Китайское искусство — вводный путеводитель по истории китайского искусства

Китайское искусство

Китай — одна из крупнейших стран мира, ее площадь составляет более 9000 квадратных километров, а проживает в ней более 1,4 миллиарда человек. Китай — большая и обширная страна, что также означает, что у него богатая история и культура. В этой статье мы рассмотрим различные факты о китайском искусстве и культуре.

Оглавление

Исторический обзор Китая

История китайского искусства уходит своими доисторическими корнями в древнекитайскую живопись. Чтобы мы могли лучше понять древнее китайское искусство, мы предоставим краткий исторический обзор, начиная с неолита и заканчивая многочисленными династиями, которые сформировали не только китайскую политику и общество, но и китайскую художественную культуру.

Зарождение Китая: Эпоха неолита

Если рассматривать историю Китая, то она начинается с раннего доисторического периода (более двух миллионов лет), когда на севере Китая в пещере Чжоукоудянь, расположенной в районе Фаншань в Пекине, были найдены окаменелости так называемого пекинского человека, или Homo erectus pekinensis.

История китайского искусства

Череп пекинского человека; kevinzim, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Эпоха неолита (новый каменный век) в Китае также датируется примерно 7000 г. до н.э. — 1700 г. до н.э. с различными культурами, которые были в основном охотничьими и земледельческими общинами. Они развивались и в других областях общественной жизни, например, строили дома, использовали различные орудия труда, приручали животных, а также изготавливали керамику, которая является важным аспектом искусства древнего Китая.

Краткий обзор китайских династий

Считается, что первая политическая и экономическая система в истории Китая зародилась, когда были установлены первые династии, или монархии. В общей сложности за всю историю Китая было 83 династии с более чем 500 императорами.

Многие источники утверждают, что она началась с династии Ся примерно с 2070 по 1600 год до н.э., которой правил император Юй Великий.

Однако сохранилось минимальное количество свидетельств, подтверждающих существование этой династии, и она была названа «мифической». Более того, источники утверждают, что она была придумана династией Чжоу, которая правила после династии Шан, сменившей Ся (для упрощения, это была династия Ся, затем династия Шан, а затем династия Чжоу, но мы рассмотрим их подробнее ниже).

Примерные территории династий в Китае. Нарисовано Яном Киу; Pojanji, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Династия Шан (также известная как династия Инь) правила с 1600 по 1046 год до нашей эры, ее корни уходят в долину Желтой реки. В результате различных раскопок существование этой династии было подтверждено фактами. Желтая река считается второй по длине рекой в Китае и была истоком или «колыбелью» китайской цивилизации. Эта эпоха была отмечена многочисленными достижениями, такими как письменность, астрономия, математика, и тем, что иногда понимается как «ранний бронзовый век».

Династия Чжоу правила примерно с 1050 по 221 год до н.э. и имела много общих черт с предыдущей династией Шан. Этот период также обозначается как «поздний бронзовый век» Китая. Другим важным политическим инструментом, который использовался и применялся в этот период, был Мандат Неба. Это была философия и система верований, согласно которой Небо («Тянь») решало, когда правитель должен быть свергнут и сменен следующим законным правителем.

В это время также развивались философии Конфуция и Лаоцзы, соответственно конфуцианство и даосизм. Эти философии стали мировыми образцами мысли и существуют по сей день.

Династия Чжоу правила более 700 лет и была одной из самых долгоправящих династий в истории древнего Китая. Она закончилась из-за последовавших войн и конфликтов между отдельными государствами, и когда король был вынужден бежать в восточную столицу, Лойи, возникла династия Восточная Чжоу (это было в период с 771 по 221 год до н.э.). В дальнейшем в этом периоде была выделена первая половина, называемая периодом Весны и Осени, и вторая половина, называемая периодом Воюющих государств (475 — 221 гг. до н.э.).

Карта истории китайского искусства

Государства династии Западная Чжоу (1046-771 гг. до н.э.); Philg88, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Династия Цинь (221-206 гг. до н.э.) возникла в результате конфликтов периода Воюющих государств, первым императором стал цзиньский король Чжэн. Династия Цинь правила недолго и положила начало новым системам, которые организовали государство и заложили основы, ставшие структурой китайского правительства. Это была также первая императорская династия в Китае.

Династия Цинь отличалась тем, что была централизованной, а правящая власть была единой по сравнению с предыдущими династиями, разбросанными по разным государствам, которые в конечном итоге воевали друг с другом за власть (как упоминалось выше).

Династия Цинь пала после смерти первого императора и гражданской войны, положившей начало последующей династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.).

Династия Хань управлялась Лю Баном, иначе императором Гаоцзу из Хань, и как вторая императорская династия привнесла много нового в Китай. Она была отмечена как период расцвета в различных аспектах, экономическом, а также создания новых торговых маршрутов, таких как Шелковый путь, который доходил до Средиземноморья.

Карты истории китайского искусства

СЛЕВА: Карта династии Цинь и ее административных подразделений; SY, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons | СПРАВА: Царства и военачальники династии Хань в 195 году до н.э.; Esiymbro, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Династия Хань делилась на Западную Хань (202 г. до н.э. — 9 г. н.э.) и Восточную Хань (25 — 220 г. н.э.). В этот период сменилось более 20 императоров, причем император У был одним из самых долгоправящих (более 50 лет). Когда династия Хань пала, в период с 220 по 589 гг. н.э. между государствами произошел раскол. Это время стало известно как период Трех царств, когда правили три государства — У, Вэй и Шу.

Период разделения продолжался около 400 лет и был вновь объединен только при династии Суй (581-618 гг. н.э.).

Династия Суй была недолгой, ее сменила династия Тан (618 — 907 гг. н.э.). Последующие династии: династия Сун (960-1279 гг.), династия Юань (1271-1368 гг.), династия Мин (1368-1644 гг.), династия Цин (1644-1911/12 гг.), а затем то, что обозначает Китай как современный период, с 1912 года по настоящее время. Китайская Республика была основана в 1912 году.

  Как нарисовать яблоко - увлекательный и простой самоучитель рисования яблока для начинающих

Карта китайской художественной культуры

Сравнение административных делений Китайской Республики и Китайской Народной Республики; Electionworld, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В течение всех имперских периодов происходили значительные изменения в развитии Китая и периоды войн и конфликтов, которые разделяли государства и вновь объединяли их под имперским правлением. Период разделения после династии Хань — это время развития и распространения влияния буддийской религии, когда было построено множество храмов.

Династия Тан, например, была отмечена как Золотой век в истории Китая с улучшенными экономическими и военными структурами, а также процветающей культурой.

Шелковый путь стал процветающим торговым маршрутом, который позволил культурам обмениваться различными товарами, такими как текстиль, металлы и стекло. Это способствовало дальнейшему развитию и созданию произведений китайского искусства в виде керамики и живописи.

Что такое китайское искусство?

История китайского искусства охватывает все виды изобразительного искусства, возникшие в Китае и созданные китайскими культурами и художниками. Она характеризуется множеством различных видов, начиная от неолитической керамики и заканчивая каллиграфией, живописью, поэзией, фарфором, бронзой, резьбой по нефриту и многим другим. Оно начинается с доисторической эпохи и заканчивается в настоящее время, в эпоху современности. Традиционное китайское искусство имеет общие черты, однако в рамках каждой династии оно создавалось по-разному, что является ключевыми отличительными периодами, отмечающими развитие китайского искусства.

Ниже мы обсудим некоторые ключевые характеристики, лежащие в основе китайского искусства, а также рассмотрим значительные произведения китайского искусства в различных формах.

Характерные черты китайского искусства

Общие характеристики, лежащие в основе китайского искусства и придающие ему характер, происходят из философских, религиозных и культурных представлений. Китайская культура всегда ценила природу и присущее ей значение. Мы увидим, что самые разнообразные сюжеты часто представляют собой природные элементы, например, листву и растения, такие как бамбук, цветы, животных, похожих на птиц, а также изображения пейзажей.

Символы китайского искусства

Символы, используемые в древнем китайском искусстве, из книги «Декоративный текстиль; иллюстрированная книга о покрытиях для мебели, стен и пола, включая дамаски, парчу и бархат, гобелены, кружева, вышивку, ситец, кретон, драпировку и отделку мебели, обои, ковры и ковровые покрытия, резные и иллюминированные кожи» (1918); Internet Archive Book Images, No restrictions, via Wikimedia Commons.

Это неотъемлемое значение природы вращалось вокруг более глубокой веры в духовные аспекты жизни, а внешний мир был «проявлением» этого. Художники стремились изобразить глубокие смыслы жизни и Вселенной. Это также связано с сильными моральными и этическими убеждениями многих художников.

Каллиграфия и пейзажная живопись были двумя наиболее важными видами (или «высшими формами») китайского искусства. Пейзажная живопись изображала более идеальные сцены природы, но иногда они не были истинным отражением реального ландшафта.

Например, изображения гор представляли идею неба, поскольку они поднимались вверх к более высоким аспектам природы и, в конечном счете, к духовному. Другие изображения должны были вдохновлять людей, которые смотрели на произведение искусства.

Китайские художники были последователями конфуцианства, и их моральные взгляды отражались в их искусстве. Китайские произведения искусства иногда выглядят более простыми и минимальными в своих изображениях без необходимости выпячивать свои таланты или мастерство художника. Китайские произведения искусства часто отражают моральный облик самих художников.

Факты о китайском искусстве

Конфуций в картине «Конфуций и его ученики Яньцзы и Хуэйцзы у «абрикосового алтаря»» (середина XVII века), автор Кано Танъю (1602-1674); Кано Танъю (1602-1674), Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Еще один важный момент, касающийся китайских художников и каллиграфов, заключается в том, что большинство художников также имели сильное научное образование, фактически, это стало обязательным условием для того, чтобы стать художником, иметь знания о других мастерах искусства.

Придворное искусство было еще одним аспектом китайского искусства, художники часто получали заказы от покровителя или императорского двора. Этот вид искусства служил украшением интерьера их дворцов, различных зданий и гробниц.

Виды китайского искусства

Существует множество факторов, способствующих развитию китайского искусства, и важно помнить об эволюции этих форм на протяжении развития каждой династии и периодов конфликтов. Некоторые виды искусства служили различным целям и значениям.

С течением времени художники использовали различные средства и поверхности.

Китайская живопись

У нас есть то, что по-китайски называется wenfang sibao, или «Четыре сокровища мастерской ученого» — это была важная часть навыков и инструментов китайских художников и каллиграфов. Она состояла из бумаги, кистей, туши и тушечницы. Считается, что она возникла в период с 420 по 589 год н.э., во времена Южной и Северной династий.

Однако считается, что кисть как художественный инструмент в китайской художественной культуре возникла еще в эпоху неолита и использовалась и рассматривалась как творческий инструмент в период с 476 по 221 год до н.э., то есть во времена «Воюющих государств» в истории Китая.

Для изготовления кисти обычно использовали шерсть животных, которая была разной толщины. Затем она крепилась к палочке, которая обычно была бамбуковой.

Китайская художественная культура

Четыре сокровища китайской каллиграфии; Immanuel Giel, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons.

Картины обычно создавались на бумаге, которая затем крепилась на шелк. Существовали различные способы крепления картин, например, свитки в виде рук или свисающие свитки, веера, листья, выполненные в виде альбомных листов, и другие.

Подвесные свитки имели вертикальную форму и поддерживались деревянными стержнями и планками в качестве груза, чтобы картина висела на шнуре и оставалась открытой.

Они также могли легко сворачиваться. Ручные свитки также обычно сворачивались и доставались для просмотра в особых случаях. Их рассматривали справа налево, по мере разворачивания появлялись различные сцены, и зрители принимали в этом участие как в церемониальном действе.

Примером может служить свиток с простым названием «Горный пейзаж» (ок. 1600-х гг.), выполненный Дун Цичаном во времена династии Мин. На картине размером 95,5 на 41 сантиметр изображен горный пейзаж с различной растительностью. Картина написана таким образом, что наши глаза, как зрителей, направлены вверх, к вершине горы на заднем плане (около верхней части свитка). Мы также замечаем, как художник создал глубину картины, выделив участки более темными оттенками чернил.

  Жорж Сёра - взгляд на Жоржа Сёра как художника

Китайское искусство

Горный пейзаж (ок. 1617), автор Дун Цичан, династия Мин; Дун Цичан, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Примером хэндскролла является картина, написанная в конце 1900-х годов Чжу Сюли, который переработал традиционное китайское искусство в своем хэндскролле под названием «Пейзаж» (1985-1989). Это репродукция того, что мы видим в традиционных хэндскроллах. На ней изображен пейзаж с домами и различными видами деревьев. Изображение выполнено плавными линиями и динамичной текучестью.

Другие виды китайской живописи включают веера, например, «Пейзаж в стиле Янь Вэньгуй» (ок. 1707 г.) Ван Хуэя, написанный в стиле известного художника X века Янь Вэньгуй и изображающий классический пейзаж в качестве сюжета. Мы замечаем несколько деревьев слева и павильон в правой части композиции. Характерные чернильные пометки очерчивают горы на заднем плане, кроме того, чернильные пометки имеют горизонтальную и вертикальную форму.

Традиционное китайское искусство

Пейзаж в стиле Янь Вэньгуй (ок. 1707), Ван Хуэй; Метрополитен-музей, CC0, via Wikimedia Commons

Рядом с изображениями мы также замечаем различные каллиграфические надписи, украшающие среднюю левую часть веера, которые, как сообщается, были выполнены другими художниками наряду с Ван Хуэем. Ван Хуэй был частью нескольких других художников, группа называлась «Четыре Ванга», которые работали в период правления династии Цин с 1644 по 1911 год.

Веера обычно изготавливались для подарков, их тематикой была типичная пейзажная живопись.

На веерах, как и на вышеупомянутом веере, были надписи. Надписи часто варьировались как комментарии и заметки от коллег. Также существовали различные типы вееров, например, одни были сделаны из жесткого шелка, а другие — из бумаги. Они крепились между бамбуковыми палками в качестве опоры.

Другие примеры пейзажных картин одного из известных художников, Фань Куана, который писал картины во времена династии Сун с 960 по 1279 год н.э. Куань хорошо известен своими пейзажными картинами с изображением гор и природных условий, которыми он неизбежно вдохновлялся. Во многих источниках о нем говорится, что он жил как затворник, вдали от политики конфликтов периода «Пяти династий».

Древнекитайское искусство

Путешественники у ручьев и гор (ок. 1000) Фань Куань; Фань Куань, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

В его работе под названием «Путешественники у ручьев и гор» (ок. 1000 г. н.э.) присутствует элемент изображения поиска истины. Художник также находился под влиянием неоконфуцианской мысли того времени, которая почитала чувство истины, исходящее от мира природы. Вышеупомянутая картина, выполненная в формате свитка высотой около 7 футов.

Композиция разделена на три аспекта, а именно: большие валуны на переднем плане, проем в середине картины с различными деревьями и отростками листвы, и задний план, переходящий в высокие горы, вершины которых увенчаны кустистой листвой.

На картине есть и другие детали, которые подчеркивают масштаб гор по сравнению с мелкими деталями.

Например, люди и ослы в правом нижнем углу, а также храм, спрятанный между деревьями. Масштаб фигур на фоне масштаба возвышающихся гор говорит о необъятности пейзажа Куана и его величественных качествах.

Мы заметим еще большее мастерство в технике художника, чтобы передать предмет как можно более детально. Мазки кисти имеют разную степень толщины, мы видим это в горных расщелинах. Кроме того, художник также использовал размывку туши и точки для создания текстуры.

Другой пример — картина «Ценящая хризантему в горшке в спокойствии» художника Шэнь Чжоу династии Мин. На этой картине изображен пейзаж с беседкой, стоящей в крайней правой части горизонтальной композиции.

Древнекитайское искусство

Картина «Ценящая хризантему в горшке в спокойствии» (династия Мин), автор Шэнь Чжоу; общественное достояние, ссылка

Под навесом четыре фигуры, три из которых сидят за столом, а четвертая стоит слева и держит в руках какой-то кувшин. За балдахином стоит ряд хризантем в горшках. Остальная часть пейзажа заполнена деревьями.

Мы также обратим внимание на характерные каллиграфические надписи слева от картины — это стихи.

Картина «Одиннадцать драконов» (ок. 15 в.) работы Чэнь Жун периода династии Мин — это еще один свиток, на котором изображены одиннадцать драконов вместе со свитком длиной 16 футов. Все драконы изображены динамично на горных утесах и облаках.

Цвет драконов — однотонные чернила, а также детальные линии, очерчивающие формы и очертания. Драконы были мощными символами на протяжении всего древнекитайского искусства и символизировали различные качества силы, такие как мужественность, а также атрибуты императорской власти или королевской власти и мудрости.

Китайская керамика

Китайская керамика восходит к доисторическому периоду, когда она использовалась как для утилитарных целей, так и для погребения, поскольку многие из них были извлечены из мест захоронений и известны как погребальные кувшины. Китайская керамика на протяжении веков развивалась во многих различных стилях и формах как традиционное китайское искусство. Керамика эпохи неолита также расписывалась и украшалась путем вырезания узоров по форме.

Китайское гончарное искусство также охватывает керамику и фарфор. Если мы посмотрим на китайский фарфор, то увидим огромное количество изысканно украшенных изделий, что свидетельствует о присущем этому виду китайского искусства художественном мастерстве.

Китайское искусство

Сине-белое фарфоровое блюдо в форме лилии лотоса с санскритской вязью. Цзиндэчжэнь, Китай, династия Мин, период Ваньли, 1573-1619 годы; Daderot, Public domain, via Wikimedia Commons

Сине-белый фарфор был широко распространен в Китае в 1300-х годах и использовался в храмах, это была также широко распространенная форма фарфора с синей подглазурной росписью вместо красной подглазурной росписи. Красная подглазурная роспись также производилась во времена династии Юань (1279 — 1368 гг. н.э.).

Когда мы посмотрим на некоторые примеры, мы заметим различные рисунки и узоры на разных типах сосудов. Сине-белый фарфоровый кувшин (ок. начала 15 века), принадлежащий династии Мин, изображает цветочные узоры, нанесенные на большую часть кувшина. У кувшина большое брюшко, которое сужается к более широкому горлышку и отверстию (считается, что у кувшина также была крышка).

Китайский художественный фарфор

Сине-белый фарфоровый кувшин, 15 век, династия Мин; Музей Метрополитен, CC0, via Wikimedia Commons

  Как нарисовать сферу - простой и понятный самоучитель рисования сферы

История китайского искусства кажется почти неполной без упоминания знаменитых воинов Терракотовой армии из гробницы первого китайского императора времен династии Цинь (ок. 210 г. до н.э.) — шедевров китайской скульптуры, сохранившихся до наших дней. Воины были найдены в уезде Линьтун провинции Шэньси в 1974 году в «ямах» или подземных камерах, которые были выкопаны фермерами.

Они были обнаружены в виде различных терракотовых фрагментов, которые оказались целой армией терракотовых воинов, созданных для защиты гробницы (мавзолея) императора Цинь.

Все фигуры были разного размера и роста, а также лошади, колесницы и множество других фигур, таких как музыканты и силачи, которые, как считалось, должны были развлекать императора в загробной жизни. Некоторые из более важных фигур, такие как генералы, были изваяны более высокими, чем другие фигуры воинов. Другими словами, размер указывал на «роль».

Китайские скульптурные воины

Воины терракотовой армии, династия Цинь, ок. 210 г. до н.э.; Уилл Клейтон из Блэкберна, Великобритания, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Терракотовые воины дают нам несколько интересных фактов о китайском искусстве, указывается, что было около 8000 фигур воинов, а источники сообщают, что было найдено еще больше фигур, более 100 колесниц и более 600 лошадей.

Это не только одна из крупнейших археологических находок в истории, но она также считается восьмым чудом света.

Предполагается, что на создание этой огромной терракотовой армии ушло около 40 лет, а над ее завершением трудилось около 700 000 человек. Детализация каждой терракотовой фигуры — еще одно свидетельство мастерства древнекитайского искусства и китайской скульптуры. Рассматривая каждую фигуру, можно заметить, что каждая из них индивидуальна и выполнена в мельчайших деталях, начиная от черт лица и заканчивая одеждой. Когда их обнаружили, на некоторых терракотовых фигурах еще сохранились остатки краски, которой их покрывали.

Другие произведения китайского искусства

Древнее китайское искусство не ограничивается только каллиграфией и живописью, существует множество других видов искусства в истории китайского искусства. Среди них можно выделить китайские ритуальные бронзовые изделия, которые изготавливались как часть могил. Существует значительная коллекция этих бронзовых изделий, выполненных с невероятным мастерством и искусностью.

Бронзы также были выполнены в различных формах, например, некоторые из них были в форме различных животных.

Помимо основного использования в ритуальных целях, бронзу изготавливали и по другим причинам. Сообщается, что во времена династии Сун бронзу изготавливали по разным причинам, например, как сосуды для воды, вина, пищи, жертвоприношения, измерения, контейнеры для оружия, музыкальные инструменты и др.

Китайская скульптура

Бронзовый сосуд из каури, династия Западная Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.). Раскопки в Цзиньнине, провинция Юнань, 1956 г.; Editor at Large, CC BY-SA 2.5, via Wikimedia Commons

Китайское искусство: Тогда и сейчас

Китайское искусство, безусловно, развивалось с доисторических времен и по сей день продолжает развиваться. В 1949 году Китай стал республикой, и искусство было создано таким образом, чтобы прославить различные государственные структуры. Среди видов искусства были картины, плакаты, керамика, гравюры на дереве и различные другие пропагандистские произведения.

Из-за других конфликтов в 1900-х годах китайское искусство было ограничено в своем выражении, однако с 1980-х годов наблюдается новое расширение и свобода выражения китайского искусства. Стало больше экспериментов с новыми формами и техниками, а также создание искусства для китайской культуры, пересмотр традиционных форм китайского искусства.

Китайское искусство — это континентальное искусство, оно охватывает весь Китай и является творением сердец и умов его жителей. От самых ранних ископаемых находок до новейшего современного китайского искусства, оно дошло до остального мира разными путями, но, несомненно, оставило свой след как одно из крупнейших художественных движений в мировой истории искусства.

Часто задаваемые вопросы

Когда впервые появилось китайское искусство?

Китайское искусство появилось еще в эпоху неолита (новый каменный век), датируемую примерно 7000 г. до н.э. — 1700 г. до н.э. История Китая начинается в ранние доисторические времена (более двух миллионов лет), когда на севере Китая в пещере Чжоукоудянь, которая находится в районе Фаншань в Пекине, были найдены окаменелости так называемого пекинского человека, или Homo erectus pekinensis. Китайское искусство развивалось вплоть до наших дней и разработало новые современные формы и техники, охватившие весь мир искусства.

Каковы некоторые из основных форм китайского искусства?

Каллиграфия, живопись и поэзия были одними из основных форм китайского искусства. Их также называли «тремя совершенствами». Художники часто использовали и комбинировали эти три вида искусства для создания произведений. Каллиграфия была важной частью китайской художественной культуры, так как она была и остается рукописным письмом, и при ее написании проявлялась тщательная забота и намерение. Поэзия и написание стихов также были важным условием для сдачи определенных экзаменов.

Каковы характерные черты китайского искусства?

Общие характеристики, которые придают китайскому искусству его характер, происходят из философских, религиозных и культурных представлений. Китайская культура всегда ценила природу и ее значение. Разнообразные сюжеты часто состоят из природных элементов, например, листва и растения, такие как бамбук, цветы, похожие на жизнь животных птицы, а также пейзажи гор и рек. Кроме того, религия и моральные убеждения буддизма, даосизма и конфуцианства были важными факторами, влияющими на то, как художники создавали искусство и его глубинный смысл. Кроме того, суд также был фактором, влияющим на то, как люди создавали искусство и для каких целей оно служило.

Что такое китайская живопись?

Древнекитайская пейзажная живопись была одной из основных форм живописи, и часто ее также называют «высшей» формой живописи. Художники изображали пейзажи с горными районами и реками, ведь китайское слово «пейзаж» состоит из двух иероглифов, которые означают «горы и вода». Картины обычно создавались на бумаге, которая затем крепилась на шелк. Живопись также выполнялась подобно каллиграфии, например, кисть обмакивалась в пигменты туши разных цветов. В китайской живописи также существовало две техники: «гунби» (что означает «тщательная») и «тушь и смывка». Существовали различные способы крепления картин, например, свитки в виде рук или свисающие свитки, веера и альбомные листы.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector