«Танец» Матисса — Анализ картины Матисса «Танцующий круг

Танец Матисса

Картина Матисса «Танец» была написана в 1910 году для Сергея Щукена, бизнесмена из России. Картина Матисса «Танец» изображает танцующий круг фигур и считается одним из самых ярких моментов в карьере художника, способствующим дальнейшему развитию современного искусства. Это не первая картина «Танцоры», ей предшествовала предварительная версия, которая была названа «Танец (I)» (1909). За ней последовала фреска-триптих под названием «Танец II» в 1932 году.

Оглавление

Танец» Матисса

Анри Матисс был очарован понятием танца и возможностью быть движимым музыкой. Это любопытство стало повторяющейся темой в работах Матисса. Несмотря на это, его картина «Танцовщицы» не получила того признания, которое она имеет сегодня, когда была первоначально представлена. В этой статье мы попытаемся осмыслить картину, полную умных ссылок, чтобы лучше оценить реальный дух «Танцовщиц» Матисса.

Но кто же был художником, создавшим знаменитую картину с танцующим кругом? Давайте сначала начнем с краткого знакомства с самим Матиссом.

Краткое введение в Анри Матисса

Национальность француз
Дата рождения 31 декабря 1869 года
Дата смерти 3 ноября 1954 года
Место рождения Ницца, Франция

Анри Матисс обычно признается самым выдающимся колористом 20-го века, соперничая с Пабло Пикассо по значимости своего новаторства. Он был постимпрессионистом, получившим признание как глава французского движения фовизма. Несмотря на увлечение кубизмом, он отказался от него в пользу использования цвета в качестве краеугольного камня для выразительных, декоративных и часто монументальных полотен.

Однажды он с сомнением сказал, что хотел бы создавать работы, которые оказывали бы «успокаивающее, расслабляющее воздействие на психику, как хорошая кушетка».

Танцоры Матисса

Портрет Анри Матисса, 1933 год; Карл Ван Вехтен, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Натюрморты и обнаженная человеческая форма были любимыми темами на протяжении всей его жизни; Северная Африка также оказалась ключевым влиянием; а в конце жизни он внес значительный вклад в искусство коллажа, создав ряд работ с использованием цветных вырезанных форм. Он также был известным скульптором.

В работах Матисса в стиле фов он использовал только чистые оттенки и белый цвет незакрытых холстов, чтобы создать атмосферу, наполненную светом. Матисс использовал противоположные участки чистого, немодулированного цвета, чтобы добавить размерность и форму своим картинам, а не использовать штриховку или моделирование. Эти концепции оставались значимыми для него на протяжении всей его карьеры.

Творчество Матисса оказало большое влияние на распространение важности орнамента в современном искусстве.

Несмотря на то, что его часто считают художником, приверженным блаженству и чувству удовлетворения, его применение узоров и цветов довольно часто дезориентирует и пугает. Линейные рисунки и картины Матисса были сильно вдохновлены искусством различных цивилизаций.

Матисс заявлял, что его творчество должно быть «гармоничным, чистым и спокойным, свободным от тревожных или мрачных тем», и это стремление повлияло на тех, кто, как Клемент Гринберг, обращался к искусству, чтобы укрыться от путаницы современной жизни. В центре творчества Матисса было человеческое тело. В одних случаях он жестоко дробил фигуру, в других — относился к ней почти как к изогнутой, декоративной детали. Некоторые из его произведений отражали настроение и личность его объектов, но чаще всего он использовал их как сосуды для собственных чувств, превращая их в шифры в своих массивных работах.

Анри Матисс Произведения искусства

Анри Матисс, Париж, 1913 год; Элвин Лэнгдон Кобурн, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Увидев множество выставок азиатского искусства и побывав в Северной Африке, он соединил некоторые декоративные аспекты исламского искусства, угловатые формы африканских скульптур и уплощенность японских гравюр в своем собственном подходе.

В 1950-х годах ученые рассматривали Матисса и фовизм как предшественников абстрактного экспрессионизма и большей части современного искусства.

На некоторых абстрактных экспрессионистов, например, художницу Ли Краснер, повлияло множество медиумов Матисса; его бумажные вырезки вдохновили ее на то, чтобы разрезать на части и воссоздать свои собственные работы. Художники, работавшие в жанре цветового поля, такие как Кеннет Ноланд и Марк Ротко, были привлечены его большими полями интенсивного цвета, как показано в «Красной студии» (1911).

Ричард Дибенкорн, напротив, был больше озабочен тем, как Матисс создавал восприятие глубины и пространственное трение между его предметами и плоским холстом. Многие, как Роберт Мазервелл, не сразу продемонстрировали влияние Матисса в своих работах, но на них повлиял его взгляд на цвет и форму в живописи.

  Идеи акварельной живописи - простые акварельные техники для начинающих

Картины Матисса «Танец

В своих работах Матисс часто использовал такие темы, как музыка и танец. Три из этих картин имеют общее название «Танец», хотя первая из них была предварительной версией, а «Танец II» — фреской. Мы коснемся первых картин «Танцовщицы», но основное внимание уделим двум последним.

Танец (1910)

Название Танец
Дата создания 1910
Средство Масло на холсте
Размеры 260 см x 391 см
Текущее местонахождение Эрмитаж, Санкт-Петербург

Матисс создал раннюю версию этой работы, известную как «Танец (I)», в марте 1909 года. Это композиционное упражнение с более светлыми цветами и меньшим количеством деталей. Эта работа была высоко оценена художником, который однажды назвал ее «подавляющей вершиной блеска». Танец» — большое орнаментальное панно, созданное вместе с аналогичной работой «Музыка» (1910) для советского промышленника и ценителя искусства Сергея Щукина, с которым Матисс был давно знаком.

Эта картина вместе с «Музыкой» висела на лестничной площадке московской резиденции Щукина вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

На картине изображены пять танцующих людей ярко-красного цвета на простом зеленом фоне и прекрасном голубом небе. Она напоминает о раннем интересе Матисса к искусству и использует традиционную цветовую палитру фовистов: сильные теплые цвета на зелено-голубом фоне, а также синкопированная последовательность танцующих фигур передают идеи эмоциональной свободы и декаданса. Картину часто связывают со знаменитой музыкальной композицией Игоря Стравинского «Танец молодых девушек» 1913 года.

Матисс Танец

Танец (1910), Анри Матисс; Мишель Б., CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Когда Щукин заказал Матиссу создание этой картины, он специально попросил, чтобы танцовщицы были одеты в костюмы. Решение Матисса изобразить их обнаженными произвело сенсацию, когда он выставил картину на Осеннем салоне в Париже. Некоторые даже обвинили его в том, что он страдает психическим расстройством. Их связь между художником и покровителем была напряженной из-за этого затруднения.

В конце концов, оба согласились, что танцовщицы могут быть представлены обнаженными, но гениталии не будут показаны открыто.

На самом деле «Танец» представляет собой увеличенное изображение части картины Матисса «Радость жизни» 1905 года. Она исторически значима, особенно с точки зрения возникновения движения фовистов. Матисс был вдохновлен на создание этой картины после того, как стал свидетелем танцев полевых рабочих на берегу моря на юге Франции.

Матисс Произведение искусства

Le Bonheur de vivre («Радость жизни») (1905-1906), Анри Матисс; Реган Веркрюйс из Фелпса, Нью-Йорк, США, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В обеих работах фигуры словно вращаются в круговом движении. Матисс, с другой стороны, включает в круг в «Танце» только пять фигур, а не шесть. Их физические части уменьшены, что делает их небинарными, не имеющими ни женских, ни мужских черт. Цвет их кожи также равномерно загорелый.

Картина огромна, но даже при таких размерах обрамление слишком мало для роста фигур.

Матиссу пришлось сделать дугу на спине некоторых из них, чтобы они полностью поместились в раме. В результате их круговые аспекты притягивают взгляд зрителя: персонажи сверху изогнуты, как бы выгнув спину, а те, что снизу, вытянуты. Их изгибы доминируют на картине, а их круговая форма, созданная сцепленными руками, придает картине ощущение движения и импульса.

Танец II (1932)

Название Танец II
Дата создания 1932
Средство Фреска
Размеры 4 м x 13 м
Текущее местонахождение Фонд Барнса

Матисс также создал похожую картину «Танцовщица», фреску «Танец II». Фреска должна была быть установлена над тремя арками, проходящими через окна главного зала галереи Барнса. Матисс закончил фреску в Ницце, Франция, используя холст, предоставленный Барнсом, а не на месте. Это была необычная техника для такого произведения, но меценат дал ему неограниченную художественную свободу, и работа на месте в любом случае была бы невозможна.

Работа была сложной для Матисса, и в итоге она заняла два года, оставив его физически и эмоционально истощенным. Он также был глубоко расстроен, узнав во время установки, что Барнс не планирует показывать работу публике. Тем не менее, Матисс был в восторге от работы. Матисс писал:

«Она обладает великолепием, которое можно только вообразить, пока не увидишь ее, ибо вся крыша и ее арочные своды оживают благодаря излучению, и основное воздействие идет до самого пола… Я очень устал и в то же время счастлив. Когда я смотрел, как вешают картину, она развеялась, став частью структуры».

Танец II

Танец II (1932), Анри Матисс; Damien, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Некоторые критики считают, что фреска «Танец II» сыграла важную роль в том, что позволила Матиссу восстановить связь с самыми фундаментальными основами его живописи. Для Матисса эта работа подчеркивала такие черты, как простота, уплощение, цветовой фокус и использование бумажных вырезок, которые впоследствии сыграют важную роль в его творческой эволюции. Барнс предоставил Матиссу полную творческую свободу в отношении тематики; в соглашении были определены только размер фрески и ее расположение на юго-восточной стене Главной галереи.

Матисс, по-видимому, уже в самом начале выбрал тему танцев.

Фонд Барнса предоставил ему возможность вновь занять свое место в качестве выдающейся фигуры в наследии декоративного фрескового искусства, причем сделать это публично и в огромных масштабах. В Главной галерее Фонда в 1930 году были представлены некоторые из самых значительных картин второй половины XIX века; они также поставили перед художником и задачу, и возможность. Матиссу было трудно найти себя в рамках французского наследия декоративного искусства и одновременно провозгласить свою работу авангардной.

  Монохромное искусство - взгляд на монохромное искусство на протяжении всей истории

Танцоры Музей живописи

Стена с прикрепленной к ней табличкой в Фонде Барнса в Филадельфии; Thekohser, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Использование танца в качестве мотива, а именно изображение вечных обнаженных, движущихся по кругу, не только признавало классическое наследие, но и позволяло ему иллюстрировать продолжение своих собственных работ. Декорации представляли собой крупномасштабные картины, созданные для вписывания в определенный контекст, например, в частную комнату или место в общественном учреждении. Художественная продукция Матисса была обусловлена декоративным методом живописи и мышления.

Матисс стремился создать картину, форма которой была бы скорее растяжимой и расширяющейся, чем замкнутой и единой, а поверхность состояла бы из широких зон плоских цветов, которые бросают вызов традиционному ощущению глубины и призыву к терпеливому созерцанию.

Вместо этого цвета выходят за пределы четырех краев холста, погружая зрителя в динамичный сенсорный опыт. С самого начала было очевидно, что создать приемлемый дизайн для помещения, где будет висеть «Танец», будет непросто. Фреска должна была занимать большую площадь на южной стене Главной галереи, над тремя французскими дверями и под изогнутыми арками крыши. Площадь разделена на три полунепрерывных люнета двумя опускающимися вниз маятниками.

Завершив работу над фреской, Матисс отправился в Ниццу, чтобы начать работу над ней, прибыв в середине января 1931 года. Для начала он арендовал пустующий гараж, в котором можно было работать в масштабе. В какой-то момент во время этой процедуры Матисс приступил к росписи холстов. Ему нравилось работать прямо на холсте, с минимальной предварительной проработкой деталей, но он столкнулся с проблемой: фреска была слишком большой, чтобы вместить изменения. Удалить краску тряпкой, смоченной скипидаром, или замазать более ранний этап было гораздо более сложной задачей, чем при работе на маленьком мольберте.

Кроме того, ему было уже почти 60 лет, и задача многократного создания узора утомляла его.

В результате он разработал метод проектирования, основанный на бумажных вырезках: вместо того чтобы рисовать непосредственно на холсте, он вырезал цветную бумагу и прикреплял ее к поверхности незаконченной, частично закрашенной фрески. Все предыдущие эскизы и цветовые исследования Матисса были отложены в сторону, и он начал все сначала. На этот раз он понял, чего хочет добиться, и работал значительно быстрее. Он положил три холста и набросал новую группу танцовщиц, перепроверив свои размеры.

Кроме того, он изменил композицию. Если раньше он строил непрерывную плоскость движения, то теперь разделил работу на три точки интереса — возможно, в ответ на пересчитанные размеры маятников, которые теперь были вдвое шире, чем в предыдущем плане. Он также увеличил количество фигур с шести до восьми, поставив по две танцовщицы на каждый из трех люнетов и введя пару богинь, по одной под каждым из маятников, чтобы служить мостом от одного люнета к другому.

Это впечатление расширения, дробления и движения было призвано вовлечь наблюдателя в активное, деятельное взаимодействие с обстановкой соседней комнаты.

Матисс утверждал, что черные основания панелей продолжали область между дверями, создавая иллюзию «монументального фундамента для свода». Темный цвет также контрастировал с областями яркого света, который проникал в пространство через французские двери. Серые фигуры должны были представлять камень соседней архитектуры, а голубые и розовые — напоминать о небе над пейзажем, просматриваемым через двери. Цветовой аккорд также включал зелень травы, деревьев и растений.

Анализ танца Матисса

Художественный выбор Анри Матисса для этой картины вызвал большой ажиотаж в художественных салонах 1910 года; дерзкая нагота и неуклюже расположенные цвета придали произведению первобытный аспект, который некоторые наблюдатели восприняли как варварство. Матисс изобразил этот праздник всего в трех цветах: синем, зеленом и красном. Эти три ярких цвета создают драматический контраст в соответствии с традиционными цветовыми коннотациями фовизма. По словам искусствоведа, наблюдавшего за работой Матисса в его мастерской, «цвета были чистыми из тюбиков».

  Эдгар Дега - изучение жизни и творчества французского художника Эдгара Дега

Из-за экономии рисунка и деталей фигуры неясны; ни их выражения лица, ни пол легко определить. На синем и зеленом фоне красноватые силуэты просто очерчены толстыми кривыми линиями. Матисс исследовал взаимодействие между цветами и линиями, чтобы достичь гармонии; цвета для него не были предназначены для работы в изоляции.

Кроме того, здесь нет никаких структурных или ландшафтных аспектов, чтобы создать ощущение масштаба или перспективы. На большом полотне довольно плоский фон, а в центре внимания — танцующие люди.

Фове разделяли любопытство примитивистов к коренным племенам, и примитивизм побуждал их создавать искусство, которое возвращалось к духу созидания и общения. Грубо набросанные фигуры в танце напоминают примитивистскую эстетику, а сюжет — люди, общающиеся на пустой, возможно, «девственной» местности, — может быть понят как пропаганда необходимого воссоединения с природой. Нагота фигуры, например, символизирует отказ от современного общества.

Произведение искусства превращается в символ единства человечества, небес и природы. Целью Матисса было создать синтез примитивизма; неуклюжие формы, вдохновленные рудиментарным и народным искусством, а также яркие, живые цвета отражали инстинкт и окружающую среду. Люди полностью поглощены своими танцами, безразличные к любым повседневным обязанностям или занятиям.

Матисс уделяет больше внимания движению и ритму, создаваемым танцорами, чем их уникальному внешнему виду. Танец — это величайшая эмблема воссоединения личности.

Пять персонажей идут рука об руку в кольце, но слева мы видим, что руки двух человек разделены; они скорее прижимаются друг к другу, чем держатся. Матисс, с другой стороны, намеренно расположил разрыв там, где он закрывает ногу другой фигуры, чтобы не нарушать гармонию цветов и круга. Поскольку точка разрыва находится ближе всего к месту расположения зрителя, это можно воспринимать как приглашение к участию в танце.

Круг обозначает тех, кто «вне его», и таким образом объединяет людей. Танцоры Матисса находятся в такой же ситуации, как и те, кто изображен на фоне «Радости жизни». Эта тема заинтересовала Матисса настолько, что он выделил ее и посвятил ей целую картину. Тем не менее, согласно исследованиям Шарля Каффина, одержимость Матисса танцами началась в Мулен де ла Галетт, где он наблюдал за танцующими людьми. Этот вид народного танца контрастирует с более формальными, традиционными или классическими танцевальными формами, такими как балет. Таким образом, «Танец» представляет собой комментарий к развитию танца.

Танцоры Живопись Вдохновение

Бал в Мулен де ла Галетт (1876), Пьер-Огюст Ренуар; Пьер-Огюст Ренуар, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на простоту картины, Матиссу удалось передать в «Танце» ощущение движения и пространства: бескрайнее небо и округлые кривые, из которых состоит земля, кажутся пропитанными частью энергии, излучаемой ритмично движущимися телами. Персонажи как будто находятся в трансе, и наблюдатель может практически услышать стук барабанов и представить себе неистовый танец, когда они кружатся по кругу. Поскольку музыка обеспечивает ритм, артикуляция танца с музыкой имеет решающее значение.

В этом смысле интригует сравнение танца с его эквивалентом — музыкой. Непрерывное движение Танца резко контрастирует с Музыкой, где субъекты неподвижны. Вокалисты выглядят почти как зрители, смотрящие на танцоров, сложив руки на коленях.

На этом мы завершаем рассмотрение «Танца» Матисса. Картина Матисса «Танец», изображающая танцующий круг людей, признана высшей точкой в карьере художника, а также в развитии современного искусства. Это не первая картина «Танцоры», хотя ей предшествовала предварительная версия под названием «Танец» (I) (1909). В 1932 году за ней последовал «Танец II», фреска-триптих.

Часто задаваемые вопросы

Что является примером линейного рисунка Матисса?

Картины, эскизы и вырезанные работы Анри Матисса во многом перекликаются между собой. Рассматривая технику творчества этого художника, можно утверждать, что имеет смысл рассматривать ее в целом, а не разбивать на различные средства. Примером линейных рисунков Матисса является «Ваза цветов» (1944).

Можете ли вы дать краткий анализ танца Матисса?

В картине Матисса «Танцовщицы» для выражения этого праздника использованы всего три оттенка: синий, зеленый и красный. В соответствии с типичными для фовизма цветовыми импликациями, эти три ярких оттенка создают драматический контраст. «Краски были только что из тюбиков», — сказал один искусствовед, который видел, как Матисс работал над картиной в своей мастерской. Фигуры неясны из-за экономии дизайна и деталей; ни выражение их лиц, ни пол не определены четко.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий