Ванитас — напоминание о смертности человека через картины ванитас

Содержание

Ванитас

Ванитас — это вид искусства, зародившийся в 16-17 веках, который существовал как символический тип произведений, демонстрирующий временность и тщетность жизни и удовольствий. Наиболее известным жанром, возникшим на основе темы Vanitas, был натюрморт, который был невероятно популярен в Северной Европе и Нидерландах. Произведения Vanitas появились в период сильного религиозного напряжения в Европе, поскольку они стали защитниками протестантской миссии самоанализа.

Оглавление

Что такое ванитас?

Возникнув в Нидерландах в 16-17 веках, Vanitas стал очень распространенным видом голландской живописи. Жанр Vanitas использовал форму натюрморта, чтобы передать в создаваемых произведениях искусства преходящее качество жизни и тщетность бытия.

В то время в Европе царило огромное торговое богатство и регулярные военные конфликты, что давало художникам интересные сюжеты и идеи. Художники начали проявлять интерес к краткости жизни, бессмысленности земных удовольствий, а также к бессмысленным поискам власти и славы. Эти темы затем были чрезмерно подчеркнуты в созданных картинах и стали рассматриваться как основные качества в последующих работах Vanitas.

С ростом популярности темы Vanitas расцвела очень мрачная форма натюрморта, поскольку эти работы были призваны напомнить зрителям об их собственной приближающейся смертности. Художники Vanitas стремились донести до обеспеченной публики, что такие вещи, как удовольствия, богатство, красота и власть, не являются вечными.

Печать Ванитаса

Картина Чарльза Аллана Гилберта «Все есть тщета» (1892), где переплетаются жизнь, смерть и смысл существования. Изображена женщина, смотрящая в будуарное зеркало, которое имеет форму черепа; Charles Allan Gilbert, Public domain, via Wikimedia Commons.

Это суровое напоминание о непостоянстве было продемонстрировано в различных картинах Vanitas через включение определенных предметов. Обычными предметами на этих картинах были такие мирские вещи, как книги и вино, которые располагались рядом с такими значимыми символами, как черепа, увядающие цветы и песочные часы. Все эти предметы передавали тему уходящего времени в картинах, что еще больше подчеркивало постоянно присутствующую реальность смертности.

Поскольку целью картин Vanitas была демонстрация тщетности мирских стремлений и уверенности в смерти, существовало два типа стилей живописи. Первая категория включала картины, которые фокусировались на смерти через включение таких объектов, как черепа, свечи, догоревшие лампы и увядшие цветы. Вторая категория, пытаясь намекнуть на неизбежность смерти, символизировала мимолетность земных удовольствий с помощью таких предметов, как деньги, книги и драгоценности.

Другим важным символом, который использовался в обеих категориях, было включение песочных часов, открытых карманных часов и часов, которые указывали на течение времени. Эти предметы призывали зрителей понять, что время — это драгоценный ресурс, и тонко ругали тех, кто, казалось, тратил его впустую.

Таким образом, многие картины Vanitas объединяли обе категории, создавая произведения искусства, которые существовали как символы смерти и эфемерности.

Религиозные картины Ванитаса

Сон рыцаря (ок. 1650) Антонио де Переда, где джентльмен XVII века, одетый в одежду того времени, сидит и спит, а ангел показывает ему эфемерность удовольствий, богатства, почестей и славы.; Антонио де Переда, общественное достояние, через Wikimedia Commons

На первый взгляд, картины Ванитас невероятно поразительны, поскольку их композиции очень хаотичны и неорганизованны. На холсте обычно тесно расположены предметы, которые сначала кажутся случайными, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что тип и близость предметов несут в себе много символизма и существуют как стилистический выбор.

Несмотря на включение элементов натюрморта, картины Ванитас сильно отличаются тем, что они очень символичны. Художники создавали картины не для того, чтобы показать различные предметы или продемонстрировать свое художественное мастерство, поскольку обе эти черты становились очевидными, чем больше картина рассматривалась и наблюдалась.

Картины, созданные в это время, были символическим изображением неопределенности мира и подчеркивали мысль о том, что ничто не может противостоять распаду и смерти. Таким образом, произведения Vanitas несли в себе суровое послание, поскольку их целью было донести до зрителей мысли и идеи жанра.

Помимо того, что Vanitas был популярен в свое время, он продолжает оказывать влияние на некоторые произведения искусства, которые сегодня можно увидеть в постмодернистском художественном обществе. Известные художники, экспериментировавшие со стилем Vanitas, включают Энди Уорхола и Дэмиена Херста, которые использовали черепа в своих работах.

Как и в современных изображениях произведений искусства Vanitas, которые существуют сегодня, смысл жанра остается неизменным: это единственная жизнь, которая нам дана, поэтому не позволяйте ей пройти мимо вас, прежде чем вы сможете насладиться ею в полной мере.

Понимание определения искусства Vanitas

Когда мы ищем определение, нам следует сначала понять этимологию термина. Слово vanitas имеет латинское происхождение и означает «тщетность», «пустота» и «никчемность». Кроме того, слово «vanitas» было тесно связано с латинским изречением memento mori, которое переводится как «помни, что ты должен умереть». Считалось, что это изречение существует как художественное или аллегорическое напоминание о неизбежности смерти, что оправдывало включение черепов, умирающих цветов и песочных часов в создаваемые картины Vanitas.

Таким образом, подходящее определение искусства Vanitas включает в себя произведения, которые говорят о неизбежности смерти и бессмысленности мирских удовольствий. В основном это достигается за счет включения различных символических объектов, призванных напомнить зрителям об этих идеях.

Vanitas напоминает нам о тщеславии

Термин vanitas в переводе с латыни означает «тщеславие». Считалось, что в тщеславии заключена идея картин Vanitas, поскольку они были созданы, чтобы напомнить людям, что их красота и материальные блага не избавляют их от неизбежной смертности.

Первоначально этот термин пришел из Библии в первых строках Книги Екклесиаста 1:2, 12:8, которые гласили: «Суета сует, говорит проповедник, суета сует, все суета». Однако в версии короля Якова еврейское слово hevel было ошибочно переведено как «суета сует», хотя на самом деле оно означает «бессмысленный», «тщетный» и «незначительный». Несмотря на эту ошибку, hevel также подразумевает концепцию преходящести, которая была важной идеей в картинах Vanitas.

Что такое ванитас

Череп в нише (ок. первой половины XVI века) Бартела Бруина Старшего, где мы видим анатомически правильный череп, помещенный в нишу из камня. Лист бумаги можно перевести так: «Не имея щита, который спасет тебя от смерти, живи, пока не умрешь»; Бартел Бруин Старший, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Взаимосвязь между ванитас и религией

Картины Vanitas рассматривались не только как простое произведение искусства, но и несли в себе важные моральные послания, которые рассматривали их как вид религиозного напоминания. Картины были призваны напомнить тем, кто смотрел на них, о ничтожности жизни и ее удовольствий, поскольку ничто не может противостоять постоянству, которое несет с собой смерть.

  Искусство эллинизма - изучение истории эллинистического греческого искусства и скульптуры

Из-за своей тематики можно спорить о том, был ли бы жанр Vanitas столь популярен, если бы не Контрреформация и кальвинизм, которые привлекли к нему внимание. Оба этих движения, одно католическое, а другое протестантское, появились в то же время, когда живопись Vanitas начала набирать популярность.

Сегодня критики связывают появление этих движений с дополнительными предостережениями против суетности жизни, поскольку они подчеркивали уменьшение владений и триумф, что еще больше подчеркивало то, за что выступал жанр Vanitas.

Влияние протестантизма

Протестантская Реформация, произошедшая в 16 веке, вызвала заметный сдвиг в религиозной мысли по всей Европе. Континент начал разделяться на католицизм и протестантизм, что внесло большую неопределенность во многие религиозные вопросы. Это привело к тому, что католики выступали за искоренение святых изображений, в то время как протестанты считали, что эти изображения могут быть полезны для индивидуального размышления о Боге и других святых предметах.

Голландская республика, освободившаяся от католических испанских правителей, к началу 17-го века стала гордым протестантским государством. Индивидуалистическое чувство размышления, сопровождавшее протестантизм, помогло направить голландских художников к жанру Vanitas, поскольку они хотели выразить свои религиозные чувства через соответствующую форму искусства.

Таким образом, жанр Vanitas был построен на протестантской этике, о чем свидетельствуют идеи и темы, которые нашли отражение в созданных картинах. Ванитас напоминал людям, что, несмотря на привлекательность мирских вещей, они остаются эфемерными и неадекватными по отношению к Богу. Таким образом, эти картины подчеркивали неизбежность смертности, с которой сталкивались зрители, в попытке напомнить им о необходимости действовать в соответствии с Богом.

Ванитас и религия

Exitus Acta Probat («Результат оправдывает поступок», ок. 1627-1678 гг.) работы Корнелиса Галле Младшего, изображающая аллегорию смерти. Ниже надпись гласит: Quid terra cinisque superbis Hora fugit, marcescit Honor, Mors imminet atra. В переводе это означает «Чем гордится прах? Время летит, честь сомнительна, смерть черна»; Cornelis Galle the Younger, Public domain, via Wikimedia Commons.

Ванитас и реализм

Искусство Vanitas было невероятно реалистичным, поскольку оно было прочно основано на земных понятиях, которые сильно отличались от мистической техники католического искусства. Поэтому этот жанр искусства ванитас способствовал тому, чтобы направить мысли зрителя к Небу через изображение предметов, существовавших на Земле.

Реализм также заметен в картинах Vanitas, поскольку они были необычайно сложными и конкретными. Внимательное изучение произведений искусства показало высокое мастерство и преданность художников, поскольку они выделяли предметы из жизни зрителя, пытаясь сделать картину как можно более актуальной и применимой.

Используя реалистичный стиль, художник Vanitas смог выделить и затем подчеркнуть основную идею произведения, которая заключалась в суетности обыденных вещей. Реализм в этих работах помог зрителям понять и впоследствии упорядочить свои мысли относительно мимолетных аспектов жизни, что сильно контрастировало с беспорядком реальной картины.

Ванитас и натюрморт

Одним из наиболее важных аспектов жанра ванитас было то, что он считался поджанром живописи натюрморта. Таким образом, картины Vanitas были просто вариацией традиционной формы натюрморта. Обычные натюрморты состояли из неодушевленных и обычных предметов, таких как цветы, еда, вазы, и внимание художника было сосредоточено только на этих предметах.

Однако в натюрморте «Ванитас» эти предметы, традиционно встречающиеся в натюрморте, использовались для того, чтобы подчеркнуть совершенно другую идею.

Считалось, что натюрморт «Vanitas» преподносит зрителям важный моральный урок, поскольку художники помещали обычные суетные вещи в контраст с возможной смертью человека. Это было сделано для того, чтобы сначала привлечь зрителей, а затем, после полного рассмотрения и понимания работы, смирить их в отношении к другим людям и миру.

Знаменитые натюрморты Ванитаса

Nature morte de chasse ou Attirail d’oiseleur («Натюрморт охоты» или «Натюрморт оборудования для ловли рыбы», до 1675 года), автор Корнелис Норбертус Гисбрехтс; Cornelis Norbertus Gijsbrechts, Public domain, via Wikimedia Commons

Характеристики картины Vanitas

В картинах Vanitas, которые были созданы, появились определенные характеристики, которые позволили отнести их к этому жанру. Эти характеристики сосредоточены вокруг тем и мотивов, которые прослеживались в каждом произведении искусства и рассматриваются ниже.

Темы

Темы, присутствующие в созданных картинах Vanitas, имеют много общего со средневековым поминовением усопших. До появления этого жанра живописи одержимость смертью и разложением казалась нездоровой. Однако после того, как эта тема перекликается с латинской фразой memento mori, она постепенно становится более косвенной и, следовательно, приемлемой.

По мере роста популярности жанра натюрморта рос и стиль Vanitas. Его темы, хотя все еще шокирующие и мрачные для зрителей, становились более понятными, поскольку использовались лишь для напоминания зрителям о временности жизни и удовольствий, а также о фактической уверенности в смерти.

В дополнение к своим основным принципам, стиль искусства Vanitas представлял моральное оправдание для изображения привлекательных предметов в мрачной обстановке. Это объяснялось тем, что послание, которое пытались донести картины, было гораздо важнее самих предметов.

Темы в картинах Ванитаса

Цветы и крошечные существа — Vanitas (вторая половина XVII века) Абрахама Миньона, где едва заметный на фоне яркой и опасной природы (змеи, ядовитые грибы) скелет единственной птицы является символом тщеславия и краткости жизни; Абрахам Миньон, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Мотивы

Существует несколько мотивов, которые были основополагающими для жанра Vanitas. В зависимости от географического положения картины, поскольку в разных регионах предпочтение отдавалось разным мотивам, художники подчеркивали различные мотивы.

На картинах Vanitas было представлено множество символов, причем для каждой категории использовались одни и те же мотивы. Мотивы, использовавшиеся для изображения богатства, включали золото, кошельки и драгоценности, а для описания знаний — книги, карты и перья.

Мотивы, которые использовались для изображения удовольствия, принимали форму еды, кубков с вином и тканей, а символы смерти и распада обычно изображались черепами, свечами, дымом, цветами, часами и песочными часами.

Символизм в картинах Ванитас

Самым важным символом, который постоянно присутствовал на многочисленных картинах Vanitas, было осознание смертности человека. Независимо от того, какие другие объекты были включены в картину, ссылка на смертность всегда была очевидна. Чаще всего это изображалось с помощью черепа, но и другие объекты, такие как увядающие цветы, горящие свечи и мыльные пузыри, достигали того же эффекта.

Ванитас картина натюрморт

Натюрморт «Ванитас» с черепом, нотами, скрипкой, глобусом, свечой, песочными часами и игральными картами на задрапированном столе (1662), автор Корнелис Норбертус Гийсбрехтс; Cornelis Norbertus Gijsbrechts, Public domain, via Wikimedia Commons

Символы, связанные с понятием времени, также были включены в коллекцию, которые обычно изображались с помощью часов или песочных часов. Хотя увядшие цветы могут говорить о смерти, они также подразумевают течение времени, что позволяет использовать их для обеих концепций. Однако концепция, которую картины Vanitas, возможно, вызывают больше всего, помимо смертности, — это суровая правда.

В натюрмортах Vanitas была показана безнадежность наших мирских занятий перед лицом нашего смертного существования.

Известные художники Vanitas и их работы

Картины Vanitas сначала появились как натюрморты, которые писались на обратной стороне портретов в качестве прямого и ясного предупреждения субъекту о непостоянстве жизни и неизбежности смерти. В конце концов, эти предупреждения развились в самостоятельный жанр и стали выдающимися произведениями искусства.

  Присвоение в искусстве - Обзор художественного присвоения в мире искусства

В начале движения произведения искусства казались очень мрачными и темными. Однако, по мере роста популярности движения, к концу периода работы стали немного светлее. Рассматриваемый как фирменный художественный стиль голландского искусства, ряд художников стали известны благодаря своим работам в стиле Vanitas. В приведенном ниже списке мы рассмотрим некоторые из самых известных и влиятельных произведений искусства периода Vanitas.

Ганс Гольбейн Младший: Послы (1533)

Картина «Послы», написанная немцем Гансом Гольбейном Младшим, стала важным предшественником жанра ванитас. На этой картине Гольбейн изобразил французского посла в Англии и епископа Лавора, причем эти два человека прислонились к полке, украшенной символами Vanitas.

Художник Ванитас

Послы (1533), Ганс Гольбейн Младший; Ганс Гольбейн, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди этих предметов — солнечные часы, глобус мира, книги и музыкальные инструменты. Рассматривая эти предметы по отношению к двум мужчинам, можно понять, что они образованы, путешествовали и впоследствии познакомились с прелестями мира.

Считается, что эти предметы символизируют знание, которым они обладают, которое считалось преходящим по сравнению с постоянным знанием о том, что смерть все равно придет.

Наиболее заметным символом Vanitas на этой картине является череп, который был помещен на передний план. Однако этот череп искажен, то есть его можно точно увидеть только с одной определенной точки зрения. Эта деформация создает большую загадку вокруг идеи смерти в этом произведении искусства, поскольку ее можно увидеть с нескольких точек зрения. Когда череп виден правильно, он служит напоминанием о смертности и приближающейся смерти, но когда он виден под другим углом, зрители часто не замечают его и не понимают, что это такое.

Питер Клаэсц: Натюрморт «Ванитас» со скрипкой и стеклянным шаром (ок. 1628)

Одним из величайших художников голландского Золотого века был Питер Клаесс, который написал картину «Натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром». Эта картина демонстрирует художественное мастерство Клаэса в изображении нескольких мотивов Vanitas.

Натюрморт Ванитаса

Vanitas-Stillleben mit Selbstbildnis («Ванитасский натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром», ок. 1628 г.) Питера Клаэша; Pieter Claesz, Public domain, via Wikimedia Commons

В этом произведении искусства взгляд зрителя направляется на различные детали благодаря последующему свету, который изображен на картине. В опрокинутом стакане, который совершенно пуст, отражается окно, а также можно увидеть отражение стеклянного шара на противоположной стороне картины. Считалось, что он символизирует краткость мирских удовольствий, что еще больше подчеркивается включением в картину погасшей свечи, часов и черепа.

Хотя поначалу каждый объект был случайным, в этой коллекции он был тщательно подобран, поскольку они существовали как репрезентации латинской фразы memento mori, чтобы напомнить зрителям о смерти. Клаесс был хорошо известен ограниченными цветами, которые он использовал в своих натюрмортах Vanitas, и эта картина не является исключением. Вся картина состоит из коричневых и зеленых оттенков, за исключением голубой ленты, которая добавляет мрачное и унылое настроение произведению.

Антонио де Переда: Аллегория тщеславия (1632 — 1636)

Очень мало известно об испанском художнике Антонио де Переда, который написал один из самых известных натюрмортов «Ванитас». Эта работа под названием «Аллегория тщеславия» изящно намекает на бессмысленность стремления к власти, что демонстрирует ангел, окруженный изысканными товарами. Рядом с ней лежат деньги и изысканные украшения, но ангел, кажется, не замечает этого богатства. Как будто она понимает скрытый смысл, который пытается передать картина, прежде чем зрители смогут его разгадать.

Ванитас произведения искусства

Аллегория тщеславия (1632-1636) Антонио де Переда; Антонио де Переда, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на неизбежность смерти, изображенную песочными часами, подсвечником и черепом, эта картина не передает зрителю темы болезненности и уныния. Возможно, это связано с тем, что ангел, похоже, осознает свою мимолетность в мире природы, поскольку знает, что ее присутствие будет вечным в загробной жизни.

Бессмысленность власти снова изображена ангелом, который держит камею, изображающую короля Испании, указывая на земной шар. Считается, что это движение относится к тщетности человеческих усилий, таких как стратегия «разделяй и властвуй», которая была включена в картину в попытке предупредить людей о безнадежности всех их действий, чтобы они могли остановить их.

Ян Менсе Моленаер: Аллегория тщеславия (1633)

Аллегория тщеславия», написанная Яном Менсе Моленаером, считается прекрасным примером искусства ванитас. На картине изображены три человека: женщина, ее сын и слуга. В картине присутствует множество символов, которые намекают на темы роскоши, экстравагантности и удовлетворения. Эти идеи отражают музыкальные инструменты, кольцо на ее пальце, карта, висящая на стене на заднем плане, а также одежда, в которую одеты мать и сын.

Искусство Ванитаса

Аллегория тщеславия (1633), Ян Менсе Моленаер; Ян Менсе Моленаер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Несмотря на всю эту роскошь, женщина рассказывает о своих отношениях с сыном, испытывая чувство бессмысленности и незначительности. Женщина сидит и серьезно смотрит вдаль, в то время как ее сын пытается привлечь ее внимание. В то время как это происходит, она, кажется, держит в руках кольцо и зеркало, которые включены как символы ее тщеславия.

Кажется, что как бы мальчик ни старался привлечь внимание матери, он не может спасти ее от порабощения бессмысленностью ее жизни. Бессмысленность жизни еще больше подчеркивает череп, на который она опирается ногами, так как он был включен в картину как напоминание о грядущей смерти и разложении.

Виллем Клаесс: Натюрморт с устрицами (1635)

Голландский художник Виллем Клаесс был известен своим новаторством в изображении натюрмортов, которые он писал исключительно на протяжении всей своей карьеры. В «Натюрморте с устрицами» представлен необычный подход к картинам Vanitas. Причина этого в том, что в картине нет очевидных символов и предметов Vanitas. Вместо этого Клаэсц просто изобразил предметы богатства, такие как устрицы, вино и серебряную тазу.

Определение искусства Ванитас

Натюрморт с устрицами, серебряной тазой и стеклянной посудой (1635), Виллем Клаэсц; Виллем Клаэсц. Хеда, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эти предметы, несмотря на их известное богатство, выглядят в полном беспорядке, поскольку посуда была опрокинута, а еда преждевременно оставлена. Тонкий мотив Vanitas представлен через включение очищенного лимона, показывающего горечь внутри, и, как говорят, существует как символическое изображение человеческой жадности. В дополнение к этому, устрицы кажутся пустыми как от еды, так и от жизни, а свернутый лист бумаги взят из календаря. Считается, что оба объекта изображают течение времени.

Цветовая палитра, выбранная Клаесом для этой картины, является одновременно темной и ограничивающей, что было обычным выбором для большинства картин Vanitas того времени. Эти цвета были выбраны в основном из-за их задумчивых свойств и способности создавать мрачное настроение. Единственный источник света, который включен в картину, был сделан для того, чтобы напомнить зрителям об их собственной приближающейся смерти.

Джудит Лейстер: Последняя капля (Кавалер Гея) (1639)

Картина «Последняя капля», написанная Джудит Лейстер, представляет собой уникальный пример живописи Vanitas того времени. Двое мужчин, которые, судя по названию картины, считаются геями, изображены предающимися удовольствиям, выпивая и танцуя.

Ванитас художник картина

Последняя капля (Кавалер-гей) (1639), Джудит Лейстер; Филадельфийский музей искусств, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Позади этих мужчин на заднем плане изображен скелет, который привлекает внимание зрителей. Скелет изображен держащим в руках песочные часы и череп, что создает очень мрачную сцену. Несмотря на тон, заданный скелетом, его присутствие вместе с предметами, которые он держит, навевает мысли об эфемерности и неизбежности смерти.

Радость фигур, контрастирующая с ужасом скелета, посылает зрителям сильное послание Vanitas. По сути, это послание призывает людей жить мгновениями жизни, пока есть возможность, ведь время проходит так быстро, и не успеют они оглянуться, как смерть настигнет их.

Хармен ван Стеенвик: Натюрморт: Аллегория суетности человеческой жизни (1640)

Голландский художник Хармен ван Стеенвик был одним из ведущих художников жанра ванитас и стал одним из лучших натюрмортоведов своего времени. Натюрморт: Аллегория тщеславия человеческой жизни» является ярким примером живописи ванитас, поскольку на самом деле это религиозная работа, замаскированная под натюрморт.

  Криптоискусство - откройте для себя новый и захватывающий мир криптовалютного искусства

Натюрморт Ванитас

Натюрморт: Аллегория тщеславия человеческой жизни (ок. 1640) Хармен ван Стеенвик; Хармен Стеенвик, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Включение черепа подразумевает, что даже для самых богатых людей не существует способа избежать неизбежности смерти и небесного суда. Хронометр, представляющий собой часы, символизирует, что течение времени приближает нас к смерти. Еще один интересный символ — раковина, которая в то время была редким предметом коллекционирования. Считалось, что она символизирует земное богатство и тщету, которая сопровождает поиски этих богатств, и об этом свидетельствуют ткань, книги и инструменты.

Каждый из предметов на картине был тщательно подобран, чтобы эффективно передать послание Vanitas, которое было кратко изложено в Евангелии от Матфея в Новом Завете. Это послание гласило, что зрители должны остерегаться придавать слишком большое значение богатству, материальным предметам и жизненным удовольствиям, поскольку эти предметы могут стать препятствиями на пути к спасению.

Йорис ван Сон: Аллегория человеческой жизни (1658 — 1660)

Фламандский художник Йорис ван Сон, написавший картину «Аллегория человеческой жизни», обратился к теме Vanitas в эстетически прекрасном стиле. При первом взгляде на это произведение искусства сразу же поражаешься его красоте, отраженной в изобилии цветов и фруктов. Цвета, использованные в этой картине, придают теплоту, благодаря чему розы, виноград, вишни и персики выглядят еще более изысканными, чем на самом деле.

Цветочные картины ванитас

Аллегория человеческой жизни (ок. 1658-1660), Йорис ван Сон; Йорис ван Сон, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Однако при ближайшем рассмотрении на заднем плане можно увидеть череп, песочные часы и горящую свечу. Эти предметы Vanitas были помещены в центр произведения искусства и впоследствии лежат без дела в тени яркого венка жизненной силы и жизни.

Создается большой контраст между чувственными фруктами, распустившимися цветами и темными и неясными объектами, демонстрирующими временность.

В дополнение к изображенному распаду жизни, спелые фрукты и красочные цветы кажутся находящимися на грани разрыва и приглашают зрителей прикоснуться к ним перед их неизбежным распадом. Включение двух идей, формирующихся вокруг центральной темы распада, отражает духовное значение, существующее в этой картине. Хотя распад по-прежнему относится к человеческой жизни, он также обрамляет и дополняет объекты Vanitas, прежде чем один из них умрет. Таким образом, краткость человеческой жизни и способность человека подняться над смертью становятся сильной темой.

Эдваерт Коллиер: Vanitas — Натюрморт с книгами, рукописями и черепом (1663)

Голландский художник золотого века Эдваерт Коллиер был известен в основном своими натюрмортами, о чем свидетельствует его впечатляющая работа под названием «Ванитас — натюрморт с книгами, рукописями и черепом». Примечательно, что Коллиеру был всего 21 год, когда он написал эту работу, что свидетельствует о его большом художественном таланте.

Ванитас живопись

Ванитас — Натюрморт с книгами, рукописями и черепом (1663), Эдваерт Коллиер; Эверт Коллиер, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этой картине Кольер объединил множество классических символов Vanitas, таких как череп в центре произведения, открытые карманные часы, книги, музыкальный инструмент, очки и песочные часы. Включая эти элементы, Кольер передал мысль о том, что жизнь, во всех ее великолепных аспектах, по сути, бессмысленна из-за своей эфемерной природы. Подобно песку в песочных часах, Кольер продемонстрировал, что люди, музыка и слова в конце концов увядают.

После просмотра этой работы зрителям предлагается ухватиться за настоящее время и жить как можно более восхитительно и приятно, потому что со временем никакие удовольствия будут невозможны. Натюрморт Кольера «Vanitas» существует как предупреждение против суетности мира, а также предостережение зрителям наслаждаться жизнью, пока не стало слишком поздно.

Питер Боэль: Аллегория суетности мира (1663)

Питер Боэль, еще один важный фламандский художник, специализировался на пышных натюрмортах на протяжении всей своей карьеры. Его «Аллегория тщеславия мира» считается шедевром жанра ванитас, благодаря вниманию к деталям и необычайно большому размеру.

Ванитас картины

Аллегория суетности мира (1663) Питера Боэля; Питер Боэль, общественное достояние, через Wikimedia Commons

При взгляде на это произведение зритель сразу же обращает внимание на присутствующее здесь барочное величие, представленное обширным символическим содержанием. При ближайшем рассмотрении это великолепие, изображенное Боэлем, оказывается покоящимся на саркофаге, расположенном в постепенно разрушающейся церкви. Некоторые предметы, такие как нагрудник и колчан стрел, указывают на высокомерный характер военного поражения.

В противовес этим предметам изображены различные интеллектуальные предметы Vanitas, включая книги и документы. Предметы богатства также изображены в виде епископской митры, тиары, тюрбана с короной и шелковой мантии с горностаевой опушкой. Хотя эти символы богатства подразумевают политическую и религиозную власть, существует противоречие.

Чем больше человек пробирается сквозь эти предметы, тем больше эти предметы служат суровым напоминанием о том, что смерть побеждает всех, несмотря ни на что.

Наследие искусства Vanitas

Ближе к концу голландского Золотого века художественный жанр Vanitas начал терять свою популярность в обществе. Это было связано с тем, что смысл, который олицетворял Vanitas, утратил свою силу, а также с тем, что дух религиозно-боевой реформы утратил свою силу. Однако те изменения, которые произошли в живописи натюрморта в это время, оказали большое влияние на последующие поколения художников.

Интересно, что «Ванитас», как говорят, родился из противоречия. Через акт рисования и последующего создания прекрасного артефакта было создано тщеславие, которое предостерегало зрителей от опасностей других тщеславий в жизни. Таким образом, Vanitas оставался важным жанром искусства в 17 веке, поскольку он направлял и фокусировал умы людей на идеях, отражающих смерть и кажущуюся никчемность, но в то же время буйство жизни.

По стопам Vanitas продолжало идти придание произведениям искусства эстетической красоты. После завершения Vanitas натюрморты были поразительно красивы в своем изображении, пока в конце 19 века их значение не изменилось. В первую очередь это произошло благодаря художникам Полю Сезанну и Пабло Пикассо, которые начали экспериментировать с различными эстетическими решениями, которые могла предложить композиция натюрморта.

Рассматривая различные картины, составляющие этот жанр, легко задаться вопросом: Что такое Vanitas? По своей сути, период Vanitas в искусстве был направлен на создание произведений, которые подчеркивали быстротечность жизни и неизбежность смерти для зрителей. Таким образом, смысл картин Vanitas заключался в том, что хотя мир может быть безразличен к человеческой жизни, его красотой все еще можно наслаждаться и размышлять о ней до того, как наступит окончательный распад смерти.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий