Франсуа Буше — Исследование фантазий в творчестве Буше

Франсуа Буше

Когда Париж был на грани восстания, король Людовик XV и его любовница с энтузиазмом восприняли фантазии художника Франсуа Буше об утопическом обществе. Элегантный антураж аристократической жизни был украшен Франсуа Буше — художником, который ценил царственную элегантность и утонченность, а также его соблазнительные и сексуализированные исследования красоты. Одновременно картины Франсуа Буше изображали подъем мысли эпохи Просвещения и благородные салоны, которые поддерживали этих интеллектуалов. Творчество Буше является яркой иллюстрацией более утонченной эстетики рококо, полной контрастов, сочетающей традиции, элегантность и изобретательность.

Оглавление

Жизнь и творчество Франсуа Буше

Французская аристократия восхищалась картинами Франсуа Буше за их мягкую пастель, изысканные поверхности и соблазнительные фигуры. Даже его заказные портреты часто прославлялись, часто превращаясь в аллегорические интерпретации или легендарных героев. Во время правления Людовика XV и Людовика XVI произведения Буше были на пике моды.

Национальность Француз
Дата рождения 29 сентября 1703 года
Дата смерти 30 мая 1770 года
Место рождения Париж, Франция

Раннее обучение

Художник Франсуа Буше, сын рисовальщика, маляра и вышивальщицы, происходил из бедной, но талантливой семьи. Его раннее обучение проходило с отцом в Париже, где его работы были замечены известным художником Франсуа Лемуаном.

Несмотря на то, что Буше, которому в то время было 17 лет, пробыл под руководством Лемойна всего несколько месяцев, прежде чем перейти на работу к редактору Жану-Франсуа Карсу, он быстро перенял академическое отношение своего первого учителя.

Жан де Жюльенн, известный коллекционер и сторонник искусства, заметил таланты Буше в живописи и гравюре и поручил молодому Буше-художнику гравировать работы Антуана Ватто. Хотя он не имел официального образования в Академии, работы Буше были удостоены Римской премии, самой высокой награды Академии, в возрасте 20 лет.

Буше Художник

Портрет Франсуа Буше (1741), автор Густаф Лундберг ; Густаф Лундберг, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Хотя награда должна была обеспечить трехлетнюю стипендию для обучения в Италии, внутренние противоречия в Академии помешали этому. Буше начал получать частные заказы на картины, рисунки и офорты, и его таланты были настолько выдающимися, что он смог оплатить собственную поездку в Италию в 1728 году. Там он ознакомился с работами Рафаэля и Микеланджело, а также художников эпохи барокко, таких как Кастильоне и Бернини. По прибытии в Париж художник Буше был законно принят в Академию; практически сразу же он стал явлением французского мира искусства.

Его картины пользовались большим спросом у парижской элиты, включая короля Людовика XV.

Зрелый период

Карьера Буше-художника, как академика, пошла в гору. Королевские особы и аристократия жаждали его мифических сюжетов, а также его жанровых картин, пейзажей и портретов. Менее состоятельные последователи его творчества собирали относительно дешевые копии и гравюры его работ, которые активно производились и продавались. Слава Буше еще больше расширилась в конце 1730-х годов, когда он получил заказ на создание иллюстраций для компании по производству гобеленов в Бове. Гобеленовые иллюстрации Буше на пасторальные темы были очень желанны и распространялись не только по всей Европе, но даже в Китае.

Его характерная манера рококо прекрасно ложилась на декоративное искусство, и его узоры были быстро воспроизведены на фарфоре. Увлечение театром привело его к должности руководителя декораций в Королевской опере.

Произведения искусства Буше

Туалет Венеры (1751) Франсуа Буше; Франсуа Буше, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на множество разнообразных начинаний, Буше оставался в основном художником, писавшим картины для парижской аристократии и иностранной элиты. Официальная любовница короля Людовика XV стала самым важным меценатом Буше, реализовав серию массивных картин, а также множество величественных мифологических шедевров, включая «Туалет Венеры» (1751), и религиозных произведений искусства, включая «Свет мира» (1750), образ Рождества Христова, исполненный материнского тепла и любви. Буше был назначен официальным художником короля — в 1765 году, благодаря влиянию своей любовницы мадам де Помпадур.

Знаменитые картины Франсуа Буше

Свет мира (1750), Франсуа Буше; Франсуа Буше, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Поздний период

Буше сменил художника Карла Ванлоо на посту директора Королевской академии в том же году, когда он стал уполномоченным художником монарха, закрепив свое господство над художественным движением во Франции и его структурами. Несмотря на то, что он достиг зенита официальных достижений, его статус и влияние стали ослабевать перед лицом роста морали и идей эпохи Просвещения. Он стал реже выставляться в Салоне, вероятно, в результате резких нападок со стороны известных критиков, таких как Дени Дидро, которые считали его работы аморальными, нечестными и отсталыми.

В отличие от ранних форм того, что стало неоклассицизмом, академически требовательным и морально величественным жанром живописи, королевские темы и пастельные тона таких художников рококо, как Буше, считались легкомысленными и причудливыми.

Учитывая эти изменения во взглядах, Буше все еще был популярным вариантом для дворянских заказов, продолжая выполнять свои общественные обязанности в Академии и во дворце, несмотря на растущую тенденцию более ограниченного неоклассицизма и капиталистической этики. Несмотря на слабое здоровье, включавшее проблемы со зрением, Буше продолжал работать до конца 1760-х годов. Он скоропостижно скончался в своей мастерской в Луврском дворце в 1770 году, успев за свою жизнь выполнить (по его собственной, возможно, преувеличенной оценке) около 10 000 рисунков и 1 000 картин.

  Фра Анджелико - взгляд на этого легендарного художника раннего Возрождения

Искусство Франсуа Буше

Картина Jeux d’enfants ou l’Automne («Детские игры или осень») (18 век), автор Франсуа Буше; François Boucher, Public domain, via Wikimedia Commons

К моменту смерти художника Буше эстетика рококо утратила свою популярность как среди критиков, так и среди художников. Имя Буше вскоре стало ассоциироваться с антикварным и неэтичным поведением Древнего режима. «Из всех художников XVIII века во Франции Буше, возможно, пережил самую большую трагедию в лапах времени, — отмечает искусствовед Дэвид Уэйкфилд. При жизни его считали гением и прозвали «художником граций».

Даже Жак-Луи Давид, глава неоклассической школы, затмившей рококо Буше, превозносил его, укоряя своих учеников за пренебрежительное отношение к покойному мастеру и заявляя: «Не каждый может быть Буше».

Формальные способности Буше-художника будут признаны лишь спустя долгое время после окончания революции во Франции, во время возрождения рококо в 1860-х — 1870-х годах. Поль Мантц, выдающийся знаток искусства, поддержал бы художника Буше как подлинного творца своего времени, действительно отражающего своих сверстников и тем самым придерживающегося зарождающихся идей реализма XIX века.

Художник-импрессионист Огюст Ренуар, чьи изящные фигуры и любовь к пастели явно во многом обязаны Буше, называл своего предшественника «человеком, который лучше всех знал женскую фигуру». Несмотря на то, что Буше связывали с чрезмерной аристократией, современные ученые относят его к числу самых трудолюбивых и технически талантливых художников XVIII века.

Творчество и художественный стиль Буше

Буше находился под влиянием таких художников, как Антуан Ватто и Питер Пауль Рубенс. Самые ранние версии работ Буше отличались прекрасным и спокойным изображением природы и окружающей среды с огромной элегантностью. С другой стороны, произведения Буше часто отказываются от классической сельской чистоты, чтобы изобразить ситуации с ярко выраженной сексуальностью, поскольку его мифические темы скорее интенсивны и страстно романтичны, чем условно эпичны.

Франсуа Буше Искусство

Юпитер в облике Дианы и нимфа Каллисто (1759), Франсуа Буше; Франсуа Буше, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Произведения искусства

Картины Буше, изображающие флиртующих пастуха и пастушку в лесу, которые появились в «Осенней пасторали» («Виноградари») (1749) и «Приятном уроке» («Флейтисты») (1748), были основаны на персонажах пьесы 1745 года, написанной личным помощником Буше Шарлем-Симоном Фаваром. Маркиза де Помпадур, чей образ стал ассоциироваться со стилем рококо, была его большой поклонницей.

Маркиза де Помпадур известна как «крестная мать рококо», и картины Буше сыграли решающую роль в ее самопрезентации и укреплении репутации.

Франсуа Буше Портрет

Эскиз к портрету мадам де Помпадур (ок. 1756) Франсуа Буше; Франсуа Буше, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Например, «Портрет мадам де Помпадур» Буше (ок. 1756 г.) служит сохранившейся иллюстрацией обработки маслом, предшествующей ныне утраченному портрету. Она сжимает в одной руке свою шляпу, а в другой — жемчужный браслет с изображением короля, символизирующий узы, на которых зиждется ее звание. Такие работы Буше, как «Завтрак» (1739), бытовая сцена, демонстрируют его мастерство в этом жанре, в котором он часто использовал в качестве моделей собственную супругу и потомство.

Эти личные семейные сцены резко контрастируют с развратным тоном «Одалиски» Франсуа Буше.

Темноволосая версия «Одалиски» Франсуа Буше внушила художественным критикам мнение, что он «сводничает с собственной женой», а «Белокурая Одалиска» была картиной, изображавшей супружеские связи короля. Буше приобрел устойчивую дурную славу в результате таких личных контрактов для богатых коллекционеров, и после того, как Дидро выразил свое недовольство, его персона стала объектом более пристального изучения в последние годы его карьеры.

Одалиска Франсуа Буше

Коричневая одалиска (1745) Франсуа Буше; Франсуа Буше, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Буше также создавал театральные костюмы и декорации, а бесстрастные интриги комических опер Шарля Симона Фавара очень напоминали его собственную живописную технику. Дизайн гобелена также был важным моментом. Сначала он разработал серию с изображением итальянских праздников для гобеленовых мастерских Бове в 1736 году, которые оказались весьма популярными и часто переплетались на протяжении десятилетий, а затем серию с повествованием о Купидоне и Психее, которая была заказана в 1737 году.

  Искусство итальянского Возрождения - Что такое итальянское Возрождение?

Работы художника Буше

Купидон, ранящий Психею (1741), Франсуа Буше; Музей искусств округа Лос-Анджелес, общественное достояние, через Wikimedia Commons

За 20 лет сотрудничества с гобеленовыми мастерскими Бове Буше создал проекты для шести отдельных серий, включая гобелен 1742 года с изображением Психеи и корзинщика. Он был продуктивным и разносторонним рисовальщиком. Его эскизы использовались не только как предварительные работы для полотен и образцы для типографий, но и как законченные произведения искусства, пользовавшиеся большим спросом у покупателей. Буше следовал обычным студийным процедурам того периода, сначала намечая мелом общую композицию своих больших картин, а затем делая меловые наброски отдельных персонажей или групп фигур.

Он часто использовал этюды маслом и гуашью для подготовки к важным проектам.

Постепенно он создавал все больше рисунков как самостоятельные произведения для рынка. Поклонение пастухов» (ок. 1758), свободный и импрессионистичный этюд гуашью, долгое время считался предварительным этюдом для личного алтарного образа мадам де Помпадур. Однако недавнее исследование утверждает, что он был создан по крайней мере десять лет спустя как самостоятельное произведение.

Картины Франсуа Буше

Поклонение пастухов (ок. 1758), Франсуа Буше; Франсуа Буше, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Ближе к концу своей карьеры художник стал отдавать предпочтение коричневому мелу — мануфактурному средству. Буше был искусным гравером и резчиком. Он выгравировал 180 уникальных медных пластин. Следуя примеру Ватто, он создал множество офортов. В результате он способствовал распространению любви к рисованию копий. Когда его собственные изображения начали продаваться, Жиль Демарто выгравировал 266 из них в виде стипль-чеков. Они были выполнены красными чернилами, чтобы выглядеть как рисунки красным мелом, которые можно было вставить в рамку в виде маленьких картинок. Их можно было бы повесить в маленьких пустых пространствах между богато украшенными панелями в роскошных домах.

Самые уникальные инновации Буше были орнаментальными, а после гравюры 12 китайских изображений Ватто он добавил к популярной форме шинуазри.

Художественный стиль

Французская аристократия восхищалась картинами Франсуа Буше за их мягкие пастели, прекрасные поверхности и соблазнительные фигуры. Даже его заказные портреты часто прославлялись, часто превращаясь в аллегорические интерпретации или легендарных героев, а также героинь. Вскоре после смерти авторитарного Людовика XIV аристократия получила большую свободу от короны, чем раньше, что создало совершенно новый рынок для искусства рококо.

Буше получил свободу и стал заниматься причудливыми, личными, авантюрными и пасторальными темами, в отличие от громоздких религиозных и исторических сюжетов, предписанных диктаторским барочным подходом, который был характерен для предыдущего поколения и был ограничен требованиями государства и религии.

Франсуа Буше Картины

Триумф Венеры (1740) Франсуа Буше; Франсуа Буше, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В то время как школа барокко стремилась поразить наблюдателя преувеличением и величием, подход рококо был гораздо более личным и причудливым — и именно здесь Буше преуспел. Стиль рококо заменил классические линии и суровость стиля барокко асимметричной и естественной иконографией, которая часто черпалась из идеализированной картины мира природы.

Буше показал вырождение дворянства по мере того, как противники Просвещения, такие как Дени Дидро, становились все более известными, а излишества королевской культуры подвергались все большей критике.

Творчество Буше быстро подверглось критике как легкомысленное и показушное, как типичный художник рококо; оно также было отвергнуто в истории как причудливое и недолговечное движение. Мастерство Буше и признание визуального удовольствия сохранили его наследие среди живописцев, но сделали его подозрительным для историков и исследователей; только в последние несколько лет академики пересмотрели эти ярлыки, чтобы восстановить более тонкие идеи — и даже принципы Трансценденции — в его творчестве.

Картина художника Буше

Аврора и Цефал (18 век), Франсуа Буше; Франсуа Буше, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Фарфоровое искусство Буше

Фарфоровое искусство Франции во многом обязано Буше и, очевидно, мадам Помпадур. Любовница короля заинтересовалась фарфоровой фабрикой в Венсенне в 1740-х годах. Ее желание было настолько сильным, что Людовик XV подарил ей эту скромную фабрику в 1751 году. И мадам принялась за работу, засучив рукава. В конце концов, по ее инициативе производство фарфора было «перенесено» в Севр.

Тем временем маркиза де Помпадур увлеклась созданием новых эскизов для своего мастера Франсуа Буше.

Художник потратил десятилетие на создание бесчисленных эскизов, на основе которых производитель изготавливал статуэтки и сервизы. Репродукции доблестных пастухов и пастушек в виде фигурок из мягкой пасты стали классическими эстампами для фарфоровых заводов в Севре. Кроме того, Буше создал множество наборов гравюр, которые переводили китайские образы на вкус рококо, подпитывая увлечение шинуазри.

  Третичные цвета - открытие возможностей промежуточных цветов

Художественные работы Франсуа Буше

Фигура любви, которую несут три грации (1768), Франсуа Буше; Кливлендский музей искусств, CC0, via Wikimedia Commons

Важные картины Франсуа Буше

Франсуа Буше больше, чем любой другой художник, связан с созреванием стиля рококо и его распространением по Европе. Он был одним из самых продуктивных художников своего периода, работая почти во всех средствах массовой информации и жанрах и разработав отличительный стиль, который был широко воспроизведен в печатной форме.

Он был экспертом в продвижении своих работ, создавая эскизы для всего, от гобеленов до фарфора.

Полагаясь на живописную поверхность и используя палитру высоких тонов, в которой преобладали голубой и розовый цвета, Буше идеально подходил для интерьеров в стиле рококо, но в конце своей карьеры он столкнулся с критикой, когда этот жанр вышел из моды. Вот несколько его важных работ.

  • Смерть Мелеагра (1727)
  • Памятник Миньяру (1735)
  • Купидон, ранящий Психею (1741)
  • Арион на дельфине (1748)
  • Птица улетела (1765)
  • Любовное письмо (1750)
  • Туалет Венеры (1751)
  • Влюбленные в парке (1758)
  • Анжелика и Медоро (1763)
  • Привал у источника (1765)
  • Мойщицы (1768)

Франсуа Буше Художественные работы

Влюбленные в парке (1758), Франсуа Буше; Франсуа Буше, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рекомендуемое чтение

Вам понравилась эта статья о художнике Франсуа Буше? Возможно, вы хотели бы узнать еще больше о творчестве Франсуа Буше. Чтобы облегчить вам задачу, мы составили список книг, которые вы можете с удовольствием изучить в свободное время.

Sketchbook Practice to Draw: Франсуа Буше (2021) Франсуа Буше

Буше был дизайнером, который был одновременно продуктивным и универсальным. Его рисунки служили не только предварительными чертежами для его полотен и заданиями для граверов, но и законченными произведениями искусства, пользующимися большим спросом у коллекционеров. С начала своей карьеры около 1720 года и до своей кончины в 1770 году Франсуа Буше постоянно делал наброски. Он подсчитал, что к концу этого периода им было создано около 10 000 рисунков.

В начале своей карьеры он узнал, что критикам и коллекционерам его рисунки нравятся не меньше, чем его картины, поэтому он посвятил себя созданию отточенных рисунков, отвечающих запросам потребителей. В начале своей карьеры он понял, что можно заработать на гравюре, воспроизведя 115 рисунков Ватто в офорте. Он был талантлив в воспроизведении мимолетных качеств линий и света работ Ватто.

Буше, несомненно, хорошо ознакомился с эскизами Ватто в результате такого искусного копирования.

Когда он преподавал в Академии, Буше делал научные рисунки мужчин-нудистов, чтобы совершенствовать свои таланты и обучать учеников. Буше, как и другие художники его эпохи, сделал зарисовки женской наготы своей специальностью и отличительной чертой. Его видение женской наготы менялось от десятилетия к десятилетию, о чем свидетельствуют его рисунки. В отличие от его ранних рисунков, которые были более жесткими и предметными, его последние работы легкие и текучие.

Это те чувственные изображения, которые покупатели-мужчины в его время и после него стремились заполучить в свои коллекции. Буше использовал обычные студийные процедуры того периода, сначала набрасывая мелом общую композицию своих огромных полотен, а затем делая меловые наброски конкретных лиц или фигур. При подготовке огромных проектов он часто использовал рисунки маслом и гуашью.

Скетчбук Практика рисования: Франсуа Буше

  • Буше был очень плодовитым и разносторонним рисовальщиком.
  • Изменения от десятилетия к десятилетию в рисунках Буше
  • Очень востребованные рисунки для коллекций

На этом мы завершаем знакомство с Франсуа Буше-художником. Когда Париж стоял на пороге революции, король Людовик XV и его любовница охотно приняли идеи художника Франсуа Буше об утопическом обществе. Любовь художника Франсуа Буше к королевской элегантности и утонченности, а также его чувственные и сексуализированные исследования красоты обогатили роскошный антураж аристократической жизни. Картины Франсуа Буше изображали зарождение философии эпохи Просвещения, а также благородные Салоны, которые поддерживали этих мыслителей в то же время. Работы Буше являются ярким примером более утонченной эстетики рококо, полной контрастов, в которых сливаются традиции, элегантность и изобретательность.

Часто задаваемые вопросы

Кем был художник Франсуа Буше?

Французская аристократия ценила картины Франсуа Буше за их мягкую пастель, привлекательные поверхности и чувственную индивидуальность. Даже его заказные работы часто переигрывали, превращая их в символические интерпретации или мифологических героев и героинь. В периоды правления Людовика XV и Людовика XVI его искусство находилось на вершине моды.

В каком стиле творил художник Франсуа Буше?

В отличие от школы барокко, которая стремилась поразить зрителя экстравагантностью и величием, школа рококо была более индивидуальной и причудливой, и именно здесь Буше преуспел. Дизайн рококо взял свою асимметричную и естественную иконографию из идеализированной картины мира природы, заменив классические линии и суровость стиля барокко. Буше стал примером вырождения аристократии.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий