«Примавера» Сандро Боттичелли — анализ картины «Примавера»

Примавера

L a Primavera (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли — загадочная и величественная мифологическая темперная картина, над которой размышляли многие историки искусства. В этой статье мы более подробно рассмотрим эту картину и обратимся к постоянно возникающему вопросу: Что означает «Примавера»?

Оглавление

Аннотация художника: кем был Сандро Боттичелли?

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился во Флоренции, Италия, около 1445 года и умер в мае 1510 года. В основном он известен как Сандро Боттичелли, его фамилия была прозвищем, которое ему дали, означающим «маленький бочонок». Считается, что до начала работы художником он работал золотых дел мастером. Его отец был золотопромышленником и работал вместе с другим братом Боттичелли.

Сандро Боттичелли

Автопортрет Сандро Боттичелли на картине «Поклонение волхвов» (ок. 1475); Сандро Боттичелли, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В начале 1460-х годов Боттичелли стал подмастерьем итальянского художника Фра Филиппо Липпи. Он был членом «Компаньи ди Сан-Лука», а также получал заказы от богатых семей, таких как Медичи, для которых он написал несколько картин. Боттичелли стал очень известным художником Раннего Возрождения и имел активную мастерскую.

Многие источники утверждают, что его искусство было забыто на долгое время, отчасти из-за художников Высокого Возрождения, таких как Леонардо да Винчи или Рафаэль. В 1800-х годах его искусство было заново открыто и возрождено Братством прерафаэлитов.

Примавера (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли в контексте

Картина раннего Возрождения «Примавера» Сандро Боттичелли является всемирно почитаемым изображением и мифологическим праздником весны. Ниже мы приведем краткий контекстуальный анализ этого произведения XV века, а также формальный анализ, в котором будет рассмотрена тема и стилистические подходы Боттичелли с точки зрения использования определенных художественных элементов, таких как цвет, текстура, пространство и другие.

Художник Сандро Боттичелли
Дата написания c. 1477-1482
Средство Темперная краска на дереве/панели
Жанр Историческая живопись
Период / движение Ранний Ренессанс
Размеры 207 x 319 сантиметров
Серия / версии Н/А
Где находится? Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Сколько стоит Согласно описи 1499 года, стоимость картины оценивалась в 100 лир.

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Картина «Примавера», слово, означающее на итальянском языке «весна», изображает сцену с несколькими мифологическими фигурами в апельсиновой роще. Однако смысл этого изображения был неясен многим, и по этой причине на протяжении многих лет оно широко обсуждалось искусствоведами, а некоторые называли его «загадкой».

Существует множество интерпретаций, начиная от музыки и философских неоплатонических идей, заканчивая литературой и поэзией Данте, Овидия и других.

Кроме того, эта картина Примаверы рассматривается как изображение того, что прекрасно, изобильно и наполнено любовью. Некоторые считают, что она была заказана одним из членов семьи Медичи, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для его свадьбы, состоявшейся, по некоторым данным, в 1482 году.

Картина

Портрет Пьерфранческо де Медичи (1463-1503), называемого Лоренцо иль Пополано (между 1552 и 1568), автор Кристофано дель’Альтиссимо ; Cristofano dell’Altissimo, Public domain, via Wikimedia Commons

Согласно другому возможному предположению, она была подарена ему богатым Лоренцо де Медичи, также известным как «Лоренцо Великолепный», который был его двоюродным братом, по той же причине. Картина висела за мебелью, описанной как lettuccio, во дворцовом доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.

Важно отметить, что до сих пор ведутся споры о том, кто заказал картину «Примавера» и что она символизирует.

Многие считают, что это действительно был свадебный подарок. Джорджо Вазари также писал об этой картине и видел ее на вилле ди Кастелло вместе с другой знаменитой картиной Боттичелли «Рождение Венеры» (ок. 1485), которую часто называют ее «спутницей».

  Японское искусство - взгляд на самых известных японских художников и произведения искусства

Темперная краска

Рождение Венеры (ок. 1485) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако в научной статье Вебстера Смита «О первоначальном местонахождении Примаверы» (1975), опубликованной в журнале The Art Bulletin (том 57, номер 1, март 1975), он пишет, что, по мнению некоторых ученых, картина «Рождение Венеры» могла быть создана для другой семьи и, возможно, она не была картиной-компаньоном «Примаверы».

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы подробно рассмотрим анализ «Примаверы» Боттичелли с точки зрения темы и того, кто эти мифологические фигуры, изображенные на картине. Затем мы обсудим стилистические аспекты с точки зрения использования Боттичелли цвета, формы и пространства.

Картина

Примавера (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Визуальное описание: Тематика

В картине Сандро Боттичелли «Примавера» девять фигур расположены в зеленеющем пейзаже, точнее, в апельсиновой роще. Их окружают несколько апельсиновых деревьев и другие виды листвы. За пределами этого лесного массива мы не можем четко видеть, где они находятся в более крупном плане.

Однако между деревьями, похоже, есть синий фон, обозначающий небо, и намеки на землю слева и справа в центре композиции.

Если посмотреть на фигуры, начиная слева, то первая фигура — это римский бог Меркурий (Гермес в греческой мифологии), которого обычно описывают как «посланника богов», отличающегося своими крылатыми сандалиями и шлемом. Он держит посох, иначе известный как кадуцей, в правой руке, закручивая его в то, что кажется приближающимися грозовыми тучами. Во многих источниках описывается, что он держит эти тучи на расстоянии.

Примавера Картина Меркурий

Меркурий в «Примавере» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Слева от Меркурия (справа от нас) находятся три танцующие женские фигуры. Они известны как три грации, или хариты, а именно: Аглая, имя которой означает «сияющая»; Евфросиния, означающая «радость»; и Талия, означающая «процветающая».

Они представляют собой идеалы красоты, плодородия и очарования и изображаются в мягких и шелковых платьях.

Примавера Картина

Три грации в «Примавере» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Теперь мы переходим к центру композиции, где мы видим центральную фигуру Венеры, римской богини любви. Она стоит дальше на заднем плане, чем другие фигуры. Ее голова слегка наклонена вправо (слева от нас), а правая рука поднята на талии. Левой рукой она держится за свое красное одеяние и безмятежно смотрит на нас, зрителей.

Примавера Картина Венера

Венера в Ла Примавере (ок. 1477-1482), Сандро Боттичелли; Sandro Botticelli, Public domain, via Wikimedia Commons

Над Венерой находится меньшая по размеру инфантильная фигура Купидона, который с завязанными глазами направляет свой лук и стрелу на одну из трех Граций. Он изображен в середине действия, и мы можем видеть напряжение на его лице, когда он нацеливает стрелу, собираясь ее выпустить.

Картина Примаверы

Купидон в «Примавере» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Кроме того, вокруг лика Венеры есть видимый контур, образованный листвой позади нее. Это создает эффект ореола, и некоторые исследователи истории искусства также уподобляют его архитектурной форме апсиды, которая должна была окружать изображения Святой Девы Марии.

Если посмотреть на фигуры справа от композиции, то крайняя справа фигура — это Зефир, бог ветра.

Вся его фигура и одежда голубоватого цвета. Мы видим, как он появляется между стволами деревьев, решительно хватаясь за женскую фигуру справа от него (слева от нас). Это Хлорис, известная как нимфа весны и цветов.

  Тамара де Лемпика - Исследование жизни и искусства Тамары де Лемпика

Примавера Картина Зефрий и Хлорис

Зефир и Хлорис в «Примавере» (ок. 1477-1482), Сандро Боттичелли; Sandro Botticelli, Public domain, via Wikimedia Commons

Согласно мифологии, она вышла замуж за Зефира и превратилась в богиню весны по имени Флора, которая является второй женской фигурой справа от Хлорис (слева от нас). Флора смотрит на нас, зрителей, в то время как она протягивает правую руку, чтобы рассыпать цветы роз на землю. Хлорис смотрит вверх на Зефира, едва касаясь или держась за фигуру Флоры.

Возможно, это визуальное изображение ее перехода от нимфы к богине.

Примавера Картина Флора

Флора в «Примавере» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Если мы посмотрим на травянистую землю, Боттичелли, как сообщается, написал более 190 «ботанических видов», и 130 были идентифицированы, включая лютики, васильки, крокусы, хризантемы, маргаритки, ирисы, жасмин, лилии и другие. Это еще одно свидетельство внимательного отношения художника к деталям и включения реализма в эту картину.

Картина Примавера Детали

Различные ботанические виды на земле в картине «Примавера» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Сандро Боттичелли, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Цвет и свет

Картина La Primavera, как сообщается, была написана темперной краской grassa, которая состоит из яичных желтков, смешанных с маслом, на деревянной панели. Как мы видим, видимого источника света нет, хотя фигуры на переднем плане кажутся несколько светлее фона, в то время как последний кажется более темным, что свидетельствует о более затененной области из-за деревьев.

В картине «Примавера» присутствует общая цветовая гармония, поскольку нет резких или ярких цветов, которые бы выделялись, но при этом заметен цветовой контраст между светлокожими фигурами на переднем плане и более темными деревьями и листвой на заднем плане.

Крупный план картины Примавера

Цвет и свет в картине «Примавера» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Sandro Botticelli, Public domain, via Wikimedia Commons

Здесь также важно отметить, что из-за возраста картины мы должны помнить, что цвет картины мог измениться за столетия, что изменит наше представление о ней по сравнению с тем, когда она была впервые представлена. На костюмах фигур, их волосах и коже присутствуют теплые и мягкие тона розового, красного и бежевого.

Здесь также присутствуют различные оттенки цветов: белые, желтые, красные и оранжевые, которые проступают то тут, то там, от цветов до плодов на деревьях.

Текстура

Сандро Боттичелли прекрасно и мастерски изобразил различные текстуры. Это особенно заметно в костюмах фигур, например, в платьях, которые носят женские фигуры. Мы видим легкие, мягкие, почти шелковистые и, как говорят, «пеленочные» свойства материала.

Картина Примавера Текстура

Использование текстуры в картине «Примавера» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Sandro Botticelli, Public domain, via Wikimedia Commons

Платья Трех Граций кажутся почти полупрозрачными, когда они складываются на их телах. Если мы присмотримся, то заметим еще больше деталей и подразумеваемой текстуры от вязаных узоров на верхних швах их платьев.

Подразумевается текстура гладкой кожи фигур, что придает им мягкий и нежный вид, но в то же время обожествленный и священный. Мы также видим эту подразумеваемую текстуру на всех цветах и листве на переднем плане.

Деталь картины Примавера

Использование текстуры в цветах и растениях картины «Примавера» (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли; Уффици, общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Искусство маньеризма - взгляд на тонкости и нюансы периода маньеризма

В картине «Примавера» присутствуют разнообразные формы, в частности, фигуры на переднем плане, которые выглядят свободными и плавными в своих жестах и движениях. Кроме того, Боттичелли изобразил фигуры анатомически вытянутыми, что было общей характеристикой его художественного стиля.

В их формах чувствуется идеализация.

Пространство и масштаб

Картину «Примавера» часто называют самой масштабной картиной Раннего Возрождения, изображающей мифологические сюжеты. Эту картину многие сравнивают с гобеленами мильфлер средневекового периода, которые были созданы до нее, из-за широкого разнообразия цветов и листвы, заполняющих пространство. Термин «millefleur» в переводе с французского означает «тысяча цветов», и эти гобелены обычно были представлены в больших масштабах с цветами в качестве фона, которые часто покрывали весь гобелен.

Кроме того, из-за характера этой картины она, очевидно, была повешена высоко на стене, где она должна была быть выставлена, и, как сообщается, на уровне глаз.

Анализ картины

Примавера (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли в галерее Уффици, Флоренция, Италия; Сандро Боттичелли, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Разгадка тайны весны

В этом анализе «Примаверы» Боттичелли мы узнали больше о пути этой картины, от того, кто заказал ее, кто ее видел и на какой вилле, до ее места в искусстве Ренессанса как чисто мифологического изображения, далекого от общепринятой религиозной тематики, но все же имеющего отношение к религиозным идеям, картина «Примавера» Сандро Боттичелли стала почти как разгадка тайны.

Было проведено много исследований и представлено много теорий, чтобы обосновать эту «аллегорию весны» и найти ее внутреннее значение. Независимо от того, была ли эта картина написана для свадьбы или нет, она полностью отражает идеи роста, плодородия, любви и праздника без необходимости ссылаться на какие-либо внешние тексты или теории для доказательства этого.

Картина «La Primavera» — это зарождающееся изображение брака, и здесь столько же культурных отсылок и символов, сколько и цветов. Это свидетельство непреходящего художественного мастерства Боттичелли, сумевшего уловить почти потустороннюю красоту и изобразить ее на двухмерной поверхности.

Часто задаваемые вопросы

Кто написал картину «Примавера»?

Картина «Примавера» была написана примерно в конце 1470-х — начале 1480-х годов художником эпохи Раннего Возрождения Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, более известным как Сандро Боттичелли. Он родился около 1445 года в Италии и умер в 1510 году. Он стал одним из самых известных художников эпохи Возрождения и был прославлен художественной группой 19 века «Братство прерафаэлитов».

Что означает «Примавера»?

Слово primavera в переводе с итальянского означает «весна» и является названием знаменитой картины Сандро Боттичелли, часто называемой La Primavera (ок. 1477-1482) или Аллегория весны. Интересен тот факт, что ученый и историк искусства Джорджо Вазари дал название картине около 1550 года, когда посмотрел ее.

Кто изображен на картине «Ла Примавера»?

На картине Сандро Боттичелли «Примавера» (ок. 1477-1482) изображена центральная фигура Венеры, богини любви, и несколько других мифологических фигур, таких как три грации и Меркурий справа от нее (слева от нас), Зефир, Хлорис и Флора слева от нее (справа от нас) и Купидон над ней. Все эти фигуры связаны с идеалами любви, красоты, плодородия, роста и наступления весны.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий