Рене Магритт — исследование жизни этого знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста

Рене Магритт

Бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт является самым известным художником прошлого века из своей страны. Но чем же так известен Рене Магритт и как он добился такой популярности? Картины Рене Магритта относятся к жанру сюрреалистического космического искусства, например, его самое известное произведение «Сын человеческий» (1964). В этой статье мы рассмотрим биографию и творчество Рене Магритта, начиная с его полотен и заканчивая сюрреалистической фотографией художника Магритта.

Оглавление

Биография и творчество Рене Магритта

Рене Магритт получил широкое признание за свой уникальный вклад в сюрреализм. Чтобы прокормить себя, он много лет работал профессиональным дизайнером, создавая коммерческую и книжную графику, что, несомненно, повлияло на его изобразительное искусство, которое часто имеет сокращенный эффект рекламы.

В то время как другие французские сюрреалисты вели показной образ жизни, Магритт предпочитал спокойную безвестность образа жизни среднего класса, о чем свидетельствуют люди в шляпах-котелках, которые часто появляются в его работах.

В последующие периоды коллеги укоряли его за некоторые приемы (например, за склонность делать несколько репродукций своих фотографий), но его популярность только росла после его смерти. Художники-теоретики любили его использование текста в фотографиях, а художники 1980-х годов ценили некоторые из его поздних работ за их конфронтационную эстетику.

Дата рождения 21 ноября 1898 года
Дата смерти 15 августа 1967 года
Место рождения Брюссель, Бельгия
Ассоциированные движения Сюрреализм

Ранняя жизнь Рене Магритта

Рене Магритт родился в Лессинесе, провинция Хайнаут, Бельгия, в 1898 году. Он был старшим из трех братьев, родившихся в семье среднего класса. Известно, что его отец работал на производстве, а мать до замужества была портнихой. На становление Магритта как художника вдохновили два ключевых случая в его детстве. Первый — это случайный контакт с художником, работавшим на кладбище, на которое он наткнулся во время прогулки с другом.

«Я обнаружил в центре разрушенных каменных столбов и наваленной листвы художника, приехавшего из города, который, как мне показалось, занимался колдовством», — вспоминал позднее Магритт.

Его мать покончила с собой, утопившись 12 марта 1912 года в реке Самбре. Это была не единственная ее попытка самоубийства; в течение многих лет она предпринимала и другие попытки, в результате чего Леопольд, ее муж, заточил ее в своей комнате. Однажды она сбежала и отсутствовала несколько дней. В конце концов ее останки были найдены в миле вниз по течению соседней реки.

Согласно легенде, молодой Магритт был там, когда ее останки были извлечены из океана, но новые свидетельства развенчали эту историю, которая, возможно, началась с семейной сиделки. Когда его мать обнаружили, ее одежда якобы скрывала лицо, что послужило вдохновением для многочисленных картин Магритта 1927-1928 годов, на которых изображены люди, скрывающие голову, в частности, Les Amants (1928).

Художественная карьера Рене Магритта

Магритт стремился создать технику, свободную от стилистических отклонений, характерных для многих видов современного искусства. В то время как несколько французских сюрреалистов исследовали новые методы, Магритт выбрал сухой, иллюстрированный стиль, который четко передавал тему его изображений.

Магритт использовал повторение как метод, вдохновляющий его не только на обработку тем в рамках отдельных картин, но и на создание многочисленных репродукций некоторых из своих лучших работ.

Ранний период

Магритт начал рисовать в 1915 году и в следующем году был принят в Академию изящных искусств в Брюсселе. Однако уроки не приносили ему удовлетворения, и, как следствие, его участие в них сократилось. Он подружился с другим учеником, Виктором Сервранксом, который познакомил его с кубизмом, футуризмом и пуризмом.

Магритт был особенно очарован творчеством Фернана Леже и Жана Мецингера, которые оказали значительное влияние на первоначальные занятия Магритта, о чем свидетельствуют его попытки работы с кубизмом, включая картину «Батер» (1925). Ранние работы Магритта, датируемые примерно 1915 годом, были выполнены в импрессионистической манере. Гисберт Комбаз, художник и графический дизайнер, также преподавал ему в Королевской академии.

Зрелый период

В 1921 году Магритт отслужил обязательную воинскую повинность, а в 1922 году вернулся домой и женился на Жоржетте Берже, которую знал с юности. Он также начал работать чертежником в фирме по производству обоев под руководством Сервранкса. Эта должность продлилась около года, после чего Магритт стал внештатным дизайнером рекламных щитов и рекламы. В 1926 году он заключил сделку с брюссельской Galerie le Centaure и в течение короткого времени мог зарабатывать на жизнь как художник. В течение этого раннего периода творчество Магритта претерпело значительные изменения.

Примерно в 1925 году он познакомился с творчеством Джорджо де Кирико и начал более четко работать в стиле сюрреализма.

Картины Рене Магритта середины 1920-х годов не только вызывали мрачные и загадочные настроения, созданные работами де Кирико, но молодой художник дошел до того, что перенес несколько любимых предметов де Кирико, таких как шары, локомотивы и гипсовые фигуры, на свои собственные картины. Песня любви» (1914) Джорджо де Кирико довела Магритта до слез, что он охарактеризовал как «одно из самых трогательных переживаний в моей жизни: мои глаза впервые увидели мышление».

Магритт создал свою первую сюрреалистическую работу «Потерянный жокей» в 1926 году, а в следующем году устроил свою первую персональную выставку в Брюсселе. Выставка была раскритикована рецензентами. Разочарованный неудачей, он переехал в Париж, где познакомился с Андре Бретоном, а затем стал активным участником сюрреалистического движения.

Сюрреализм Магритта имеет иллюзорный, фантастический аспект.

Магритт прожил в Париже с 1927 по 1930 год, где сблизился с группой парижских сюрреалистов Андре Бретона, в которую также входили такие художники, как Сальвадор Дали и Макс Эрнст. Он начал вводить в свои работы более непонятные органические формы, а также работать с типично сюрреалистическими темами, такими как лунатизм и безумие. Тем не менее, Магритт все больше разочаровывался в «темных» темах своих современников-сюрреалистов. Возможно, самое главное, что именно в Париже он начал исследовать использование слов и языка в своих работах.

  Немецкий экспрессионизм - одно из величайших движений немецкого искусства

Подпись художника Магритта

Подпись бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта; Рене Магритт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Доходы Магритта по контракту закончились, когда Galerie Le Centaure закрылась в конце 1929 года. Магритт уехал в Брюссель в 1930 году, не произведя особого впечатления в Париже, и продолжил работать в сфере маркетинга. Вместе со своим братом Полем он создал организацию, которая обеспечивала ему достойную зарплату. В 1932 году Магритт вступил в Коммунистическую партию, из которой он неоднократно выходил и возвращался в нее в течение следующих нескольких лет.

Ученые спорят, увеличивал ли Магритт свои доходы в этот период, изготавливая подделки работ известных художников и, возможно, фальшивые деньги. Тем не менее, с 1930 по 1937 год у Магритта было мало времени, чтобы посвятить его собственным картинам.

Его первая персональная выставка в Соединенных Штатах состоялась в Нью-Йорке в 1936 году в галерее Жюльена Леви, а в 1938 году — в Лондонской галерее. В первые годы своей жизни Магритт мог бесплатно жить в доме английского сторонника сюрреализма Эдварда Джеймса в Лондоне, где он изучал строительство и творил. Джеймс появляется на двух картинах Магритта 1937 года, La Reproduction Interdite и Le Principe du Plaisir.

Поздний период

Во время немецкого вторжения в Бельгию во время Второй мировой войны он оставался в Брюсселе, что привело к расколу с Бретоном. В ответ на чувство изоляции и покинутости, вызванное проживанием в оккупированной немцами Бельгии, с 1943 по 1944 год он временно перешел на яркую технику живописи, которую окрестили «эпохой Ренуара». Он писал: «Нацисты гораздо эффективнее реализовали впечатление беспорядка, страха, которое сюрреализм хотел культивировать, чтобы поставить все под сомнение. В ответ на подавляющий негатив я предлагаю искать удовольствие и удовлетворение».

В 1946 году, отказавшись от жестокости и мрачности своих предыдущих работ, он вместе с другими бельгийскими художниками подписал заявление «Сюрреализм при полном солнечном свете».

Художник-сюрреалист Беглиан

Бельгийские художники в доме Виктора Сервранкса (июнь 1922 года). Слева направо: (вверху) Рене Магритт, Э.Л.Т. Месенс, Виктор Сервранкс, Пьер-Луи Флоке и Пьер Буржуа, (внизу) Жоржетта Берже, Пьер Брудкуренс и Анриетта Флоке; JoJan, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Во время своей «эпохи Vache», с 1947 по 1948 год, Магритт работал в конфронтационной и вульгарной манере фове. Он создал намеренно оскорбительный «варварский» стиль, известный как «vache», который отличался грязными темами и резкими цветами и широко признан как насмешка над фове. Такие картины, как «Встречи на высшем уровне» (Les Grands Rendez-vous) и «Философия в спальне», являются примерами его работ в стиле «vache». Картины Магритта в этой манере, как он и предсказывал, вызвали всеобщее неприятие.

В эту эпоху Магритт поддерживал себя, производя фальшивых Браков, Пикассо и де Кирико — обманный репертуар, который он позже расширит до изготовления фальшивых банкнот в мрачные послевоенные годы. Это предприятие было осуществлено в сотрудничестве с его братом Полем и коллегой-сюрреалистом и «запасным сыном» Марселем Мареном, на которого легла ответственность за сбыт фальшивок.

Магритт вернулся к формам и темам своих довоенных сюрреалистических работ примерно в конце 1948 года.

Магритт был политическим левым, который и после войны продолжал симпатизировать Коммунистической партии. Однако он скептически относился к формалистской политике коммунистических левых, утверждая, что «классовая политика так же необходима, как хлеб; но это не означает, что рабочие должны ограничиваться водой и хлебом и что желание курицы и вина будет вредным». Оставаясь приверженцем левых либеральных взглядов, он выступал за художественную индивидуальность. В духовном плане Магритт был агностиком. Работы Магритта вызвали всплеск популярности в 1960-х годах, а его иконография повлияла на поп-музыку, минимализм и концептуализм.

Личная жизнь бельгийского художника-сюрреалиста

В июне 1922 года Магритт женился на Жоржетте Бергер. Жоржетта, ребенок мясника, познакомилась с Магриттом, когда ей было всего 13 лет, а ему — около 15. Они вновь встретились в Брюсселе семь лет спустя в 1920 году, когда Жоржетта, которая также занималась живописью, стала для Магритта фигурой, вдохновением и в конечном итоге женой. Отношения Магритта были напряженными в 1936 году, когда он встретил и начал отношения с женщиной-исполнительницей по имени Шейла Легге.

Магритт планировал, что его знакомый, Поль Колине, будет развлекать и отвлекать Жоржетту, но это привело к тому, что у Жоржетты и Колине завязался роман. Магритт и его супруга помирились только в 1940 году. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года в возрасте 68 лет и был похоронен на кладбище Шаербеек.

Магритт Художник

Рене Магритт, сфотографированный Лотаром Воллехом; Lothar Wolleh, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Наследие Магритта-художника

Интригующее исследование Рене Магритта о капризности картин оказало значительное влияние на современных художников. Эд Руша, Джон Балдессари, Энди Уорхол, Ян Вердудт, Джаспер Джонс, Мартин Киппенбергер, Сторм Торгерсон, Дуэйн Михалс и Луис Рей — вот те художники, на которых повлияли картины Магритта. Некоторые из работ художника имеют четкие связи, в то время как другие дают современный взгляд на его абстрактные увлечения.

Использование Магриттом основных визуальных и повседневных образов сравнивают с творчеством поп-артистов. Хотя сам Магритт отрицал эту связь, его влияние на развитие поп-арта признано всеми.

Он считал изображение поп-артистами «вселенной как она есть» «их ошибкой» и сравнивал их внимание к преходящему со своим интересом к «чувству подлинного, в той мере, в какой оно непреходяще». В 1960-е годы произошел всплеск интереса к творчеству Магритта. Его картины регулярно воспроизводились или пиратствовали в рекламе, на плакатах, обложках книг и т.п. благодаря его «глубокому пониманию того, как показать предметы в провокационной и вызывающей манере».

  Поль Сезанн - художественная биография знаменитого постимпрессиониста

Главная героиня Хейзел Грейс Ланкастер в фантастическом романе Джона Грина (2012) и фильме (2014) «Разлом в наших звездах» носит футболку с картиной Магритта «Коварство образов». Перед самым отъездом матери на встречу с любимым писателем Хейзел обсуждает картину со своей недоумевающей матерью и упоминает, что в творчестве автора «много аллюзий на Магритта», очевидно, надеясь, что автор оценит эту связь.

Картины Рене Магритта оказали значительное влияние на целый ряд направлений, возникших после его смерти, включая концептуализм, поп-музыку и живопись 1980-х годов. Его работы, в частности, считались предтечей грядущих художественных течений благодаря концентрации на идее, а не на технике, тесной связи с коммерческим искусством и вниманию к обычным вещам, которые часто дублировались в живописном пространстве.

Очевидно, почему такие художники, как Мартин Киппенбергер, Энди Уорхол и Роберт Гобер, считают Магритта своим главным влиянием.

Стиль Рене Магритта-художника

В своих работах Магритт обычно изображает группу повседневных предметов в странной обстановке, придавая узнаваемым объектам новое значение. Использование предметов в качестве чего-то иного, чем то, чем они кажутся, показано на его картине «Коварство образов» (1929), на которой изображена трубка, которая кажется моделью для рекламы никотинового магазина. Магритт написал под трубкой: «Это не трубка», что кажется парадоксом, но на самом деле верно: произведение искусства — это не трубка, а скорее впечатление от трубки. Она не «удовлетворяет эмоционально» — когда Магритта спросили об этой картине, он ответил: «Очевидно, это не трубка, просто попытайтесь набить ее табаком».

В картине с изображением яблока «Комната прослушивания» (1952) Магритт использовал ту же стратегию: он изобразил предмет, а затем использовал внутренний субтитр или технику рамки, чтобы отрицать, что этот предмет является фруктом. В этих работах «Ceci n’est pas» Магритт подчеркивает, что, несмотря на то, насколько рационально мы описываем предмет, мы никогда не схватываем саму вещь. Среди картин Магритта есть сюрреалистические адаптации других известных работ, таких как «Перспектива I» (1963) и «Перспектива II» (1950), которая является копией картины Мане «Балкон» (1868), но с человеческими существами, замененными на гробницы.

В других работах Магритт сталкивается с проблемой передачи смысла через произведения искусства с повторяющимся изображением мольберта, например, в его «Променадах Евклида» (1955) или серии «Человеческое состояние» (1935), где башни крепости «нарисованы» на обычных улицах, которые видны на холсте. О последней работе он сказал в переписке с Андре Бретоном, что неважно, меняется ли вид за мольбертом по сравнению с тем, что изображено на нем, «но ключевым вопросом было уничтожение различия между перспективой, просматриваемой снаружи и изнутри комнаты». Некоторые из этих изображений имеют плотные шторы, обрамляющие окна, подразумевая театральную тему.

Произведения сюрреализма Магритта более фигуративны, чем «автоматическая» манера таких художников, как Жоан Миро.

Использование Магриттом повседневных вещей в необычной обстановке связано с его стремлением создавать поэтические образы. Он характеризовал акт творчества следующим образом: «умение сопоставить цвета таким образом, чтобы скрыть их истинное свойство, чтобы известные объекты — небо, люди, растения, холмы, мебель, созвездия, прочные конструкции, уличное искусство — слились в единую художественно дисциплинированную картину Поэзия этого образа лишена всякого символического значения, старого или современного».

Сюрреалистическое космическое искусство Рене Магритта было определено как «очевидные визуальные образы, которые ничего не скрывают; они порождают удивление, и, конечно, когда человек смотрит на одну из моих работ, он задается вопросом: «Что это на самом деле означает?» Это не имеет смысла, потому что загадка не имеет смысла, поскольку она неизвестна».

Постоянные эксперименты Магритта с правдой и восприятием были приписаны безвременной кончине его матери. Психологи, изучавшие скорбящих детей, утверждали, что игра Магритта с фактами и фантазиями отражает его «постоянное движение между тем, чего он желает, то есть: его мать все еще жива и его мать умерла».

Магритт хотел продемонстрировать отношение, свободное от эстетических препятствий, которые отличают многие произведения модернистского искусства. Магритт выбрал мрачный, иллюстрированный тон, который эффективно передавал тему его изображений, в то время как несколько французских сюрреалистов экспериментировали с новыми методами. Возможно, его интерес к этой концепции отчасти возник благодаря фрейдистскому психоанализу, который рассматривает повторение как симптом травмы.

Однако его работа в мире коммерческой живописи, возможно, побудила его бросить вызов обычной модернистской концепции уникального, оригинального произведения искусства. Магритт использовал повторение как метод, вдохновляющий его не только на обработку тем в рамках отдельных картин, но и побуждающий его делать множество копий некоторых из своих лучших работ.

  Жан Мишель Баския - раскрытие человека, стоящего за картинами Баскии

Чтобы получить английские субтитры, просто нажмите на «Настройки», затем «Субтитры/CC», а затем нажмите на «Автоперевод». Вы можете выбрать нужный вам язык из предложенного списка.

Живописная природа картин Магритта часто приводит к огромной дихотомии: визуальные образы, прекрасные в своей чистоте и ясности, могут вызывать тревожные чувства. Кажется, что они провозглашают, что не скрывают никакой загадки, но в то же время они фантастически странные. Как красноречиво выразился историк Магритта Дэвид Сильвестр, его работы вызывают «чувство удивления, которое испытываешь во время затмения». Магритт интересовался взаимосвязями между лингвистическими и визуальными сообщениями, и некоторые из его самых известных картин объединяют эти два понятия.

Хотя такие изображения часто имеют ауру таинственности, которая определяет большинство его сюрреалистических работ, они также вдохновлены чувством интеллектуального поиска — и удивления — ошибок, которые могут скрываться в словах.

Мужчины в шляпах-котелках, которые часто встречаются на картинах Магритта, могут рассматриваться как автопортреты. В его работах также преобладают характеристики супруги художника, Жоржетты, и виды скромной брюссельской квартиры супругов. Хотя это может означать наличие личного материала в картинах Магритта, более вероятно, что это относится к повседневным истокам его вдохновения. Он как будто чувствовал, что нам не нужно далеко искать странное, поскольку оно таится повсюду, даже в самой обыденной жизни.

Выставки и коллекции

Музей Магритта в Брюсселе открылся для посетителей 30 мая 2009 года. Он расположен в неоклассическом пятиэтажном отеле Altenloh и представляет 200 подлинных картин, эскизов и скульптур Магритта, в частности, «Шехеразаду», «Возвращение» и «Империю света». Эта мультимодальная непрерывная экспозиция является крупнейшей в мире коллекцией Магритта, причем большинство работ поступило непосредственно от вдовы Магритта и его главного покровителя Ирен Хамуар Скутенер.

В музее также представлены работы Магритта по сюрреалистической фотографии, начиная с 1920 года, а также его короткометражные сюрреалистические фильмы, начиная с 1956 года.

Другой музей находится в прежней резиденции Магритта по адресу 135 Rue Esseghem в Брюсселе, где он проживал со своей супругой с 1930 по 1954 год. Олимпия (1948), обнаженная фотография жены Магритта стоимостью более 1,1 миллиона долларов США, была похищена из этого учреждения двумя мужчинами с оружием 24 сентября 2009 года. В январе 2012 года она была передана музею в обмен на выплату 50 000 евро по страховке учреждения. Грабители, очевидно, согласились на эту сделку, поскольку не могли продать произведение искусства на нелегальном рынке из-за его популярности.

В коллекции Менила, расположенной в Хьюстоне, штат Техас, находится одна из самых значительных галерей сюрреалистического искусства в США, где представлены десятки полотен, гуашей, эскизов и скульптур Рене Магритта.

Вечно очевидное» (1930), «Смысл ночи» (1927), «Изнасилование» (1934), «Голконда» (1953) и «Комната прослушивания» (1952) — одни из главных картин маслом в коллекции Менила, которые обычно выставляются по несколько штук за раз в порядке ротации с другими произведениями сюрреалистов в подборке.

Искусство Магритта было представлено на многих ретроспективных выставках во Франции, в последний раз в Центре Жоржа Помпиду (с 2016 по 2017 год). Его работы были включены в три ретроспективные выставки в США: в Музее Метрополитен (2013), Музее современного искусства (1965), Музее Метрополитен (1992). В 2018 году в Музее современного искусства Сан-Франциско прошла выставка «Пятый сезон», посвященная его поздней карьере.

Примечательные произведения искусства

Рене Магритт был довольно плодовитым художником. За свою жизнь он создал большое количество сюрреалистического космического искусства и сюрреалистической фотографии. Давайте рассмотрим некоторые из его наиболее заметных работ.

  • Пейзаж (1920)
  • Шестой ноктюрн (1923)
  • Батер (1925)
  • Потерянный жокей (1926)
  • Очарованная поза (1927)
  • Коварство образов (1929)
  • Вселенная без маски (1932)
  • Человеческое состояние (1933)
  • Изнасилование (1934)
  • Будущее статуй (1937)
  • Разрыв в облаках (1941)
  • Добрые знамения (1944)
  • Личные ценности (1952)
  • Фонтан молодости (1957)
  • Золотая легенда (1958)
  • Мемуары святого (1960)

Картины Рене Магритта

Копия картины Рене Магритта «Состояние человека» (1933), расположенная на внешнем фасаде новой средней школы в Либенау, район Фрайштадт; Рене Магритт, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Бельгийский художник-сюрреалист Магритт хорошо известен тем, насколько удивительно сюрреалистично космическое искусство. Биография Рене Магритта полна интересных деталей, которые невозможно уместить в одной статье. Если вам интересно узнать больше о творчестве и жизни Магритта, то, возможно, вы захотите прочитать одну из многих замечательных книг, написанных о Магритте-художнике. Поэтому мы рекомендуем вам книгу, посвященную именно этой теме.

Рене Магритт: Пятый сезон (2018) Кейтлин Хаскелл

С Рене Магриттом случилось нечто непредвиденное, когда ему было за сорок. В период с 1926 по 1938 год художник развивал характерный сюрреалистический стиль, но затем начал создавать картины, которые оказались совсем не похожими на его предыдущие работы. Он начал с импрессионистского стиля, копируя мягкую, мечтательную палитру Ренуара, которую он называл «освещенным солнцем сюрреализмом». Затем он снова изменил свой подход, добавив популярную иконографию, яркие цвета фовизма и выразительные мазки экспрессионизма. Затем, как ни в чем не бывало, Магритт вернулся к своей первоначальной манере.

Рене Магритт: Пятый сезон» рассматривает творчество Магритта во время и после художественных кризисов 1940-х годов, иллюстрируя его изменившиеся взгляды на искусство. В этой книге исследуется ренуаровская эпоха творца, а также его произведения фовистского и экспрессионистского жанра, не признанные американской публикой, гипертрофия артефактов, последовательность, которая пытается играть с величиной обычных предметов, и таинственная сюита «Господство света», произведения искусства, которые указывают на одновременную встречу ночи и дня.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий