулки по семейным лугам и виноградникам. В школе Курбе нравилось быть в центре внимания и забавлять сверстников своим обаянием и харизмой.

Ранние картины Гюстава Курбе

Автопортрет Гюстава Курбе в возрасте четырнадцати лет; фрагмент бородатой головы (1833), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на основательное общее образование, академическое обучение искусству Курбе было некачественным. В 14 лет он получил образование у менее значительного художника-неоклассика, что, скорее всего, послужило для него базой, на которую он мог ориентироваться. По настоянию отца он поступил на юридический факультет местного колледжа, но был недоволен, пока профессор по наброскам в этом учебном заведении не предложил ему брать уроки живописи в домашней мастерской.

Это укрепило его уверенность в своих творческих способностях и вдохновило его на реализацию своих амбиций.

Ранние годы

Курбе приехал в Париж, когда ему был 21 год. Он избежал обучения в мастерских многочисленных академических светил того времени и не поступил в ведущее художественное учебное заведение Парижа — Школу изящных искусств. Скорее, он взял несколько уроков у менее известных профессоров, но в основном обучался сам, подражая картинам Рубенса, Караваджо и других художников в Лувре. Во время поездки в Голландию он также смог повторить работы Веласкеса и Рембрандта.

В то время как ученики Академии должны были ждать до года, чтобы взять в руки кисть (обучение рисованию было на первом месте), Курбе установил свой собственный жесткий график и с головой окунулся в живопись.

Автопортрет Гюстава Курбе

Сидящий молодой человек, этюд. Автопортрет, известный как «У мольберта» (ок. 1847), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Он часто воссоздавал традиционную картину, чтобы раскрыть ее тайны. Он завершал свои самостоятельные исследования, рисуя на природе и с нанятыми моделями. Он изображал семью и друзей, навещая свою семью в Орнане. Курбе также погрузился в свой собственный реализм, отвергая любой традиционный подход или лексику.

Несмотря на то, что в то время это было довольно нетрадиционно, он все же сосредоточился на том, чтобы быть выбранным для участия в официальных французских салонах. Однако за первые семь лет его пребывания в Париже из 25 работ были одобрены только три.

Зрелый период

Во время своего пребывания в Париже Курбе работал в неизменном реалистическом стиле. Например, он отказался от заказа на создание ангелов для часовни, сказав: «Покажите мне ангела, и я его создам». Вместо этого он изображал обычных людей во всей их удивительной банальности, и не было ничего удивительного, когда в 1848 году растущий круг важных союзников Курбе сделал его главой организации реалистов в Париже.

Знаменитые французские художники

Автопортрет (Человек с трубкой) (1848-1849), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

И писатель Шарль Бодлер, и революционер Пьер Прудон были членами этого кружка ученых, которые бросали друг другу вызов, ставя под сомнение общепринятые стандарты того времени. В 1848 году Парижский салон стал на год свободным от жюри при недавно созданной Республике. Это позволило автоматически принять 10 работ Курбе, которые произвели большое впечатление и помогли художнику получить золотую медаль в следующем году.

Согласно нормам академии, золотая медаль давала Курбе иммунитет от последующих отборочных комиссий, который он сохранял до 1857 года, когда политика была изменена. Погребение в Орнане (1849-1850), среди прочих великих работ, почти наверняка было бы отклонено, если бы не эта мера предосторожности. Самым наглым проявлением деревенского реализма Курбе стала эта массивная провокационная работа.

Большой масштаб, в котором он изобразил простых людей, вызвал град критики, причем многие противники традиционализма были недовольны тем, что изображение явно одобряет демократическое правление.

Парадоксально, но вскоре после премьеры «Погребения в Орнане» французское правительство прибегло к авторитарной империи Наполеона III. Курбе оставался непреклонно враждебен его правлению, и у правителя в конце концов появится повод не одобрить наготу Курбе.

  Как чистить кисти для масляной краски - Эффективная чистка кистей для масляной краски

Знаменитое искусство Гюстава Курбе

Погребение в Орнане (1849-1850) Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Наполеон III и его жена Евгения совершили одно из самых примечательных неодобрительных действий в 1853 году: история гласит, что во время просмотра Парижского салона Евгения похвалила работу Розы Бонёр «Ярмарка лошадей», на которой были изображены гигантские рабочие лошади сзади.

Вскоре после этого, стоя перед работой Курбе «Купальщицы» (1853), на которой изображены две крепкие крестьянки, купающиеся в реке, она заметила, что фигуры Курбе похожи на массивных лошадей Бонёр — и тогда, как утверждают, император ударил по картине своей конной секирой. Когда три из 14 полотен Курбе, представленных комитету Всемирной выставки в Париже в 1855 году, были отклонены, художник придумал бизнес-модель, которая была столь же потрясающей и оригинальной, как и его работы.

Он упорно строил свой собственный павильон за пределами территории выставки, получивший название «Реализм», и выставил в нем 40 картин, охватывающих его 15-летнюю карьеру.

Поздний период

В течение 1860-х годов Курбе сосредоточился на сексуальной обнаженной натуре, сценариях охоты, панорамах и морских пейзажах. В этой работе он бросил вызов академическому классицизму, еще больше продвигая свой новый взгляд и вдохновляя других модернистов. Жидкость Курбе сырая и ощутимая, с густой краской на поверхности, которая кричит почти так же громко, как и впечатление от самой воды.

Обнаженная натура французского художника-реалиста этой эпохи нарушала стандарты того времени и в некоторых случаях остается спорной и по сей день.

Французский художник-реалист

Портрет Гюстава Курбе, 1860-е годы; Nadar, Public domain, via Wikimedia Commons

На самой известной картине «Происхождение мира» (1866) изображена нижняя часть женского торса и обнаженные бедра. Классическая артистичность устранена, заставляя зрителя сосредоточиться на самом личном аспекте женского тела; Курбе указывает наблюдателю, куда именно смотреть, подразумевая, что такой графический реализм должен быть принят. Это откровенное изображение обнаженной натуры предвосхитило висцеральную сексуальность таких художников начала XX века, как Эгон Шиле.

Спорные картины Гюстава Курбе

L’Origine du monde («Происхождение мира») (1866), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На протяжении большей части своей карьеры Курбе презирался Французской академией и другими правительственными организациями. Однако в 1870 году ему был пожалован орден Почетного легиона, высший французский знак отличия, от которого он отказался.

Курбе, в типично бунтарском стиле, написал открытое письмо, в котором утверждал: «Честь не заключается в титуле или ленте; она заключается в поступках и намерениях, стоящих за этими поступками. В большинстве случаев она основана на уважении к себе и своему мнению. Я уважаю себя, придерживаясь своих жизненных убеждений».

Гюстав Курбе никогда не женился, утверждая, что его работа не дает ему достаточно времени, чтобы остепениться. В 1872 году он сделал предложение очень молодой девушке, заявив в письме, что если она согласится, то ее будут желать во всей Франции и даже «трижды перерождаться, никогда не натыкаясь на ситуацию, подобную этой». Однако женщина отказалась, и Курбе до конца жизни оставался холостяком.

Автопортрет Гюстава Курбе

Автопортрет в Сент-Пелажи (ок. 1872), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Последние годы

Курбе был избран главой Республиканской комиссии по искусству в недолговечной Парижской коммуне, когда Французская империя потерпела поражение во франко-прусской войне. Колонна Вандомской площади, построенная Наполеоном I из бронзы противостоящих пушек, была снесена во время его руководства.

Точное участие Курбе в сносе колонны неизвестно, вполне возможно, что он просто планировал перенести ее на другое место. Тем не менее, гибель колонны привела и к его гибели. Когда новая группа быстро провалилась, Курбе был приговорен к шести месяцам тюрьмы в 1871 году, а последнюю часть срока провел в лечебнице из-за болезни.

За этой катастрофой последовала другая, когда он был вынужден напрямую оплатить 300 000 франков за установку новой Вандомской колонны в 1873 году. Столкнувшись с этим непостижимым долгом, он уединился в Швейцарии. Он продолжал писать картины, но во Францию так и не вернулся.

Гюстав Курбе Фотография

Последняя известная фотография Гюстава Курбе в 1877 году в Ла-Тур-де-Пейльц; Неизвестный автор Неизвестный автор, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Он умер в 1877 году в возрасте 58 лет от тяжелого запоя и болезни печени в Ла Тур-де-Пайль, Швейцария. В настоящее время его прах покоится на кладбище Орнанс. Реализм Гюстава Курбе можно рассматривать как часть большого исследования физической вселенной, которое захватило академические круги в 19 веке. Но больше всего в картинах Гюстава Курбе мотивировало его презрение к строгостям Французской академии.

В отличие от других французских живописцев того периода, Гюстав Курбе в своих работах пренебрегал классическим или романтическим подходом, предпочитая брать скромные образы деревенской жизни — темы, обычно ассоциирующиеся с малой жанровой живописью — и превращать их в материал для грандиозной исторической картины.

Наследие и стиль Гюстава Курбе

Демократический взгляд Гюстава Курбе изменил западное искусство. Его новый реализм открыл путь для последующих современных стилей, таких как импрессионизм и постимпрессионизм. Курбе тесно общался с Моне, Мане, Ренуаром и другими художниками, на которых он и его работы оказали сильное влияние. Выразительное применение красок Курбе также проложило путь для художников-фигуристов и пейзажистов 20-го века, таких как Фэрфилд Портер, Виллем де Кунинг, Люциан Фрейд и другие. Во время Парижской коммуны 1871 года Курбе на время оставил живопись, чтобы работать в правительстве. Это было типично для его левых симпатий.

Его искусство не было открыто политическим, но в обстоятельствах того периода его не уволили, потому что он передавал представления о справедливости, делая героев из обычных людей, рисуя их в большом размере и не скрывая их недостатков.

Знаменитые картины Гюстава Курбе

Гюстав Курбе «Каменотесы» (1849); Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Знаменитые неоклассические картины - взгляд на лучшее искусство неоклассического стиля

Курбе часто выбирал композиции, которые казались коллажированными и примитивными на общепринятый вкус, в то же время отбрасывая жаргон академической живописи. Временами он также отказывался от точной моделировки в пользу щедрого нанесения краски фрагментарными пятнами и мазками. Такие художественные разработки вызвали восхищение последующих модернистов, которые выступали за свободные композиции и улучшенную фактуру поверхности.

Вместо того, чтобы полагаться только на государственную систему Салонов, Курбе ввел персональную выставку как частный экономический бизнес — стратегию, которую впоследствии переняли многие художники-ренегаты.

Гюстав Курбе за работой

Картина Гюстава Курбе «Убийство оленя», фотопроба на альбуминовой бумаге Этьена Каржата, 1867 год; Этьен Каржат, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Художественные произведения Гюстава Курбе

Реализм Курбе можно рассматривать как часть большого исследования физической вселенной, которое увлекало ученых в 19 веке. Но именно его неприязнь к строгостям Французской академии больше всего мотивировала его в его собственной области живописи. Вместо того чтобы использовать традиционные или романтические методы обработки, он использовал непритязательные изображения деревенской жизни — темы, которые обычно ассоциируются с малой жанровой живописью — для создания великолепных исторических картин. Благодаря этому он стал широко известен.

Вот несколько примеров картин Гюстава Курбе.

Погребение в Орнане (1849)

Дата завершения 1849
Средство Масло на холсте
Размеры 315 см × 660 см
Текущее местонахождение Музей д’Орсэ, Париж

Эта картина в главном зале Музея д’Орсэ погружает наблюдателя в себя, как будто он находится в пещере. Фигуры бродят в темноте, зацикленные на формальности, в очень неклассической композиции. Картина, являющаяся хорошим примером реализма, придерживается фактов подлинных похорон и избегает преувеличенных духовных ноток.

Курбе намеренно не позволил свету на картине отражать вечное, подчеркивая преходящий элемент существования.

Хотя закат солнца мог представлять великое движение души от преходящего к вечному, Курбе заслонил вечернее небо облаками, превратив переход от дня к ночи в простое повторение перехода гроба от света к тьме. Некоторые критики восприняли приверженность к точным реалиям смерти как неуважение к религии и напали на картину как на некачественно построенное здание с изможденными лицами представителей рабочего класса, поднятых в натуральную величину в массивном произведении, как будто они должны обладать какой-то славной ценностью.

Другие рецензенты восхищались выводом картины о справедливости и доброте всех людей и видели, как она может помочь изменить траекторию развития западного искусства и идеологии.

Купальщицы (ок. 1853)

Дата завершения c. 1853
Средство Масло на холсте
Размеры 227 см x 193 см
Текущее местонахождение Музей Фабра, Монпелье

На картине «Купальщицы» довольно крупная женщина выходит из маленького бассейна, обнаженная, за исключением тонкой ткани, прикрывающей нижнюю часть ягодиц. Она машет рукой своей служанке, которая сидит на земле, снимая обувь и чулки. Служанка смотрит на женщину, но неясно, что они думают или говорят друг другу. Люди выступали против этого, потому что это было мерзко и бессмысленно.

Нудисты на этих картинах неизменно представляли собой элегантные, классические фигуры.

Знаменитые произведения искусства Гюстава Курбе

Купальщицы (ок. 1853), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Нагота в «Купальщицах» — это более реалистичное и, следовательно, более грубое изображение женского тела. Кроме того, типичная тема обнаженной купальщицы с ее одетым другом была популярна в тот период, хотя всегда в той или иной форме передавалась библейская или мифическая история. Картина Курбе была лишена какого-либо сюжета. Картина вызвала множество споров, как только была выставлена. Поскольку Курбе получил медаль в 1848 году и был исключен из процедуры отбора, Салон был обязан принять картину.

Тонкая вуаль, скрывающая нижнюю часть тела купальщицы, кажется, была попыткой Курбе избежать критики, поскольку она, похоже, была нарисована уже после того, как картина была принята. Картину окрестили «грязной» и осудили как подрывную.

Встреча (1854)

Дата завершения 1854
Средство Масло на холсте
Размеры 129 см x 149 см
Текущее местонахождение Музей Фабра, Монпелье

На этом огромном полотне Курбе изобразил свою встречу с Альфредом Бруйасом, важным меценатом и сторонником. Картина демонстрирует восхищение коллекционера талантом Курбе. Горничная запечатлена с величайшим почтением, как придаток Бруйяса, но главное — это момент взаимного восхищения художника и клиента.

Французские художники

Встреча, или Бонжур, месье Курбе! (1854), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Голова Курбе слегка откинута назад в знак высокого знания и значимости, и только он один стоит прямо в нефильтрованном свете. Чувство собственной значимости Курбе проявляется в этой работе одновременно. Его борода, словно в осуждении, указывает на покровителя.

Художник также держит посох, вдвое больший, чем тот, которым пользуется его заказчик, чтобы поддержать себя — еще один намек на силу художника.

Студия художника (1855)

Дата завершения 1855
Средство Масло на холсте
Размеры 361 см x 598 см
Текущее местонахождение Музей д’Орсэ, Париж
  Кельтское искусство - исследование истории и стилей искусства древних кельтов

Картина Курбе длиной 19 футов выражает его чувство собственного достоинства и удовлетворения от своей железной решимости, упорных усилий и революционного интеллекта. В этом произведении он делает из себя героя так же, как он героизировал других в «Погребении в Орнане».

Курбе объясняет, со здоровой дозой эгоизма, что когда люди думают самостоятельно и противостоят существующему положению вещей, дела делаются, а отношение меняется.

Картины Гюстава Курбе

Студия художника (1855), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Курбе увеличивает себя, кисть в руке, чтобы начать работу над пейзажем. Коллеги Курбе справа олицетворяют родственные души и изобретательство, а восхищенный юноша выражает веру Курбе в то, что его наследие сохранится на десятилетия. Обнаженная фигура, стоящая позади художника, подтверждает как его мастерство, так и ее статус музы. Слева можно увидеть признание Курбе права рабочей бедноты на участие в жизни общества. Наполеон III, его враг, изображен в виде браконьера с оружием и его гончими.

В изображении победы новатора над авторитаризмом взгляд Курбе с поднятым подбородком торжествует над склоненной вниз головой Наполеона.

Гюстав Курбе Портрет

Крупный план картины Гюстава Курбе «Мастерская художника» (1855); Гюстав Курбе, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Волна (1869-1870)

Дата завершения 1869-1870
Средство Масло на холсте
Размеры 170 см x 160 см
Текущее местонахождение Коллекция Оскара Райнхарта, Винтертур

Некоторые ранние модернисты вдохновлялись японскими гравюрами, а некоторые утверждают, что Курбе был одним из первых, на кого повлиял этот восточный стиль. Черпая вдохновение в гравюрах, он, скорее всего, изобразил кусок воды, отрезанный от видения необъятного пространства. Эта работа является примером пейзажей и морских пейзажей Курбе, которые обычно состояли из фрагментарных пятен краски, насыщенных как темными, так и светлыми местами. Молодые импрессионисты были вдохновлены подобными живописными приемами.

Очевидное нанесение Курбе густой краски, большую часть которой он агрессивно размазывал по холсту ножом для палитры, чтобы создать ощущение текущей воды и пены, погружает наблюдателя в бурлящие волны.

Гюстав Курбе Художественные произведения

Волна (1869-1870), Гюстав Курбе; Гюстав Курбе, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Вы хотите узнать больше о творчестве Гюстава Курбе? Или, возможно, вы хотите сделать кому-то подарок, связанный с искусством. Вот список книг, которые мы можем вам посоветовать о французском художнике-реалисте Курбе.

Письма Гюстава Курбе (1992) Гюстав Курбе

Гюстав Курбе, важный игрок в развитии современной живописи, остается художником, чья деятельность, убеждения и дружеские связи плохо изучены. Курбе, плодовитый корреспондент, своими письмами открывает манящий путь к более глубокой оценке своего характера и достижений. Критическое издание более 600 писем художника, подготовленное Петрой тен-Доесшате Чу, дает возможность заглянуть во внутреннюю жизнь художника; ее беспрецедентное достижение — собрать вместе все известные письма Курбе, многие из которых ранее не публиковались и не переводились, — наверняка изменит наше представление о своеобразии Курбе и его месте во французской жизни XIX века.

Письма Гюстава Курбе

  • Критическое издание более 600 писем художника.
  • Эти письма дают многочисленные сведения о жизни и творчестве Курбе.
  • Переписка позволяет читателям проследить развитие художника.

Гюстав Курбе (2007) Мануэль Жовер

Курбе был автором фигуративных картин, пейзажей и морских пейзажей, который считается пионером реализма. Он также занимался социальными темами, такими как крестьяне и тяжелые условия труда бедняков. Его творчество не было связано с основными романтическими или неоклассическими традициями. Курбе считал, что целью художника-реалиста является поиск истины.

Гюстав Курбе: Искусство: smART

  • Взгляд на Гюстава Курбе, одного из главных новаторов реализма
  • Художник также работал с социальными проблемами и обращался к крестьянству.
  • Не будучи ни романтиком, ни неоклассиком, Курбе стремился изображать правду.

Гюстав Курбе признан одним из главных участников зарождения реализма в середине 19 века. Картины Гюстава Курбе, пренебрегавшие классическими и драматическими традициями французских художников Академии, подчеркивали физическую реальность того, что он видел — даже если эта правда была простой и ошибочной. Будучи убежденным республиканцем, французский художник-реалист рассматривал свое искусство как средство агитации за фермеров и сельских жителей своего региона. Историки все чаще рассматривают картины Гюстава Курбе как важнейшую предтечу других художников раннего модернизма, таких как Клод Моне и Эдуард Мане.

Часто задаваемые вопросы

Кем был Гюстав Курбе?

Реализм Гюстава Курбе был частью больших исследований физического космоса, которые увлекали академические круги в 19 веке. Однако в картинах Гюстава Курбе больше всего привлекало его презрение к правилам Французской академии. Картины Гюстава Курбе, в отличие от картин других французских художников того времени, отвергали классические и романтические техники в пользу перевода скромных картин деревенской жизни — темы, обычно ассоциирующиеся с крошечной жанровой живописью — в материал для большой исторической живописи.

Почему Гюстав Курбе был важен?

Его искусство не было откровенно политическим, но, учитывая условия того времени, он не был отвергнут за то, что изображал обычных людей героями, писал их в большом масштабе и не маскировал их недостатки. Курбе регулярно выбирал композиции, которые казались коллажированными и примитивными для традиционных чувств, избегая при этом языка академической живописи. Он также иногда отходил от точной моделировки, предпочитая вместо этого обильное нанесение краски в виде разбитых пятен и плит.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector