Фресковая живопись — пристальный взгляд на фресковое искусство, живопись и техники

Фресковая живопись

Со времен классической античности фресковая живопись была популярным видом искусства. В эпоху раннего и позднего Возрождения наблюдался невероятный расцвет техники фресковой живописи с такими работами, как потолок Сикстинской капеллы Микеланджело. Стиль фресковой живописи больше всего подходит для создания крупномасштабных настенных произведений и считается одной из самых невероятных техник создания фресок в истории искусства.

Оглавление

Что такое фреска?

Многие считают, что фреска и настенная живопись — это одно и то же, но это не совсем так. Хотя почти все фрески — это фрески или крупномасштабные картины на стенах или потолках, фрески не обязательно являются фресками. Определение фрески несколько отличается от определения фрески.

Итак, что же такое фреска? Название «фреска», или «свежий» по-итальянски, происходит от практики рисования смесью воды и пигмента на свежеуложенной штукатурке стен. Когда штукатурка на основе извести высыхает на воздухе, карбонизация сплавляет частицы пигмента в штукатурке. Таким образом, техника фресковой живописи фактически увеличивает целостность стены и нарисованного изображения.

Слава фресковой живописи заключается в ее долговечности. Фресковая живопись пережила почти все другие средства. Многие фрески из Древней Греции, Рима, Индии, Шри-Ланки и Египта сохранились до наших дней в относительно хорошем состоянии. Некоторые современные художники продолжают использовать технику фрески из-за ее превосходной стойкости к атмосферным воздействиям.

Ранние фрески

Фреска танцоров и музыкантов 5 века до н.э., Гробница леопардов, некрополь Монтероцци, Тарквиния, Италия; неизвестный автор, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Различные техники фресковой живописи

Не существует единого определения фрескового искусства. Существует три различных типа фресковой живописи с разными методами прикрепления пигмента к штукатурке стены. Художники фрески буон или «истинной» фрески пишут пигментно-водной смесью непосредственно на свеженанесенную известковую штукатурку. Фресковая живопись S ecco использует пигмент, смешанный со связующим веществом на сухом гипсовом холсте. Наконец, фресковая живопись меццо находится где-то посередине между двумя предыдущими. Художники, создающие меццо-фрески, пишут на почти высохшей штукатурке.

Техника буонской фресковой живописи

Фресковая живопись буон — самый старый, самый долговечный и самый распространенный тип фрески. Красочная смесь представляет собой сочетание пигмента и воды комнатной температуры. Холст для буонской фресковой живописи — это очень тонкий слой влажной штукатурки, называемый интонако. Интонако сам связывает пигмент со стеной, поэтому нет необходимости использовать связующее вещество.

Интонако высыхает в течение нескольких часов и не может быть исправлен простой покраской, поэтому художники должны работать быстро и точно, используя буон фреско. Есть три общих шага, которым должны следовать художники буон фрески, чтобы обеспечить целостность своей картины.

Первым шагом в росписи буонской фрески является нанесение грубого подслоя, известного как арриччио. Слой arriccio обычно представляет собой смесь песка, мраморной крошки и гипса. Художник наносит этот слой на весь участок стены, подлежащий росписи, и оставляет его сохнуть на несколько дней. Количество слоев арриччио в буонских фресках зависит от художника и периода, но может достигать трех.

После высыхания слоя арриччио художник может перенести эскиз своей композиции на стену. Многие ранние художники использовали синопию, красный пигмент, чтобы набросать план фрески. Другие, более современные техники включают в себя прикладывание бумажного рисунка к стене и прочерчивание основных линий острием, и, наконец, надавливание мешочком с сажей на бумагу, чтобы выявить пунктирные линии.

В день росписи художник кельмой наносит более гладкую штукатурку интонако на участок стены, который он мог закончить за день. Эта часть стены «дневной работы» называется giornata. На очень больших фресках обычно можно увидеть слабый шов, разделяющий разные джорнаты. Иногда художники планировали джорнаты по фигурам внутри композиции, но, как правило, большинство художников начинают сверху.

Возможно, самым существенным ограничением при использовании техники буон фрески является быстрое время высыхания штукатурного слоя интонако. Как правило, для полного высыхания слоя штукатурки требуется от десяти до двенадцати часов. Традиционно художники буон фрески начинают рисовать только через два часа после нанесения интонации и заканчивают за два часа до окончательного высыхания.

После полного высыхания штукатурки giornata художник не может продолжать роспись и должен удалить все неокрашенные интонации. Карбонизация известковой штукатурки по мере ее высыхания на воздухе является важной частью процесса буон фрески.

Техники фресковой живописи секко

Техника фрески секко полностью устраняет временные трудности, связанные с фресками буон. Холст для фресок секко — это высушенная гипсовая стена, а краска содержит цветовой пигмент и связующее вещество, такое как яичный желток, масло или клей. Хотя фресковая живопись секко избавляет от хлопот по подготовке штукатурки и необходимости работать в быстром темпе, она жертвует долговечностью.

Художники часто использовали технику фреско секко, чтобы исправить или дополнить фрески буон. Например, синие пигменты было трудно получить с помощью буон фреско из-за щелочности штукатурки. Становится все более очевидным, что многие художники раннего Возрождения использовали технику secco из-за более широкого спектра доступных цветов.

Фреска Секко

Фреска инвеституры Зимри Лима, 19 век до н.э., королевский дворец Мари; Музей Лувра, CC BY-SA 2.0 FR, via Wikimedia Commons

В то время как фресковая живопись буон требует гладкой поверхности интонации, техника фрески секко лучше всего работает на шероховатой гипсовой поверхности. Шероховатая поверхность увеличивает долговечность secco, но эти фрески более уязвимы к сырости, чем фрески в технике buon. Для фресок в технике secco интонация имеет шероховатую поверхность и оставляется до полного высыхания. Затем поверхность делают еще более грубой, растирая ее песком. Художник может расписывать поверхность интонако точно так же, как деревянную панель или традиционный холст.

  Футуризм - взгляд назад на художественное движение футуризма

Процесс росписи secco не только быстрее, но и позволяет художникам легче исправлять ошибки. Кроме того, разница в цвете между мокрой краской и окончательной композицией не столь значительна, как при технике буон фреско. Рафаэль и Микеланджело часто использовали технику secco в своих фресках, и художники часто создавали углубления на поверхности штукатурки для создания большей глубины.

Техники фресковой живописи меццо

Последняя форма фресковой живописи — это техника меццо. Техника фрески меццо представляет собой сочетание стилей буон и секко. Художники пишут на почти, но не совсем высохшем интонационном слое, так что пигмент лишь слегка впитывается в штукатурку. Эта техника фрески становилась все более популярной в эпоху раннего Возрождения и к началу XVII века почти полностью вытеснила технику буон.

Использование техники меццо-фрески имеет ряд преимуществ, главным из которых является увеличение времени росписи. Увеличение времени росписи имеет дополнительное преимущество, позволяя художникам завершать большие участки фрески за один присест. Пейзажные картины, в частности, выигрывали от применения техники меццо, поскольку различия между буон джорнатас нарушали целостность композиции. Техника фрески меццо была популярна среди многих художников позднего барокко, включая Джанбаттисту Тьеполо.

Долгая и красочная история фресковой живописи

Хотя техника фресковой живописи появилась в эпоху итальянского Возрождения, самые ранние примеры восходят к классической древности. Кроме того, хотя многие люди склонны считать фресковую живопись традиционной западной, эта техника исторически использовалась во всем мире. Мы начнем наше исследование истории фресковой живописи в Египте и закончим рассмотрением некоторых современных стилей фресок.

Первые фресковые росписи

Насколько нам известно, самые ранние образцы фресок, найденные в гробнице Иераконполиса в Египте, относятся к периоду между 3500 и 3200 годами до нашей эры. Другие ранние фрески в Израиле, Египте и на Крите датируются 2000 годом до нашей эры. Эти фрески обычно украшают стены гробниц и дворцов и изображают различные стороны древней жизни, включая сражения и земледелие. Фреска Зимри-Лим — один из фантастических примеров фрески из Месопотамии XVIII века до н.э.. В этих ранних гробничных фресках, особенно в Египте, использовалась техника фрески secco.

Что касается техники фрески буон, то самые древние фрески относятся к цивилизациям Эгейского моря в первой половине 2000 года до нашей эры. Тореадор» — возможно, самая известная ранняя фреска буон, изображающая мужчин, перепрыгивающих через больших быков в рамках священной церемонии. Многие из самых древних фресок буон, относящихся к неопалатинской эпохе, находятся на греческом острове Санторини. Другие аналогичные фрески в Марокко и Египте являются предметом спекуляций относительно их происхождения. Некоторые искусствоведы считают, что многие из них могли попасть на эти берега через торговлю с Крита.

Фресковое искусство

Фреска Тореадор (Фреска с быком) (ок. 1550/1450 гг. до н.э.); Археологический музей Ираклиона, CC0, via Wikimedia Commons

Фрески классической древности

Многие художники древнегреческого периода писали фрески, но, к сожалению, сегодня их сохранилось очень мало. Гробница Магна-Грация, известная как Гробница ныряльщика, найденная в 1968 году на юге Италии, содержит древнегреческие фрески, датируемые 470 годом до нашей эры. На этих фресках изображены сцены социальной и бытовой жизни Древней Греции. На одной из фресок, например, изображен молодой человек, ныряющий в океан. На другой фреске в той же гробнице изображено собрание мужчин, отдыхающих на симпозиуме. Гробница Оркуса в Италии включает в себя и другие фрески этрусской эпохи.

Фрески буон, найденные в руинах Геркуланума и Помпеи, демонстрируют римский стиль фресковой живописи. В катакомбах под Римом есть примеры фресок поздней Римской империи. Другие римские фрески с изображением византийских икон существуют в Антиохии, на Крите, в Каппадокии и на Кипре.

Хотя классическая древность обычно относится к Древнему Риму и Греции, в этот период фресковая живопись также была распространена в Шри-Ланке и Индии. В Индии насчитывается более 20 различных мест, где сохранились фрески, датируемые 200-400 годами до нашей эры. Многие из этих фресок украшают потолки и стены вырубленных в скале пещерных храмов, таких как пещеры Аджанта. Фрески в этой пещере являются самыми древними в Индии и изображают жизнь Будды.

В Шри-Ланке фрески Сигирии датируются периодом правления короля Кашьяпы около 500 года нашей эры. Большинство искусствоведов считают, что на этих фресках изображены женщины королевского двора. Стиль этих фресок похож на стиль живописи Гупта, найденный в пещерах Аджанты. Фрески Сигирии выполнены в технике люстро, в которой используется небольшое количество клея или связующего вещества.

Фрески

Фрески Сигирии, ок. 500 г. н.э.; Керубино, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Возрождение фресок эпохи Возрождения

Именно в руках итальянских художников эпохи Возрождения фреска по-настоящему вошла в жизнь. Многие искусствоведы считают итальянское Возрождение вершиной фресковой живописи, и многие из самых изысканных фресок этого периода сохранились до наших дней в потрясающем состоянии. Многие фрески эпохи Возрождения украшают стены и потолки частных, общественных и религиозных зданий. На этих фресках часто изображаются библейские сцены или истории святых.

Эпоха Возрождения ознаменовалась бурным ростом экспериментов с техникой фрески. Фрески эпохи Возрождения отличаются пышным декором, а некоторые из них украшены сусальным золотом, как, например, капелла Скровеньи работы Джотто ди Бондоне в 1305 году. Многие художники, такие как Микеланджело и Рафаэль, экспериментировали с глубиной и перспективой, делая резьбу по влажной штукатурке интонако перед росписью.

На потолке Сикстинской капеллы Микеланджело вырезал вокруг тел почти 300 фигур из Священного Писания, выделяя их на общем фоне. Фрески эпохи Возрождения также использовали сдвиги в линейной перспективе, чтобы изменить вид пространства вокруг фрески. Фрески доминиканского монастыря Сан-Марко работы Фра Анджелико отличаются глубокой созерцательностью и создают уникальные архитектурные эффекты за счет изменения линейной перспективы.

К концу эпохи Возрождения художники устали от сложной техники, необходимой для создания настоящих фресок. Масляная живопись стала наиболее популярной и использовалась на деревянных панелях и натянутых холстах.

Возрождение английской фрески

Техника фресковой живописи пережила возрождение в 19 и 20 веках в Англии. Фресковая живопись стала невероятно популярной, и движение возглавили те, кто был связан с Движением искусств и ремесел и художниками-прерафаэлитами.

  Как нарисовать панду - самоучитель рисования милой панды

Пионеры движения «Искусства и ремесла», такие как Фиби Анна Тракуэр, возвращались к доиндустриальным формам искусства. Серия фресок Тракуэйра, известная как «Сикстинская капелла» Эдинбурга, украшает стены и потолок церкви Мэнсфилд Плейс. Уильям Брасси Хоул написал серию фресок в Национальной портретной галерее Шотландии. Одна из этих фресок изображает процессионный фриз с участием известных шотландских деятелей, а другая посвящена святому Колумбе, который принес христианство в Шотландию.

Фресковая живопись

Римские генералы и императоры крупным планом во фризе Большого зала Национальных галерей Шотландии Уильям Брасси Хоул, 1897; Уильям Брасси Хоул, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Фресковая живопись сегодня

Фресковая живопись сегодня, конечно, не так широко распространена, как в прошлом, но некоторые художники продолжают прославлять и исследовать этот вид искусства. Фреска «Создание фрески», культовая фреска Диего Риверы, мексиканского художника, пропитана марксистскими идеалами. Ривера создал серию фресок в районе залива Сан-Франциско в 1930-х годах. Фреска «Создание фрески» — это социалистический комментарий, в котором различные уровни общества представлены художниками на сложных подмостках.

Фрески итало-американского художника Франческо Клементе сочетают традиционные техники с современными идеями. В «Аво ово», написанной Клементе в Мадриде в 2005 году, переплетаются личные переживания художника и неаполитанская история.

Знаменитые фрески древности и современности

Долгая и разнообразная в культурном отношении история фресковой живописи оставила нам множество прекрасных фресок, каждая из которых является символом своего времени. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим некоторые из самых известных фресок всех времен. Мы начнем с ранних фресок классической древности и Шри-Ланки и перейдем к самым известным фрескам эпохи Высокого Возрождения.

1600-1450 ГГ. ДО Н.Э: Фреска «Прыгающий бык

Эта фреска украшает стены Кносского дворца на Крите. Несмотря на невероятный возраст этой фрески, цвета остаются яркими, а композиция законченной. На фреске, написанной около 1400 года до нашей эры, изображены сильно стилизованные греческие фигуры, прыгающие через быка. Отдельные мужчины выполняли акробатические трюки, перепрыгивая через спины коров и быков в этом уникальном минойском ритуале прыжков через быка. Эта фреска является одним из самых известных произведений искусства древних минойцев, а ее состояние свидетельствует о долговечности техники фресковой живописи.

500-400 ГГ. ДО Н.Э: Фрески на скале Сигирия

Западная сторона скалы Сигирия на Шри-Ланке украшена фреской, написанной в 5 веке до нашей эры. Король Касьяпа заказал эту серию фресок, чтобы превратить свой дворец в неземное царство. На фресках изображены две стилизованные женщины, держащие чаши с цветами. Многие считают, что это небесные нимфы, осыпающие смертных и царей небесными дарами. Другие считают этих женщин наложницами и царицами из гарема царя Касьяпы.

Кем бы ни были эти женщины, их красота остается живой и сегодня, защищенная от непогоды скалистой пещерой вокруг них. Эта фреска находится на высоте около 100 метров над землей в небольшом кармане пещеры. Являются ли они небесными существами или нет, эти женщины пережили общество, которое их создало.

Художники фрески

Наскальные рисунки Сигирии №1 (500-400 гг. до н.э.); Антони Стэнли из Глостера, Великобритания, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

55-79 ГГ. Н.Э: Фреска Сапфо

Мы уже говорили о богатстве фресок, обнаруженных в Помпеях, и эта фреска, также известная как «Женщина с восковыми табличками и стилусом», является прекрасно сохранившимся примером. Эта фреска — прекрасный пример долговечности римской фрески. Фреска Сафо пережила извержение вулкана и сохранилась в очень хорошем состоянии.

На фреске Сапфо изображена очень богатая молодая женщина, одетая в роскошные одежды, с золотыми нитями в волосах и большими золотыми серьгами. Женщина держит стилос у губ, а в другой руке — стопку восковых табличек. Восковые таблички, названные в честь Сафо, хотя и ассоциируются с бухгалтерией, не имеют никакой связи с греческой поэтессой.

Фресковая живопись Сафо

Женщина с восковыми табличками и стилусом (так называемая «Сафо»), 55 — 79 гг. н.э.; Неапольский национальный археологический музей, общественное достояние, через Wikimedia Commons

1442-1443 ГГ. Н.Э: Благовещение

Для многих историков искусства эта фреска представляет собой переход от Средневековья к искусству раннего итальянского Возрождения. Фреска «Благовещение», написанная итальянцем Фра Анджелико, имеет более реалистичную композицию, чем ранние средневековые картины. В значительной степени реализм обусловлен тем, как Анджелико передал ощущение глубины с помощью точки схода.

Точка схода — это перспективная техника, при которой художник выстраивает композицию вдоль ортогональных линий, исчезающих в точке их пересечения.

Эта фреска — не первое исследование Анджелико этой религиозной иконографии, поскольку он создал еще одну фреску и три аналогичные по композиции панно. Эта фреска, хранящаяся в монастыре Сан-Марко во Флоренции, является одной из самых известных фресок раннего Возрождения.

Что такое фреска

Благовещение (1437-1446) Фра Анджелико; Фра Анджелико, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

1495-1496: Тайная вечеря

Эта фреска секко является, пожалуй, одной из самых известных фресковых картин итальянского Возрождения. Монастырь Санта Мария Делле Грацие поручил да Винчи написать эту фреску, изображающую последнюю трапезу Иисуса с учениками.

Фреска «Тайная вечеря» — единственная сохранившаяся фреска да Винчи и самая большая его картина. Дух исследования, характеризующий да Винчи как человека эпохи Возрождения, проявляется в этом отклонении от традиционной фрески буон. Леонардо да Винчи создал эту картину, используя модифицированную технику фрески secco.

По сухой штукатурке с белым свинцовым грунтом да Винчи писал темперной краской и масляными лессировками для усиления яркости цвета. Использование темперной краски также позволило да Винчи воссоздать известные ему смешения и внести коррективы в композицию.

  Акценты в искусстве - Исследование использования визуальных акцентов в произведениях искусства

К сожалению, этот экспериментальный стиль плохо подходил для гипсовых стен, и фреска начала разрушаться еще при жизни да Винчи. Прекрасная фреска, которую мы видим сегодня, была восстановлена несколько раз, и не все эти реставрации были удачными. Несмотря на разрушение и несколько неточный процесс реставрации, в композиции да Винчи есть несколько особенностей, которые делают эту фреску одной из его величайших работ.

В «Тайной вечере» используется одноточечная перспектива, которую да Винчи создал с помощью ортогональных линий, простирающихся к задней части картины. Эффект этой перспективы заключается в том, что зритель видит пространство внутри фрески так, как будто оно является продолжением его собственного пространства.

Определение фрескового искусства

Тайная вечеря (1495-1496), Леонардо да Винчи; Leonardo da Vinci, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Леонардо да Винчи также создал источник света в левой части фрески, который совпадает с естественным светом окна в комнате. Этот эффект освещения подчеркивает реалистичность фрески. Наконец, да Винчи создает реалистичный гуманизм в этой фреске, показывая полный спектр эмоций на лицах учеников, когда Иисус объявляет, что один из них предаст его.

Фреска «Тайная вечеря» да Винчи — первая картина Тайной вечери, на которой фигура Иуды помещена среди других учеников за столом. На более ранних картинах Иуда всегда изображался отдельно от других учеников, чтобы зритель мог его идентифицировать.

Леонардо да Винчи помещает его среди других учеников, но он использует несколько умных композиционных приемов, чтобы помочь зрителю легко найти Иуду. Например, фигура Иуды затенена темнее, чем окружающие его ученики, так да Винчи использует символику света и тьмы, чтобы подчеркнуть его моральный облик.

1508-1512: Потолок Сикстинской капеллы

Эта огромная фреска Микеланджело «Буон», вне всякого сомнения, является одной из самых известных фресок, когда-либо созданных. Красочная и сложная фреска занимает весь потолок Сикстинской капеллы. На этой фреске изображены девять важнейших библейских сцен и 343 отдельные фигуры. Микеланджело создает ощущение глубины на этой фреске, соскабливая участки влажного интонационного слоя вокруг многих из этих фигур.

Фресковая живопись

Потолок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, 1508-1512, Ватикан; Jean-Christophe BENOIST, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Говорят, что Микеланджело поначалу опасался, когда его попросили закончить эту фреску, потому что он видел себя в первую очередь скульптором. Несмотря на свои сомнения, он согласился расписать потолок этой ватиканской капеллы. Не только масштаб фрески был грандиозным, но и архитектурные особенности потолка сделали эту задачу еще более сложной. Были возведены масштабные строительные леса, и Микеланджело со своими помощниками приступил к росписи.

Через некоторое время Микеланджело отстранил своих помощников и закончил весь потолок в одиночку. Микеланджело пришлось компенсировать искажение перспективы, созданное архитектурой и изогнутым потолком. Микеланджело придумал иллюзорную архитектурную конструкцию в центре Сикстинского потолка, которая обрамляет библейские сцены.

1511: Афинская школа

Наша последняя знаменитая фреска принадлежит третьему великому художнику эпохи Возрождения — Рафаэлю. Эта серия монументальных фресок черпает вдохновение из четырех основных школ мысли: права, теологии, философии и поэзии. Афинская школа» — это фреска, прославляющая древнегреческих философов через портреты Евклида, Платона, Сократа и Аристотеля. Рафаэль даже включил в эту фреску хитрый автопортрет.

Если вы посетите Ватикан, то сможете найти эту фреску и три другие на стенах Апостольского дворца. Другие три фрески называются «Диспут о Святых Таинствах», «Триумф Галатии» и «Сикстинская Мадонна».

Все четыре фрески были завершены в течение пяти лет с 1509 по 1514 год, что является впечатляюще коротким сроком для таких масштабных фресок. Хотя Рафаэлю было всего около двадцати лет, когда он получил заказ на эти фрески, он сделал это в конкуренции с Микеланджело и да Винчи.

Техника фрески

Афинская школа Рафаэля, 1509-1511, фреска в Залах Рафаэля, Апостольский дворец, Ватикан; Рафаэль, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рекомендуемая литература для фанатиков фресок

То, что мы рассмотрели в этой статье, является лишь краткой историей фрески. Если вы хотите глубже погрузиться в увлекательный мир фресок, мы можем порекомендовать вам следующие книги.

Флоренция: Живопись и фрески, 1250-1743 гг.

Если вам нужна самая полная книга о фресках и картинах, созданных во Флоренции, то эта иллюстрированная книга Росса Кинга и Ани Гребе в твердом переплете станет для вас хорошим подспорьем. Книга включает более 2000 самых красивых произведений искусства, созданных во Флоренции в период с 1250 по 1743 год. Среди картин — все произведения, выставленные в галерее Уффици, Академии, Дуомо и дворце Питти.

Флоренция: Живопись и фрески, 1250-1743 гг.

  • Самая полная книга о живописи и фресках Флоренции
  • Более 2 000 великолепно воспроизведенных произведений искусства
  • Включает все произведения живописи, выставленные в избранных галереях

Итальянские фрески: Высокое Возрождение и маньеризм 1510-1600 гг.

Эта книга в твердом переплете представляет собой полное собрание 460 воспроизведенных в цвете картин и фресок Высокого Возрождения, а также 60 планов и иллюстраций в черно-белом исполнении. Авторы, Михаэль Рольманн и Джулиан Климанн, рассматривают фрески с религиозным значением и светские образы. Эта книга является одним из пяти томов, посвященных итальянским фрескам, и читатели высоко оценивают высококачественные изображения и информативный текст.

Итальянские фрески: Высокое Возрождение и маньеризм 1510-1600 гг.

  • Четвертый том обзора итальянской фресковой живописи от Abbeville Press
  • Исторический и критический обзор ключевых произведений
  • Полностью иллюстрирован как подробными, так и более широкими, контекстуальными изображениями

Техника фресковой живописи была основополагающей особенностью многих произведений искусства на протяжении веков. От буонских фресок классической греческой и римской античности до огромных фресок самых знаменитых художников Высокого Возрождения, фресковая живопись гарантировала, что культура и история нашей человеческой цивилизации не были полностью утрачены. С помощью пигмента и гипса мы можем получить представление о том, какой была жизнь давным-давно.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector