Абстрактный экспрессионизм — искусство абстрактных экспрессионистов

Содержание

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм — это художественное направление, возникшее в середине XX века в Америке после окончания Второй мировой войны. Считается, что это было первое явно американское движение, которое достигло всемирной известности и заменило Париж в качестве центра западного мира искусства. Абстрактный экспрессионизм использовал различные стили и техники, которые часто были нетрадиционными и нереалистичными, чтобы подчеркнуть свободу, которую имели художники при передаче своего отношения и эмоций.

Оглавление

Что такое абстрактный экспрессионизм?

Абстрактный экспрессионизм, возникший в Нью-Йорке, был направлением в искусстве после Второй мировой войны, которое появилось в 1940-х годах. Оно считалось очень важным, так как было первым полностью американским художественным направлением, которое когда-либо существовало, поскольку было создано в основном в США. Благодаря своему огромному влиянию, абстрактный экспрессионизм вскоре вытеснил Европу из центра современного искусства, так как Нью-Йорк внезапно стал считаться центром нового мира искусства.

Хотя движение абстрактного экспрессионизма довольно быстро распространилось по всей Америке, центром этого стиля по-прежнему считался Нью-Йорк и калифорнийский район залива Сан-Франциско. Известный также как «нью-йоркская школа», абстрактный экспрессионизм был сосредоточен вокруг важности импульсивного движения и экспрессии, и эти элементы в основном использовались в художественном творчестве того времени.

Искусство абстрактного экспрессионизма

Этюд для картины (1936-1937) Аршила Горького; Аршил Горький, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако движение никогда не считалось формальным типом объединения, поскольку художники, исповедовавшие абстрактный экспрессионизм, просто разделяли общие интересы, связанные с этим стилем. Став свидетелями ужасов и жестокости Второй мировой войны, художники начали бунтовать против создания идиллических изображений жизни.

Они чувствовали, что традиционные художественные приемы уже не позволяют точно передать подлинную картину жизни, поскольку после окончания войны жизнь, как они ее знали, была в полном беспорядке.

Художники начали исследовать различные способы выражения эмоций и чувств с помощью абстрактных и жестикуляционных обозначений, а также ярких цветовых полей. Вместо того чтобы изображать фигуры, художники ушли в абстрактную сферу, где появился новый интерес к медитации и самоанализу, что нашло отражение в создаваемых произведениях искусства.

Высоко ценились такие элементы, как спонтанность и импровизация, так как художники абстрактного экспрессионизма использовали свою новообретенную художественную свободу, чтобы отойти от устоявшихся традиций как в технике, так и в тематике. Подстегнутые этим освобождением, художники неожиданно стали создавать огромные по масштабу произведения, которые существовали как наблюдения и репрезентации их индивидуального мышления.

Фреска с изображением абстрактного экспрессионизма

Фреска художника секции живописи и скульптуры Казначейства США Карла Морриса с изображением сельскохозяйственных рабочих, написанная в 1942 году и установленная в 1943 году; Карл Моррис, общественное достояние, через Wikimedia Commons

По сути, картины абстрактных экспрессионистов не поддаются стилистической категоризации, но в целом эти произведения искусства можно сгруппировать в соответствии с двумя основными предпочтениями. Картины либо подчеркивали живые и энергичные жесты, либо делали созерцательный и более мозговой акцент на открытых цветовых полях.

В обоих случаях созданные образы были в основном абстрактными, включая те, которые были основаны на реальных визуальных ситуациях.

Художники, сформировавшие абстрактный экспрессионизм

К концу 1940-х годов сменилось множество факторов, которые позволили ввести в общество новое художественное направление. Художник Клайффорд Стилл был признан зачинателем этого движения в годы, последовавшие за окончанием Второй мировой войны, поскольку его работы продемонстрировали заметный переход от репрезентативных к огромным и абстрактным произведениям. Джексон Поллок также считается пионером движения в 1947 году, поскольку изобретение его фирменной капельной техники в живописи произвело революцию в абстракции в искусстве.

Виллем де Кунинг был еще одним влиятельным художником в развитии движения. Его серия «Женщины», написанная между 1950 и 1953 годами, знаменита тем, что в ней были устранены элементы композиции, расположения, света и взаимоотношений до такой степени, что фигуры воспринимались просто как абстракции, а не как люди.

Наиболее заметное свидетельство групповой солидарности произошло в 1951 году, когда группа художников бойкотировала выставку современного искусства, проходившую в музее Метрополитен. После этого их уговорили сделать фотографию для журнала и дали им ярлык «The Irascibles». Эта фотография, которая дала художникам чувство идентичности и общие цели, впоследствии популяризировала термин «абстрактный экспрессионизм», и таким образом движение было прочно основано.

Что такое абстрактный экспрессионизм

Это открытое письмо появилось на первой странице газеты «Нью-Йорк Таймс» от 22 мая 1950 года. Авторы озаглавили его как «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К РОЛАНДУ Л. REDMOND» в знак несогласия с выставкой музея Метрополитен; Джимми Эрнст, Адольф Готлиб, Роберт Мазервелл, Уильям Базиотс, Ханс Хофманн, Барнетт Ньюман, Клайффорд Стилл, Ричард Пусетт-Дарт, Теодор Стамос, Ад Рейнхардт, Джексон Поллок, Марк Ротко, Брэдли Уолкер Томлин, Виллем де Кунинг, Хедда Стерн, Джеймс Брукс, Уэлдон Киз, Фриц Бультман, Герберт Фербер, Дэвид Смит, Ибрам Лассау, Мэри Кэллери, Дэй Шнабель, Сеймур Липтон, Питер Грипп, Теодор Роззак, Дэвид Хэйр, Луиза Буржуа, Общественное достояние, via Wikimedia Commons

Подходящее определение абстрактного экспрессионизма

Термин «Абстрактный экспрессионизм» был впервые использован в немецком журнале Der Strum в 1919 году в отношении немецкого экспрессионистского движения. Позже он был использован для описания американского искусства в 1946 году известным художественным критиком Робертом Коутсом, который использовал этот термин, говоря о картинах Ханса Хофмана, Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Аршила Горького и многих других художников.

Название движения произошло от слияния интенсивных эмоций и самоотречения немецких экспрессионистов с нефигуративной эстетикой таких движений, как футуризм, Баухаус и синтетический кубизм. Абстрактный экспрессионизм считался вызывающим, беззаконным, невероятно своеобразным и несколько нигилистическим направлением в искусстве, причем этот термин применялся к любым художникам, работавшим в то время преимущественно в Нью-Йорке, которые демонстрировали в своих картинах совершенно разные стили.

По сути, определение абстрактного экспрессионизма использовалось для классификации произведений искусства, которые не были ни полностью абстрактными, ни экспрессионистскими по своей природе. Оба типа произведений искусства все же были включены в широкое понятие абстрактного экспрессионизма из-за стилей, представленных в работах. Это продемонстрировали Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, которые создали произведения искусства, сильно отличающиеся друг от друга, но все равно считались художниками абстрактного экспрессионизма.

Знаменитое искусство абстрактного экспрессионизма

Три картины Виллема де Кунинга, развешанные вместе в виде триптиха, 1968; Anefo, CC0, via Wikimedia Commons

Характеристики и влияние абстрактного экспрессионизма

Большое противоречие абстрактного экспрессионизма заключается в том, что корни этого движения фактически лежат в фигуративной живописи, которая была популярна в 1930-е годы. Все эти художники ощутили на себе последствия Великой депрессии, а их стили живописи созрели под влиянием соцреализма и регионализма.

Благодаря этому опыту, большинство художников, работавших в то время, впоследствии были классифицированы как абстрактные экспрессионисты на основании характеристик, которые проявились в их работах.

После Второй мировой войны возникший политический климат не выдержал социальных протестов, которые выражали художники соцреализма. Уже во время войны абстрактный экспрессионизм стал преобладающим направлением в искусстве Америки, и в начале 1940-х годов его произведения стали выставляться в различных художественных галереях Нью-Йорка. Послевоенная эпоха была временем, когда искусство в Америке подвергалось цензуре, но по мере того, как темы становились все более абстрактными, искусство считалось неполитическим и, следовательно, приемлемым.

Влияние Второй мировой войны

В 1930-х и 1940-х годах многие европейские модернисты начали спасаться от нацистов и бежали в Нью-Йорк, чтобы избежать политических потрясений и начавшейся войны. Многие из прибывших в Америку художников привезли с собой идеи и практику европейского модернизма, и эти художники оказались неоценимыми помощниками в последующем развитии искусства. Влиятельным художником, который сделал это, был Ханс Хофман, основавший Школу изящных искусств Ханса Хофмана, в которой обучались многие выдающиеся художники.

Американские художники изучали многие европейские художественные техники, такие как формальные изобретения кубизма, автоматизм и психологические основы сюрреализма. Абстрактные экспрессионисты оказались под глубоким влиянием идеи исследования бессознательного и экзистенциальной философии. Таким образом, этот приток творческой активности в Нью-Йорке означал, что американские художники постепенно становились гораздо более осведомленными о современных тенденциях европейского искусства.

  Марк Ротко - обзор периода абстрактного экспрессионизма Ротко

Картины абстрактных экспрессионистов

Авиационное ограничение форм в условиях аэродинамических ограничений IV (1935-1936) Аршила Горького; Педро Рибейру Симоэнс из Лисбоа, Португалия, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Личные встречи с великими европейскими художниками, такими как Андре Бретон, Аршил Горький, Макс Эрнст и Сальвадор Дали, помогли избавиться от легендарного статуса, приобретенного этими художниками, поскольку американские художники изначально чувствовали себя ниже их. Однако после войны американские художники почувствовали уверенность в преодолении традиционных европейских влияний в искусстве, поскольку они начали разрабатывать риторику живописи, которая была актуальна для их собственной нации.

Солдаты, возвращавшиеся домой после войны, были свидетелями ужасных разрушений, геноцида и зверств, о которых они не могли даже начать говорить или понять. Художники, призванные на войну, нуждались в отдушине, чтобы исследовать то, что они пережили, и воспользовались экспрессивными эмоциями и широкой абстракцией, которые определяли новое направление искусства.

Абстрактный экспрессионизм существовал как подходящее движение в то время для художников, чтобы изобразить часть пережитой бесчеловечности.

Художники и другие творческие личности испытывали опасения по поводу развития войны даже в таких интегрированных и культурных районах, как Нью-Йорк, где всегда процветали свободомыслие и рационализм. Эта паранойя затем была представлена в появившемся стиле абстрактного экспрессионизма, поскольку созданные произведения искусства вписывались в послевоенную атмосферу шока и бедствия, охватившую общество.

Абстрактные экспрессионисты

Филип Густон делает набросок фрески для Федерального художественного проекта WPA в 1939 году, сфотографировано Дэвидом Роббинсом; Архивы американского искусства, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Таким образом, американские художники воспользовались отсутствием, оставленным европейскими художниками, которые были охвачены войной, и начали направлять новое художественное движение, которое должно было развиваться. Абстрактный экспрессионизм дал художникам возможность выразить свои чувства и идеи, не опасаясь публичного обсуждения этих мыслей.

Несмотря на это, публика все еще неохотно принимала картины абстрактных экспрессионистов как настоящие произведения искусства. Именно благодаря помощи передовых мыслителей и влиятельных коллекционеров искусства, таких как Пегги Гуггенхайм, движение получило более широкую аудиторию и чувство подлинности.

Это в конечном итоге позволило движению развиться в то, чем оно известно сегодня, так как тщательное курирование и уважение к произведениям художников-основателей абстрактного экспрессионизма позволило им существовать и сегодня.

Какое художественное движение оказало большое влияние на абстрактный экспрессионизм?

Важным предшественником художественного движения абстрактного экспрессионизма был сюрреализм, который подчеркивал импульсивное, автоматическое и бессознательное творчество. Несмотря на то, что американские художники проявляли беспокойство по поводу вопиющего фрейдистского символизма, который присутствовал в сюрреалистическом движении, они все равно были вдохновлены большим интересом, проявленным к бессознательному. В центре сюрреализма также находились идеи примитивизма и мифологии, а влияние психиатра Карла Юнга на повторяющиеся мотивы проявилось в абстрактном экспрессионизме.

До того как Джексон Поллок начал экспериментировать со своими культовыми каплевидными картинами, он проявлял большой интерес к первобытным темам, которые часто появлялись в его ранних работах. Известная работа, написанная Поллоком в 1943 году, «Волчица», была основана на мифе о рождении города Рима, что свидетельствует о влиянии мифологии на его искусство в то время. Значимость мифологии и психологических идей в произведениях искусства также демонстрировал художник Адольф Готлиб, который часто включал архетипический символизм в свои картины.

Художник абстрактный экспрессионист

Волчица (1943), Джексон Поллок; Джексон Поллок, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Что такое живопись действия?

Абстрактный экспрессионизм можно разделить на две группы, первая из которых известна как живопись действия. Эта группа делала акцент на физических действиях, которые были задействованы при рисовании. Известными художниками, работавшими в рамках этой группы абстрактного экспрессионизма, были Виллем де Кунинг, Джексон Поллок, Франц Клайн и Филипп Густон.

Одна из наиболее важных техник живописи действием была разработана в 1947 году и известна как капельная живопись. Джексон Поллок был, пожалуй, самым известным художником, использовавшим эту технику, поскольку он наливал и капал разбавленной краской на неогрунтованный холст, который он клал на землю.

В то время это считалось довольно радикальным, поскольку Поллок отказался от традиционных методов живописи в пользу разбрызгивания краски на холст, казалось бы, хаотичным и бессистемным способом.

Художники «действия» были больше сосредоточены на физическом процессе рисования, а не на том, что они пытались изобразить. В этом процессе художники часто разбрызгивали и капали краску на холст, а также делали грубые и жестикуляционные мазки, которые появлялись из-за отсутствия тщательного нанесения краски. Благодаря этим приемам картины, созданные в стиле Action Painting, стали совершенно беспредметными и бурными.

Живопись действия Абстрактный экспрессионизм

Без названия (1960) by Inger Ekdahl; Artesa2, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Критик Гарольд Розенберг придумал термин «живопись действия» в статье 1952 года под названием «Американские художники действия». Он заявил, что общей чертой всех художников-акционистов было то, что все они понимали, что живопись — это только физическое проявление произведения искусства, поскольку процесс создания произведения существует как само произведение искусства. Считалось, что спонтанность, связанная с Action Painting, представляет собой борьбу художников со своим подсознанием, чтобы раскрепоститься и создать более чистое выражение.

Живопись действия была широко распространена с 1940-х до начала 1960-х годов. Кроме того, многие художники, практикующие эту технику, как говорят, также участвовали во второй группе, которая доминировала в движении абстрактного экспрессионизма, причем оба эти стиля присутствовали в созданных картинах.

Что такое живопись цветового поля?

Вторая стилистическая группа, доминировавшая в период абстрактного экспрессионизма, была известна как живопись цветового поля. Эту технику наиболее ярко использовали Марк Ротко и Кеннет Ноланд в созданных ими произведениях искусства. Живопись цветового поля была в основном направлена на изучение эффектов, которые дает применение чистого цвета на холсте.

Термин «Color Field Painting» был впервые использован критиком Клементом Гринбергом в 1955 году в отношении картин Клайффорда Стилла, Барнетта Ньюмана и Марка Ротко. Это было связано с тем, что эти художники писали прямолинейные композиции с большими участками одного плоского цвета, которые должны были вызвать у зрителей рефлексивную и медитативную реакцию.

Цветное поле живопись абстрактный экспрессионизм

Васко, Человек в ночи (к Барнетту Ньюману) (1988), Рышард Васко; Рышард Васко, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Художники цветового поля, предположительно, стремились к трансцендентности, их обширные и эмоциональные цветовые пространства погружали зрителей в себя и вызывали духовные размышления и сильные чувства. В этих картинах изобразительные средства были упрощены, чтобы сфокусироваться на используемых оттенках цветов и создать элементарное воздействие.

Художники заявляли, что их целью было создание картин, которые воспринимались бы как превосходные, а не как прекрасные. Концентрация была снижена, когда речь шла о точном изображении предмета, что освободило художников от устаревших традиционных стилей живописи и позволило им сосредоточиться на использовании цвета в своих произведениях.

Картины, созданные в стиле Color Field Painting, были направлены на устранение излишней и чрезмерной риторики, которая присутствовала в ранних произведениях искусства, с акцентом на визуальное воздействие цвета на зрителя.

Несмотря на кажущуюся простоту, используемые цвета, как правило, были сложными и состояли из множества оттенков, что придавало глубину и искренность произведениям искусства этого периода.

Особенности абстрактного экспрессионизма

Абстрактный экспрессионизм не всегда считался целостным движением, поскольку художники создавали произведения, которые порой казались неподдающимися сравнению. В связи с этим вы можете задуматься: Что же такое абстрактный экспрессионизм? По сути, это направление искусства, в котором все созданные произведения демонстрировали специфические черты, характерные для общего движения. Эти приемы подробно описаны ниже.

Абстрактный экспрессионизм живопись

Центральный парк в сумерках (между 1936 и 1942 гг.), Аршил Горки; Аршил Горки, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мотивация развития движения

Эпоха, в которую зародился абстрактный экспрессионизм, была невероятно напряженной из-за Второй мировой войны. Художники чувствовали себя невероятно ограниченными в том, что они считали уместным изображать в своих произведениях, поскольку ничто уже не казалось подлинным. Поэтому абстрактный экспрессионизм дал художникам столь необходимую творческую разрядку для их подавленных чувств и мыслей.

Вдохновение от сюрреализма

Рассматривая нынешнее движение, легко задаться вопросом: Какое направление искусства оказало большое влияние на абстрактный экспрессионизм? Движением, которое предшествовало и вдохновило абстрактный экспрессионизм, было движение сюрреалистов. Спонтанность и интерес к подсознательному творчеству побудили абстрактных экспрессионистов следовать потоку своих чувств и поощрять открытость сознания при создании произведений искусства. Этот подход использовался вместо того, чтобы сначала планировать произведение, прежде чем художники могли перенести его на холст.

  Искусство коренных американцев - история и обзор искусства американских индейцев

Цветовая гамма

Абстрактные экспрессионисты могли экспериментировать с яркими и разнообразными цветами. Это было связано с тем, что художники не пытались передать осязаемые и реальные изображения предметов или фигур. Вместо этого художники могли сосредоточиться на эффекте, который цвет оказывал в их произведениях, поскольку они были увлечены тем, как цвет мог влиять на настроение и мысли.

Цветное абстрактное экспрессионистское искусство

Pedazos del Mundos #6 («Кусочки миров #6», 1961), Роберт С. Нойман; Ssavage11, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Размер произведений искусства

Картины абстрактных экспрессионистов обычно были большими, художники предпочитали использовать огромные холсты, на которых писали свои произведения. В некоторых случаях художники даже использовали несколько холстов, которые должны были рассматриваться как одна законченная работа.

Перспектива художника

Поскольку абстрактный экспрессионизм не отличался каким-то одним конкретным стилем, очень важны были перспективы и эмоции, которые художники привносили в свои работы. Во всех работах, созданных в рамках этого движения, чувства художников и зрителей были на первом плане, так как они были более важны, чем реальный образ, который был изображен на картине.

Отсутствие репрезентативности в абстрактном экспрессионизме

Во время расцвета абстрактного экспрессионизма в 1940-х и 1950-х годах многие женщины-художники в Нью-Йорке и Сан-Франциско также создавали произведения искусства, которые соответствовали более известным работам их коллег-мужчин. Несмотря на это, их участие в движении было в значительной степени исключено из литературы и учебников, которые документировали ту эпоху.

Это произошло потому, что абстрактный экспрессионизм в первую очередь характеризовался как мужское направление, в котором доминировали белые мужчины, отсекавшие более мягкие аспекты изобразительного искусства.

Несколько женщин-художниц также экспериментировали с абстрактным экспрессионизмом и создавали заметные произведения искусства, но при рассмотрении этого движения о них постоянно забывали. Среди этих художников были Хелен Франкенталер, Ли Краснер, Джоан Митчелл и даже Элейн де Кунинг, жена Виллема де Кунинга.

Женщина художник абстрактный экспрессионист

Rock Bottom (1960-1961) Джоан Митчелл; smallcurio from Austin, TX, CC0, via Wikimedia Commons

Аналогичным образом, многие афроамериканские художники, которые также практиковали в рамках абстрактного экспрессионизма, также остались в стороне. В качестве примера можно привести Нормана Льюиса, в работах которого использовались многие характеристики, присущие абстрактному экспрессионизму, такие как яркие цвета и графические линии. Другим заметным художником, который остался незамеченным из-за своей расовой принадлежности, был Эд Кларк, который был одним из самых первых пользователей фигурных холстов.

Однако в 2016 году представительницы абстрактного экспрессионизма наконец-то получили долгожданное признание, когда Денверский художественный музей организовал передвижную выставку «Женщины абстрактного экспрессионизма». Эта выставка стала первым крупным организованным признанием этих женщин, на которой было представлено более пятидесяти важных произведений.

Знаменитые картины абстрактных экспрессионистов и их художники

Некоторые из наиболее влиятельных художников движения абстрактного экспрессионизма стали одними из самых известных художников в истории. В следующем разделе мы рассмотрим некоторые из наиболее заметных и значимых картин абстрактного экспрессионизма и художников, которые вышли из этого движения.

Марк Ротко (1903 — 1970)

Латвийский американский художник Марк Ротко был видным членом движения абстрактного экспрессионизма, который был хорошо известен своими картинами Color Field, изображающими неправильной формы и художественные прямоугольные объекты цвета. Ротко был известен в основном за создание картин этого типа, которые он создавал с 1949 по 1970 год. Самой известной его картиной «Цветное поле» считается № 6 (фиолетовый, зеленый, красный), которую он написал в 1951 году.

Эта картина, как и другие его работы того времени, демонстрирует важность творчества Ротко и значимость выбранного им стиля в рамках абстрактного экспрессионизма. Каждая из картин Ротко «Цветовое поле» была названа по цветовым различиям, и все они состояли из ровных, прямоугольных полос цвета, протянувшихся горизонтально по холсту.

Картина «Фиолетовый, зеленый, красный» является ярким примером хроматической абстракции, которую использовали художники этой эпохи, при этом акцент делается на мазках кисти и текстуре краски, поскольку эти элементы общаются со зрителем.

Яркие цветовые блоки Ротко использовал для установления отношений с сознанием зрителей, поскольку яркие тона позволяли людям исследовать свои собственные настроения в соответствии с цветовой палитрой.

Рисуя, Ротко пытался извлечь суть используемых им цветов, поскольку каждый цвет был выбран по определенной причине. Кроме того, он написал ряд высказываний, которые сопровождали его картины и служили формой объяснения.

Клайффорд Стилл (1904 — 1980)

Одной из ведущих фигур движения был американский художник-абстрактный экспрессионист Клайфорд Стилл, которому приписывают закладку фундамента движения. Это произошло потому, что его переход от прежнего художественного стиля к абстракции произошел раньше, чем у других выдающихся художников абстрактного экспрессионизма, таких как Джексон Поллок. Однако, по сравнению со своими современниками, Стилл был практически неизвестен в течение нескольких лет, несмотря на то, что считался одним из самых талантливых представителей движения.

Одна из самых известных работ Стилла, которую он написал в 1957 году, — 1957-D-No.1. Это произведение относится к стилистической группе Color Field Painting благодаря использованию Стилл блоков ярких цветов. 1957-D-No.1 демонстрирует заметный шаг в сторону от Color Field Paintings других художников, поскольку Стилл использует всплески ярких и теплых цветов с тонкими и колеблющимися линиями, которые вызывают мысли о разрывах и порезах в его картине.

Это произведение искусства вызывает образы органических форм и явлений, которые напоминают зрителям земные элементы, такие как пещерные сталагмиты. Изображая подобные объекты, Стилл оживляет элементы, которые обычно находятся под поверхностью обыденного сознания.

Кроме того, цветовая палитра, которую Стилл использует в этой картине, обыгрывает понятия света и тьмы, а также жизни и смерти — идеи, которые часто всплывали в других его работах.

Отказ Стилла выставлять свои работы на выставках, которые он считал некачественными, привел к колебаниям его репутации, несмотря на то, что его картины достигли художественных высот. В связи с этим после смерти Стиллса было найдено около 95% его художественной коллекции, причем некоторые работы никогда не были представлены публике.

Виллем де Кунинг (1904 — 1997)

Другим заметным лидером движения был художник-абстрактный экспрессионист Виллем де Кунинг, который переехал из Нидерландов в Америку в 1926 году. Помимо созданных им произведений искусства, де Кунинг оказал огромное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма, поскольку он также взаимодействовал на социальном и интеллектуальном уровнях с другими художниками, работавшими в этом движении. Одной из значительных работ де Кунинга, созданных в этот период, была картина «Раскопки», которую он написал в 1950 году.

Картина «Раскопки» является одной из самых известных работ де Кунинга, поскольку она наиболее точно отражает его стиль абстрактного экспрессионизма, а также является его самой большой картиной на тот момент. На картине можно увидеть несколько сильно очерченных форм. При ближайшем рассмотрении эти формы на самом деле являются абстракциями знакомых форм, которые можно узнать через некоторое время, таких как птицы, рыбы, глаза, челюсти и зубы.

Эта работа демонстрирует выразительную работу кистью и организацию пространства, характерную для большинства картин де Кунинга. Как художник, де Кунинг черпал творческую мотивацию из многих вещей, а «Раскопки» были вдохновлены изображением женщин, работающих на рисовом поле, из неореалистического фильма 1949 года.

Напряжение, созданное между абстракцией и фигурацией, особенно заметно в большинстве работ де Кунинга.

Считалось, что это основано на его методе живописи, когда он намеренно соскабливал, удалял и добавлял краску, пока не обнаруживал и не изображал именно то, что хотел. Таким образом, в рамках «Раскопок» окончательная работа представляет собой настоящие раскопки сознания де Кунинга в рамках движения, поскольку он остается одним из самых жестикулирующих художников-акционистов в абстрактном экспрессионизме.

Барнетт Ньюман (1905 — 1970)

Американский художник Барнетт Ньюман был важным членом движения абстрактного экспрессионизма, поскольку он был одной из ведущих фигур группы «Живопись цветового поля». Картины Ньюмана были известны своей способностью выражать чувство локальности и случайности. Из всех его картин наиболее известной работой, возможно, является «Vir Heroicus Sublimis», написанная между 1950 и 1951 годами. В переводе это означает «Человек, героический и возвышенный».

Эта работа является одной из самых больших картин Ньюмана на тот момент, хотя в дальнейшем он создавал еще более масштабные произведения. На картине перед зрителем предстает полностью красная поверхность, дважды разделенная двумя вертикальными линиями, которые художник назвал «молниями». Ньюман хотел, чтобы зрители смотрели на его картину с близкого расстояния, чтобы цвета полностью охватывали зрителей.

Ньюман считал, что широкое использование такого яркого цвета говорит о присущей химии, которая возникает, когда два человека встречаются в первый раз, ведь такие же сильные чувства возникают при просмотре его работ.

Хотя огромные размеры и простота картины повышают ее значимость как произведения абстрактного экспрессионизма, связь, которую Ньюман смог создать между картиной и зрителями с помощью цвета, очень важна.

  "Сад земных наслаждений" Иеронима Босха - анализ

Норман Льюис (1909 — 1979)

Одним из наиболее значимых афроамериканских художников был Норман Льюис, чьи работы в основном игнорировались галереями и музеями на протяжении всей его карьеры. Несмотря на это, его вклад в абстрактный экспрессионизм был неоспорим.

Недавняя ретроспектива, проведенная в Академии изящных искусств Пенсильвании, а также включение его работ в масштабную выставку абстрактного экспрессионизма в Великобритании позволили изменить отношение к нему в истории искусства.

Одна из самых значительных его картин — «Вечернее рандеву», которую он написал в 1962 году. Льюис использовал свое искусство как место, где он мог скрыться и проработать эмоционально заряженный опыт цветного человека в Америке. Картина «Вечернее рандеву» известна своим характерным использованием красного, белого и синего цветов, причем цветовая палитра Льюиса напоминает американский флаг. Белые фигуры, хотя и очень абстрактные, вызывают в памяти образы клансменов в капюшонах, собравшихся вокруг костра.

Художественные работы Льюиса были основаны на притворном патриотизме, существовавшем в Америке в то время, что еще больше подтвердил Акт о гражданских правах, принятый двумя годами позже. Фон в картине «Вечернее рандеву» является типичным примером использования Льюисом атмосферных переливов цвета для управления настроением, которое он пытался создать, что подтверждается мрачным настроением, которое существует в этой картине.

Франц Клайн (1910 — 1962)

Визуальный язык, созданный американским художником Францем Клайном в его работах, был не похож на язык его коллег, что сделало его важным влиянием в абстрактном экспрессионизме. Приемы, которые он использовал, а также его энергичная энергия во время рисования, точно воплощали принципы движения, что добавило ему известности как художнику действия. Одной из заметных работ Клайна этого периода, написанной в 1950 году, является «Вождь».

Клайн начал свою карьеру в фигуративном искусстве и часто проецировал большие изображения своих рисунков на стены, когда приступал к живописи. Однажды, после того как он увеличил изображение до слишком большого размера, на картине появилась лишь часть рисунка в виде жирных и плотных черных мазков. Клайн был настолько ошеломлен абстракцией, присутствовавшей в этой части изображения, что начал фокусироваться исключительно на изображении абстрактных фигур и элементов в своих работах.

Контрастные черно-белые участки «Вождя» были предметом спекуляций в течение многих лет, так как не существует твердой идеи о том, какой объект Клайн абстрагировал при создании этого произведения искусства. Считалось, что чрезмерное использование черного цвета, который часто встречается в других работах Клайна, связано с его детством, проведенным в шахтерском поселке.

Используя большие кисти и бытовые краски для создания своих работ, картины Клайна стали почти полностью неузнаваемы по сравнению с их первоначальным сюжетом.

Однако живость и энергия, с которой он создавал свои композиции, казалось, связывали их с названиями, которые давал им Клайн, делая его картины яркими примерами Action Paintings. Какими бы живыми и энергичными ни казались картины Клайна, они всегда были тщательно продуманы и спланированы в своей реализации.

Джексон Поллок (1912 — 1956)

Одним из имен, наиболее синонимичных движению абстрактного экспрессионизма, является имя американского художника Джексона Поллока, который прославился своей техникой капельной живописи в течение своей карьеры. Хотя Поллок не был первым художником, применившим эту технику, он был признан художником, который смог наиболее успешно использовать ее в своих работах.

Поллок использовал эту технику в большинстве своих картин в стиле абстрактного экспрессионизма, которые известны и сегодня.

Одним из значительных произведений Поллока является его картина «Осенний ритм (номер 30)», созданная в 1950 году. Используя печально известную технику капель, Поллок лил и разбрызгивал краски с высоты на не загрунтованный холст, который лежал на земле. Считалось, что этот процесс рисования выражает его внутренние эмоциональные потрясения, поскольку Поллок был известен своей переменчивой личностью.

Эта техника, включающая жестикуляционные линии и текстуры в его композициях, стала прорывом для Поллока и его карьеры. Его капельные картины послужили стимулом для художественного критика Гарольда Розенберга ввести термин «Action Painting», поскольку его работы представляли собой сомнительное сочетание случайности и контроля, которые были одинаково важными понятиями в абстрактном экспрессионизме.

Помимо неустойчивого процесса рисования, Поллок в начале своей карьеры перестал давать своим картинам выразительные названия. Вместо этого он начал просто нумеровать свои картины, так как считал числа более нейтральными. Поллок считал, что это позволит зрителям ощутить чистоту картины, не обращаясь к заранее определенному названию.

Хелен Франкенталер (1928 — 2011)

Одной из самых заметных представительниц абстрактного экспрессионизма была американская художница Хелен Франкенталер, которую познакомил с нью-йоркской художественной сценой ее друг и художественный критик Клемент Гринберг. Франкенталер провела лето, обучаясь у Ганса Хоффмана, и даже посмотрела дебютную выставку Джексона Поллока, после чего стала активным членом движения абстрактных экспрессионистов. Карьера Франкенталер продолжалась более шести десятилетий, и она была одним из немногих художников, работавших с несколькими поколениями абстрактных экспрессионистов.

Наиболее известная ее работа, написанная в 1952 году, — «Горы и море». Это одна из самых важных ее работ, так как это одна из первых крупных картин, которые она когда-либо создавала. Помимо своего колоссального размера, «Горы и море» отражают отход Франкенталер от традиционных средств и поверхностей и начало ее фирменной техники.

Кроме того, это произведение существует как важная картина «Цветовые поля» благодаря манипуляциям с цветами, которые использовала Франкенталер.

Вместо того чтобы рассматривать краску как слой, который ложится поверх холста, Франкенталер разбавляла свои масляные и акриловые краски скипидаром, чтобы добиться консистенции акварели. Разложив на полу негрунтованный холст, Франкенталер наливала, капала, протирала губкой, шваброй и прокатывала краску по холсту «Горы и море», чтобы слегка нанести тональные размывки. Эффект, который при этом создавался, был напряженным, поскольку краска полностью погружалась в холст и становилась прозрачной.

Этот процесс позволил Франкенталер одновременно контролировать и быть спонтанной в своих работах, и это сочетание стало ключевым принципом абстрактного экспрессионизма. Горы и море были вдохновлены поездкой Франкенталер в Новую Шотландию, о чем свидетельствует явный свет и сияние, которых она добилась в этом произведении.

Наследие абстрактного экспрессионизма

В период с 1943 по начало 1950-х годов первое поколение движения абстрактных экспрессионистов переживало расцвет. После этого казалось, что этот художественный жанр исчерпал себя. Это произошло потому, что самые большие достижения движения были построены на конфликте между хаосом и контролем, который существовал в обществе и который мог быть выражен и обыгран только различными способами. Такие художники, как Марк Ротко и Барнетт Ньюман, развили настолько редуктивный стиль, что не оставалось места для совершенствования, и стиль постепенно угасал.

Это привело к развитию новой формы искусства, которую продвигали более молодые художники, не испытывавшие давления от создания одной изысканной работы за другой. Более гомосексуальные художники, такие как Энди Уорхол и Роберт Раушенберг, были менее склонны идти по стопам такого откровенно мужского движения и начали создавать произведения искусства в соответствии с новым стилем. Это продемонстрировало ранние зачатки движений минимализма и поп-арта, которые начали брать верх к 1960-м годам.

Влияние абстрактного экспрессионизма на искусство заключалось в том, что он сместил фокус мирового внимания с Европы на Америку, что помогло превратить Нью-Йорк в культурный и художественный центр, которым он является сегодня. Несмотря на то, что темы и идеи, лежавшие в основе абстрактного экспрессионизма, утратили свою силу, чтобы увлечь новые поколения художников, наследие и вклад этого движения остаются значительными.

Движение абстрактного экспрессионизма было невероятно важным в истории искусства, поскольку оно познакомило Америку с остальным художественным обществом, которое до этого считало Европу единственным культурным центром. Художники, работавшие в этом жанре, экспериментировали с различными техниками, привнесенными сюрреализмом, который все дальше отходил от традиционного искусства. Таким образом, это движение позволило художникам изобразить тот тип художественной свободы в обществе, который постепенно обретался после ужасов Второй мировой войны.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий