Картина Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик» — углубленный анализ

Картина Томаса Гейнсборо

Портрет в полный рост под названием «Голубой мальчик» был первоначально назван «Портрет молодого джентльмена» и «представлен» в Королевской академии в Лондоне в 1770 году. История этой картины в голубых тонах насчитывает почти столетие и находится вдали от своей английской родины. В статье ниже мы подробнее рассмотрим эту картину.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Томас Гейнсборо?

Томас Гейнсборо родился в Саффолке, Англия, в городе под названием Садбери. Он родился 14 мая 1727 года, его родителями были Джон Гейнсборо, который занимался обработкой шерсти и ткачеством, его мать — Мэри Гейнсборо, у Томаса было 10 братьев и сестер. Он с ранних лет интересовался живописью и в 1740 году учился в Лондоне у Хьюберта Гравелота, который был одним из первых художников в художественном движении рококо в Англии. Гейнсборо также учился у Уильяма Хогарта.

В своей творческой карьере он выполнял различные заказы и писал портреты, пейзажи и любил животных. Художественный стиль Гейнсборо был описан как начальный стиль, который послужил катализатором импрессионизма.

Художник из Великобритании

Автопортрет (ок. 1759) Томаса Гейнсборо; Thomas Gainsborough, Public domain, via Wikimedia Commons

Голубой мальчик Томаса Гейнсборо в контексте

Для начала мы рассмотрим краткий социально-исторический обзор, обсудим, кем считался мальчик в голубом, а также некоторые факторы, связанные с тем, почему Томас Гейнсборо нарисовал его. Затем мы обсудим картину «Голубой мальчик» более подробно, рассмотрев сюжет и стилистические элементы, такие как цвет и кисть, которые сделали картину шедевром и часто описываемой «иконой» поп-культуры 21 века.

Художник Томас Гейнсборо
Дата написания c. 1770
Средство Масло на холсте
Жанр Портретная живопись
Период / движение Художественное движение рококо
Размеры 177,8 x 112,1 см
Серия / Версии Не применимо
Где хранится? Художественная галерея Генри Э. Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
Сколько стоит Приобретена Генри Э. Хантингтоном в 1921 году за 728 800 долларов США.

Картина

Голубой мальчик (ок. 1770) Томаса Гейнсборо; Томас Гейнсборо, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Когда мы смотрим на знаменитую картину Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик», часто возникает любопытство, кто же этот мальчик в голубом. Некоторые считают, что это Джонатан Батталл, сын торговца скобяными товарами и первоначальный владелец картины. Он также был другом семьи Томаса Гейнсборо.

Однако в последнее время ведутся споры о том, что это, скорее всего, не портрет Джонатана Батталла.

Историк Сьюзен Сломан предположила, что мальчик на портрете — племянник Гейнсборо, Гейнсборо Дюпон. Последний, очевидно, был подмастерьем своего дяди и его художественной мастерской, а также моделью для других портретов, выполненных его дядей.

Эскиз костюма

Считается, что картина «Голубой мальчик» также является этюдом костюма, в частности, черпая вдохновение у сэра Энтони ван Дейка, который был известен как один из самых знаменитых придворных художников Европы, писавший картины в Италии, Нидерландах и Англии. Ван Дейк был фламандским художником и писал картины в стиле барокко.

Ван Дейк ввел новшества в портретную живопись в XVII веке, он был известен тем, что писал свои портреты более непринужденно.

Его манера живописи была описана как «текучая», а его портреты часто фокусировались на костюмах того времени, которые он писал, как описывают некоторые источники, с «неформальностью», но, тем не менее, изображая богатство и состоятельность, присущие субъектам и их одежде.

Картина

Джордж Вильерс, 2-й герцог Бекингемский, и лорд Фрэнсис Вильерс (1635), автор Энтони ван Дейк; Энтони ван Дейк, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

  Единство в искусстве - взгляд на единство и разнообразие в искусстве

Это оказало значительное влияние на искусство Гейнсборо, и картина «Голубой мальчик» считается одним из примеров в честь стиля ван Дейка. Для сравнения с портретами Томаса Гейнсборо, в качестве примера можно привести картину ван Дейка «Джордж Вильерс, 2-й герцог Бекингемский, и его брат лорд Фрэнсис Вильерс» (1635).

Слышали ли вы о Пинки?

Каждый, кто читает или исследует картину «Голубой мальчик», несомненно, наткнется на картину «Пинки» (1794), которая в буквальном смысле была картиной напротив «Голубого мальчика» в художественной галерее Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния. Теперь картина называется «Сара Гудин Барретт Моултон: «Пинки»», что является именем девочки на картине; «Пинки» было ее прозвищем в семье.

Картина

Сара Барретт Моултон: Пинки (1794) сэра Томаса Лоуренса; Томас Лоуренс, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Пинки была написана другим выдающимся английским художником-портретистом, сэром Томасом Лоуренсом. Многие могут принять эти две картины за работы одного и того же художника или за брата или сестру, но на самом деле они относятся к разным временным периодам, включая их костюмы.

Их близкое сходство принесло обоим известность на протяжении многих лет, а некоторые авторы, такие как Уильям Уилсон, назвали их «Ромео и Джульеттой портретов рококо».

Возвращение на родину через 100 лет

Томас Гейнсборо был художником из Соединенного Королевства, и поэтому «Голубой мальчик» хранит свое наследие в английских корнях. В 1921 году картину купил Генри Эдвардс Хантингтон, уроженец Лос-Анджелеса. Он был в основном богатым железнодорожным бизнесменом, но также коллекционировал предметы искусства, купив знаменитого «Мальчика в голубом» Гейнсборо.

Стоимость картины «Мальчик в голубом» составила 728 800 долларов, что, как сообщается, было одной из самых высоких стоимостей, заплаченных в то время. Однако некоторые источники утверждают, что она была продана за $640 000, а другие — за $728 000; очевидно, картина была продана 11 ноября 1921 года.

В 1922 году картина была отправлена в Калифорнию, однако, согласно историческим отчетам, многие были разочарованы тем, что картина больше не будет находиться в Англии; последняя выставка была проведена в Национальной галерее в Лондоне, и, очевидно, 90 000 человек посетили ее, чтобы увидеть в последний раз.

Согласно последним новостям из Smithsonian Magazine Online, BBC News и многих других, картина Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик» посетит Англию в январе 2022 года — спустя столетие после того, как она была отправлена в Америку. Она будет вновь выставлена в Национальной галерее 25 января 2022 года.

Это мероприятие сопряжено с многочисленными потенциальными рисками, особенно из-за изменения температуры и воздействия многих элементов во время путешествия картины в Великобританию. Многие специалисты по консервации предлагали отказаться от путешествия картины.

Президент Хантингтона Карен Р. Лоуренс заявила: «Это беспрецедентный заем, который мы очень тщательно обдумали. Мы предполагаем, что это будет единственный случай путешествия картины, учитывая ее культовый статус в Хантингтоне».

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим картину Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик» более подробно, потому что это не только портрет, но и этюд костюма. Важно рассмотреть более тонкие детали того, что делает этот сюжет таким «культовым». Кроме того, стиль живописи Гейнсборо заложил основу для будущих импрессионистов; его стиль живописи запомнился как новаторский и революционный. Давайте рассмотрим его подробнее.

Тематика

На картине «Голубой мальчик» мы видим молодого парня, возможно, племянника Гейнсборо, Гейнсборо Дюпона, который стоит и смотрит прямо на нас, зрителей. Он выглядит спокойным и уверенным в своей позе и поведении. Щеки на его лице ярко выражены своей краснотой, и мы замечаем его светлый тон кожи. У него темно-каштановые вьющиеся волосы длиной чуть выше плеч.

Его левая нога (наша правая) поставлена перед правой ногой, а левая рука (наша правая) лежит на области бедра и талии, плащ или пальто удерживается на месте и висит через руку. В правой руке (слева от нас) он держит черную шляпу с большим белым пером, а его рука свободно и прямо свисает вниз.

Мальчик одет в синий костюм, материал, похоже, шелк или атлас. Мы видим, что костюм напоминает костюмы с картин сэра Энтони ван Дейка и XVII века.

Картина

Томас Гейнсборо, Томас Гейнсборо, общественное достояние, через Wikimedia Commons; Томас Гейнсборо, общественное достояние, через Wikimedia Commons.

  Искусство Баухауса - Познакомьтесь с захватывающим искусством и стилем движения Баухаус

Мальчик одет в бриджи, что говорит о том, что он, должно быть, прошел через инициацию или обряд посвящения, называемый «бриджинг», обычно это происходило, когда мальчику исполнялось восемь лет и он переставал носить платья или мантии. Бриджи мальчика синего цвета с замысловатой лентой для застегивания чуть ниже колена.

На нем белые или светло-голубые чулки, закрывающие нижнюю половину ноги, которую Гейнсборо также изобразил мускулистой, так как мы видим выраженную икроножную мышцу левой ноги мальчика. Туфли мальчика светло-коричневого цвета, также украшенные сверху замысловатой голубой лентой.

Голубой мальчик картина Деталь

Обувь, которую носит мальчик в голубом (ок. 1770), Томас Гейнсборо; Thomas Gainsborough, Public domain, via Wikimedia Commons

Верхняя часть наряда мальчика состоит из дублета с разрезами, который был приталенным и носился как пиджак, а под него обычно надевалась рубашка. Он также прилегал к талии. Здесь мы видим, что дублет и бриджи мальчика совпадают по цвету. На дублете кружевной воротник с декоративной отделкой, а также кружевной манжет вокруг запястья. Есть также намек на белую нижнюю рубашку.

Если мы посмотрим на фон композиции, то увидим пейзажную обстановку. Мальчик стоит на участке земли и травы. Здесь и там есть несколько камней, а вокруг него растет листва. Позади него находится небольшая насыпь с кустарником.

Голубой мальчик картина фон

Левая и правая стороны (соответственно) картины Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик» (ок. 1770); Thomas Gainsborough, Public domain, via Wikimedia Commons

Продвигаясь дальше вдаль, мы замечаем береговую линию и более крупные деревья; возможно, мальчик стоит у океана. Небо значительно потемнело, и мы видим лишь намек на проблеск света позади мальчика, возможно, последние лучи дневного света.

То, как Гейнсборо написал фон, придает картине атмосферу, которая была характерна для картин, написанных в эпоху рококо и барокко. Настроение еще больше усиливает то, что кажется грозой, разразившейся в небе.

Это также может свидетельствовать о склонности Гейнсборо к написанию пейзажей; по некоторым данным, художнику больше нравилось писать пейзажи.

Цвет и свет: Красное соперничество

Когда читаешь о «культовой» картине Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик», чаще всего упоминается соперничество между Гейнсборо и сэром Джошуа Рейнольдсом, который был другим выдающимся портретистом 18 века, а также основателем Королевской академии искусств, первым президентом которой он был.

Рейнольдс, как сообщается, объяснил в своем восьмом «Рассуждении» в 1778 году использование теплых цветов по сравнению с холодными.

В своем «мнении» он заявил, что «световые массы в картине всегда должны быть теплого, мягкого цвета, желтого, красного или желтовато-белого, и что синий, серый или зеленый цвета должны почти полностью отсутствовать в этих массах и использоваться только для поддержки или выделения этих теплых цветов; для этой цели достаточно небольшой доли холодного цвета. Пусть это поведение будет обратным; пусть свет будет холодным, а окружающий цвет — теплым».

Другие художники Соединенного Королевства

Автопортрет (ок. 1748), сэр Джошуа Рейнольдс ; Джошуа Рейнольдс, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Рейнольдс сравнил свое описание с классическими стилями искусства Питера Пауля Рубенса или Тициана, «римских и флорентийских живописцев», все из которых делают «картину великолепной и гармоничной». Это описание часто сравнивали со стилем Гейнсборо, который, очевидно, использовал более холодные цвета.

Это описание использовалось в качестве возможного источника вдохновения, почему Гейнсборо написал картину «Голубой мальчик», но он написал ее почти за восемь лет до «Рассуждений» Рейнольдса, поэтому точность этой мотивации была поставлена под сомнение.

  Знаменитые страшные картины - исследование мрачных и жутких картин истории

Очевидно, что основным цветом Гейнсборо в этой картине является синий, и он создал эффект контраста темных цветов на заднем плане, которые кажутся состоящими из зелени и коричневого, с более светлыми и холодными цветами синего на переднем плане. Кроме того, синий — это цвет главного объекта, которым является мальчик.

Эта цветовая схема противоречила тому, что Рейнольдс говорил о том, какими должны быть картины.

В традиционно приемлемой картине доминирование синего цвета предпочтительно на заднем плане, а более теплые цвета доминируют над основным предметом. Гейнсборо, несомненно, выразил в этой картине свою собственную технику и восприятие, поэтому он известен как художник-новатор своего времени, особенно когда речь идет о портретной живописи.

Голубой мальчик картина работа кистью

Деталь, иллюстрирующая работу кистью на картине «Голубой мальчик» (ок. 1770) Томаса Гейнсборо; Thomas Gainsborough, Public domain, via Wikimedia Commons

Если мы посмотрим на работу кистью на картине Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик», то заметим, что в том, как художник наносит краску, есть кажущаяся легкость — от цвета и фактуры облаков до цвета и фактуры голубого костюма.

Важно помнить, что Гейнсборо был художником из Соединенного Королевства, и в основном его характеризуют как художника стиля рококо, который зародился во Франции. Стиль рококо изображал грандиозность жизни, особенно элегантность и аристократизм.

Мы можем почувствовать эту роскошь в манере художников рисовать, каждый мазок кисти пропитан стилистическими изгибами. Рококо часто называют игривым. Мы заметим, как Гейнсборо применяет здесь темы рококо, и еще раз подчеркнем, что его обучение у гравера Гравелота дало ему основы стиля рококо.

Голубая сказка

Картине «Голубой мальчик» уже более 200 лет, и она по-прежнему сохраняет блеск стиля, хотя мальчик на картине, по некоторым данным, не принадлежит к королевской семье. Тем не менее, Гейнсборо оставил нам свой уникальный стиль, который продолжал вдохновлять другие направления искусства на протяжении многих лет, а именно импрессионизм. Однако он также вдохновлял таких известных художников, как Джон Констебл, Дж Осеф Мэллорд Уильям Тернер и других.

Картина Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик» прошла, можно сказать, столетний путь, и теперь она почти прошла полный круг, где в 2022 году она вернется к своим корням в Англии лишь на короткое время, прежде чем снова вернется в Америку. Перевернув традиции портретной живописи, Томас Гейнсборо оставил нам картину, у которой действительно была голубая сказка.

Часто задаваемые вопросы

Кто нарисовал картину «Голубой мальчик»?

Голубой мальчик» был написан художником из Великобритании Томасом Гейнсборо в 1770 году. Это картина маслом на холсте, написанная почти в полный рост. Сейчас она хранится в Хантингтонской библиотеке, художественном музее и ботаническом саду в Сан-Марино, Калифорния.

Какова стоимость картины «Голубой мальчик»?

Картина «Голубой мальчик» была куплена американским бизнесменом Генри Эдвардсом Хантингтоном. По имеющимся данным, он купил картину в 1921 году за 728 800 долларов.

Была ли картина «Пинки» также написана Томасом Гейнсборо?

Картина «Пинки» (1794) не была написана Томасом Гейнсборо, который написал «Голубого мальчика» (ок. 1770). Многие считают, что это так, потому что она висит напротив картины «Голубой мальчик» в художественной галерее Хантингтона, и эти две картины похожи по стилю. Картина «Пинки» была написана Томасом Лоуренсом, который также был английским художником 18 века. Девушку, которую прозвали «Пинки», звали Сара Гудин Барретт Моултон.

Какой знаменитый фильм вдохновил «Голубого мальчика»?

Картина Томаса Гейнсборо «Голубой мальчик» послужила источником вдохновения для многих произведений поп-культуры 21 века, включая кино и телевидение. Она появилась в таких фильмах, как «Охотники за привидениями II» (1989), «Бэтмен» (1989), «Золушка III: поворот во времени» (2007) и других. Однако костюм «Голубого мальчика» получил широкое распространение в фильме режиссера Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2012). В этом фильме главный герой одет в синий костюм с белым кружевным воротником, имитирующий наряд мальчика на картине Гейнсборо.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий