Изнасилование Прозерпины — углубленное исследование знаменитой статуи Бернини

Изнасилование Прозерпины

Скульптура Джан Лоренцо Бернини «Изнасилование Прозерпины» (также известная как El Rapto de Proserpina) изображает мифическое похищение Прозерпины Плутоном. Наряду со многими другими работами Бернини раннего периода его творчества, она была заказана кардиналом Боргезе. Работа над статуей Бернини началась в 1621 году и была завершена в следующем году, когда художнику было всего 23 года.

Оглавление

Скульптура Джан Лоренцо Бернини «Изнасилование Прозерпины

Прозерпина была дочерью Зевса и правительницей загробного мира в греческой мифологии. Однажды Плутон, бог подземного мира, похитил Персефону и унес ее в потусторонний мир, чтобы сделать своей невестой, когда девушка собирала цветы. Кардинал Сципионе Боргезе санкционировал создание статуи Бернини на основе этого мифа в 1621 году, а в 1622 году передал ее кардиналу Людовизи. В 1908 году статуя Бернини была приобретена государством и перенесена в Галерею Боргезе.

Но кто же такой Бернини, человек, стоящий за знаменитой скульптурой?

Знакомство с Джан Лоренцо Бернини

Национальность итальянец
Дата рождения 7 декабря 1598 года
Дата смерти 28 ноября 1680 года
Место рождения Неаполь, Италия

Джан Лоренцо Бернини, итальянский скульптор и архитектор, был движим страстью, превосходящей все остальные. Его большая религиозная набожность, а также изучение скульптурной формы на протяжении всей жизни привели к созданию динамичного и яркого стиля, основанного на эмоциональном экспрессионизме, который полностью отражал эпоху барокко. Его стиль и идеи были настолько новаторскими, что стали предвестниками новой эры в европейской скульптуре, которая продолжает оказывать влияние на этот вид искусства и по сей день.

Изнасилование Прозерпины Художник

Автопортрет Джанлоренцо Бернини (1623), Джан Лоренцо Бернини; Джан Лоренцо Бернини, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Бернини, наряду со своими современниками Пьетро да Кортона и Франческо Борромини, был важной фигурой в развитии архитектуры римского барокко. Его концепции помогли вернуть Риму былую архитектурную красоту благодаря тщательно разработанному градостроительному проекту, спонсорами которого выступили важные римские папы того времени.

Убеждение Бернини в том, что эстетику следует приобретать, наблюдая за обществом и окружающей средой, а не анализируя классические статуи или произведения искусства эпохи Возрождения, представляло собой отход от традиционных методов производства.

Вплоть до эпохи модернизма его растущее внимание к человеческому опыту и страстям оказывало влияние на других художников. Его драматическое изображение тела также было новаторским в живописи, предлагая уровень технического мастерства, который изучается и сегодня. Работы Бернини популяризировали концепцию «разговорного сходства». Он считал, что запечатлеть человека в середине разговора или в тот момент, когда он собирается что-то сказать, — это наиболее достоверный метод получения его истинного облика.

Произведения искусства Бернини

Аполлон и Дафна (ок. 1622-1655), Джан Лоренцо Бернини; Architas, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Бернини революционизировал функцию скульптурных голов, которые до этого служили лишь формальными портретами для могил. В его руках они стали формой искусства, позволяя демонстрировать случайные изображения живых людей, что не использовалось последовательно со времен Древнего Рима.

  Кинетическое искусство - обзор этого движущегося художественного термина

Бернини навсегда изменил представление о статуях. Он обычно создавал их «в круге», что относится к произведениям, которые существуют отдельно в огромных пространствах и предназначены для того, чтобы зритель мог видеть их со всех сторон, что усиливает общее впечатление и связь с произведением искусства. Стилистическая многогранность, концептуальная изобретательность и совершенное владение искусством работы с мрамором позволили Бернини стать достойным преемником Микеланджело, намного опередив других художников того времени. Его способности выходили за рамки скульптуры и охватывали широкий спектр навыков.

Способность работ Бернини объединить архитектуру, скульптуру и живопись в философски цельное и прекрасное целое была названа историком искусства Ирвингом Лавином «единством творческих искусств».

Более пристальный взгляд на «Изнасилование Прозерпины

Год завершения 1622
Материал Мрамор
Период Барокко
Текущее местоположение Галерея и музей Боргезе

В 17 веке итальянские художники начали использовать более вычурный стиль. Этот поворот в сторону сложного, чрезмерного стиля, известного как движение барокко, прослеживается как в архитектуре, так и в искусстве того времени, и на первом месте здесь стоит маэстро материалов Джан Лоренцо Бернини. Бернини был великим скульптором, который, помимо создания базилики Святого Петра (одного из самых знаковых памятников Италии), создал «Изнасилование Прозерпины».

Изнасилование Прозерпины

Изнасилование Прозерпины (1622) Джан Лоренцо Бернини; Джан Лоренцо Бернини, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Эта мраморная скульптура начала XVII века демонстрирует некоторые таланты Бернини, особенно его знание биологии и способность создавать динамичное движение и ощущение драматизма. Хотя способности мастера и по сей день высоко оцениваются, неприятный сюжет работы бросает на нее негативную тень, несмотря на то, что она является классическим достижением как мраморной скульптуры, так и эпохи барокко в целом. Между 1621 и 1622 годами Бернини создал «Вознесение Прозерпины».

Несмотря на то, что художнику из Неаполя в то время было всего 23 года, он уже добился успеха как восходящий художник.

Хотя свой архитектурный шедевр, базилику Святого Петра, он закончит только через 40 лет, уже в начале 1620-х годов он зарекомендовал себя как известный скульптор, создав четыре произведения искусства: Эней, Анхиз и Асканий; Давид; Аполлон и Дафна; и, конечно же, «Изнасилование Прозерпины». Произведение искусства высотой около 7,5 футов вырезано из каррарского мрамора, камня родом из Тосканы, который исторически использовался древнеримскими архитекторами и, в более позднее время, художниками эпохи маньеризма и Ренессанса.

Изнасилование Прозерпины Деталь

Деталь картины «Изнасилование Прозерпины» (1622) Джан Лоренцо Бернини; Антуан Тавено, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Мягкость этого высококачественного мрамора пошла на пользу искусству Бернини, поскольку он «гордился тем, что способен придать мрамору иллюзию плоти». Этот интерес к превращению камня в реалистичное подобие кожи наиболее очевиден в «Изнасиловании Прозерпины», скульптуре, призванной передать травматическое пленение (термин «изнасилование» в названии этого произведения на самом деле относится к акту похищения).

Преданность Бернини и его забота о реализме очевидны в анатомических особенностях произведения искусства, которые были «спрессованы до точки касания физических границ мрамора». Когда рука Плутона хватает бедро Прозерпины, его хватательные пальцы словно впиваются в ее предположительно нежную плоть. Точно так же, когда он пытается одолеть ее, мышцы его согнутых коленей и жестких рук выступают, в то время как ее струящиеся волосы и извивающиеся драпировки подразумевают подвижность.

  Искусство прерафаэлитов - история периода искусства прерафаэлитизма

Картина «Просперина», как и многие другие произведения Бернини раннего периода, была заказана кардиналом Сципионе Боргезе, увлеченным коллекционером произведений искусства и верным сторонником Бернини и Караваджо.

После Высокого Возрождения росла потребность в восстановлении классического стиля в живописи, включающего темы, почерпнутые из древнегреческой и римской культуры.

Статуя

Изнасилование Прозерпины (1622), Джан Лоренцо Бернини; Sonse, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Первобытный миф

Эта скульптура изображает сцену из легенды о Плутоне и Прозерпине. В этой легенде Прозерпина, дитя Юпитера, похищена. Во время сбора цветов на Прозерпину напал очарованный Плутон, бог подземного мира, который появился из земли на колеснице, запряженной четверкой черных лошадей. Церера услышала крик своего ребенка, когда ее уносили в подземный мир, но она опоздала.

«Она разгневалась и вызвала высыхание почвы и неурожаи, — говорится в «Гетти», — когда узнала, что Плутон похитил Прозерпину».

Мир был пустынным и безжизненным, Юпитер наблюдал за происходящим с небес. Он решил вмешаться, и в конце концов решение было найдено: половину года она будет проводить со своей матерью, а другую половину — с Плутоном в подземном мире».

Современные интерпретации

Учитывая трагический характер этого события, неудивительно, что статуя Бернини вызывала споры на протяжении десятилетий. Изображение Бернини столь неблагоприятного сценария получило широкое признание вскоре после завершения работы (сын и биограф художника назвал его «удивительным сочетанием нежности и жестокости»), но аплодировать изображению насильственного похищения может быть проблематично в современных условиях.

Директор Музея изобразительных искусств Сан-Франциско Томас Кэмпбелл высоко оценил «убедительные, гипнотизирующие, даже вдохновляющие» аспекты этого произведения. «И все же, — продолжил он, — в настоящее время мне приходится серьезно пересматривать свое мнение об этом произведении искусства, поскольку тема, которую я раньше рассматривал почти как научную предпосылку для виртуозной скульптуры — в конце концов, сцены похищения преобладают в искусстве Ренессанса и барокко — кажется гораздо менее интеллектуальной спустя два года после начала движения «Me Too»». Сегодня дебаты о потенциально спорных произведениях искусства и даже творческих типах выходят на первый план.

Однако в случае с «Изнасилованием Прозерпины» переосмысление сюжета через классическую и современную призму помогает нам оценить мастерство исполнения и в то же время критически отнестись к представленному содержанию.

Анализ

Эта великолепная скульптура, также известная как «Изнасилование Персефоны», воплощает лучшие образцы эпохи барокко и демонстрирует умение Бернини работать с мрамором и создавать убедительных людей. Изнасилование Прозерпины», как и его предыдущие работы, наполнено страстью и напряжением, достигая доселе неизвестного уровня жизнеподобного движения.

Произведения Бернини отличаются тщательным вниманием к деталям, экстравагантной театральностью и замысловатым дизайном.

Изнасилование Прозерпины крупным планом

Крупный план картины «Изнасилование Прозерпины» (1622) Джан Лоренцо Бернини; Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Бернини решил показать самый эмоциональный, «беременный» момент истории; сцена наполнена душераздирающими эмоциями. Бернини известен тем, что изобразил самый трогательный момент в истории и представил его самым впечатляющим образом, используя бурные движения, страстное выражение лица и техническое мастерство. Фигуры в «Изнасиловании Персефоны» крутятся и напрягаются в противоположных направлениях, что указывает на влияние маньеризма; их напряженная борьба наполнена взрывной жизненной силой.

Люди не только изображены в неистовом движении, но и приглашают наблюдателя пройтись вокруг произведения искусства, чтобы все это воспринять.

Скульптура Джан Лоренцо Бернини

Изнасилование Прозерпины (1622), Джан Лоренцо Бернини; Sonse, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

  Греческая архитектура - исследование древнегреческих сооружений

Вряд ли это уличные бродяги, которыми пестрят картины Караваджо, но некоторые детали, особенно ямочки на коже Персефоны, когда пальцы Плутона погружаются в ее бедра и талию, поражают своей реалистичностью.

Несмотря на то, что его персонажи всегда довольно идеализированы, как отшлифованная версия реальности, Бернини стремится наделить их характерными чертами и наполнить человеческими эмоциями, и он никогда не упускает из виду точные детали, которые помогают воплотить его скульптуры в реальность.

Шедевры Бернини, такие как «Изнасилование Прозерпины», не были ограничены используемыми материалами; вырезая из белого мрамора, он стремился изобразить динамизм, жизненную силу и страсть. Его достижения неоспоримы, и как подлинный мастер реальности и страсти, он завоевал не только восхищение, но и множество поклонников.

Статуя Бернини

Изнасилование Прозерпины (1622), Джан Лоренцо Бернини; Буркхард Мюке, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

На протяжении всей своей карьеры Бернини был завален заказами, к огорчению других художников и подражателей. Он считался одним из самых признанных и востребованных живописцев, имея звездную репутацию. Современники в Италии и Франции превозносили художника в пространных биографиях, уверенные в том, что среди них есть талантливые люди.

Картина «Изнасилование Прозерпины» (или «El Rapto de Proserpina») Джан Лоренцо Бернини изображает легендарное похищение Просперины Плутоном. Кардинал Боргезе заказал эту статую, а также несколько других работ Бернини раннего периода его творчества. Статуя Бернини была начата в 1621 году и завершена в следующем году, когда художнику было всего 23 года. Эта великолепная скульптура воплощает лучшие образцы эпохи барокко и демонстрирует мастерство Бернини в работе с мрамором и создании реалистичных фигур.

Часто задаваемые вопросы

Кто создал статую «Изнасилование Прозерпины»?

Джан Лоренцо Бернини создал «Изнасилование Прозерпины» между 1621 и 1622 годами. Несмотря на то, что в то время ему было всего 23 года, художник из Неаполя уже пользовался успехом как молодой художник. Страсть и стремление Бернини к реализму можно увидеть в анатомических аспектах произведения, которые были доведены до предела физическими ограничениями мрамора. Кардинал Боргезе заказал эту картину, а также несколько других работ Бернини, созданных в ранние годы его жизни.

О чем скульптура Джан Лоренцо Бернини?

Эта скульптура представляет сцену из мифологии Плутона и Прозерпины. В этой легенде Прозерпина, отпрыск Зевса, была украдена. Заколдованный Плутон, бог подземного мира, вырвался из грязи на колеснице, запряженной четверкой темных лошадей, и напал на Прозерпину, когда она собирала цветы. Церера услышала плач своего ребенка, которого утаскивали в бездну, но было уже слишком поздно, чтобы что-то изменить. Узнав, что Плутон похитил Прозерпину, Церера так разгневалась, что земля и урожай высохли. Юпитер наблюдал за миром сверху, который был пустынным и безжизненным. Он решил вмешаться, и была заключена сделка: половину времени она будет проводить со своей матерью, а другую половину — с богом Плутоном в подземном мире.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий