«Охотники на снегу» Брейгеля — зимняя картина Питера Брейгеля Старшего

Охотники на снегу Брейгель

Представьте себе зимнюю сцену: охотники возвращаются с охоты, люди катаются на коньках, играют в хоккей, катаются на санках и просто занимаются своими повседневными делами, совершенно не замечая, что вы наблюдаете за ними с высоты птичьего полета. Это всего лишь один момент, запечатленный навечно художником Северного Возрождения Питером Брейгелем Старшим — давайте посмотрим внимательнее.

Оглавление

Аннотация художника: кем был Питер Брейгель?

Питер Брейгель Старший принадлежал к эпохе Северного Возрождения. Он был фламандским художником. Предположительно, он родился около 1525 года. По имеющимся данным, он был родом из Бреды, города на юге Нидерландов. Он работал у нескольких фламандских художников и издателей, а именно у Петера Балтенса в качестве ассистента для алтарного образа и у Иеронима Кока в качестве гравера. Он также учился у Питера Кокка ван Аельста.

Питер Брейгель Старший

Портретная гравюра Питера Брейгеля Старшего, 1572 год; приписывается Йоханнесу Вириксу, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В Антверпене, куда переехал Брейгель, он получил заказ на роспись триптиха алтаря в 1550 году, а также стал членом гильдии Святого Луки в 1551 году, что помогло начать его карьеру художника. Он был вдохновлен и находился под влиянием Иеронима Босха и путешествовал по Италии, восхищаясь пейзажами Альп.

На протяжении всей своей жизни он получал многочисленные заказы и стал широко известен благодаря своему пейзажному искусству, его помнят как одного из последних художников Северного Возрождения.

Охотники на снегу Питера Брейгеля Старшего в контексте

Охотники на снегу» (1565) Брейгеля — знаменитая жанровая картина, изображающая зимний сезон и созданная с характерных для художника воздушных точек обзора. Однако в этой картине есть нечто большее, чем просто то, что принято называть «зимней страной чудес». В этой статье мы дадим анализ «Охотников на снегу».

Анализ картины

Охотники на снегу (1565), Питер Брейгель Старший; Питер Брейгель Старший, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Сначала мы проведем небольшой контекстуальный анализ, рассмотрев социально-исторический контекст, в котором Брейгель писал картины в 1500-х годах. Что именно происходило в это время в европейской истории? Это было совсем другое время, чем стиль итальянского Возрождения, и протестантская Реформация оказала значительное влияние на искусство, а также на символику «Охотников на снегу».

Во-вторых, мы обсудим сюжет и другие стилистические аспекты (формальный анализ) картины, например, как Брейгель использовал цвет, свет и перспективу, ведь многие его работы характерно изображены под углом.

Художник Питер Брейгель Старший
Дата написания 1565
Средство Масло на панели
Жанр Пейзажная живопись
Период / движение Северное Возрождение (Нидерланды)
Размеры 117 x 162 см
Серия / Версии Часть серии из 12 пейзажей, изображающих различные времена года
Где находится? Исторический музей Кунста, Вена
Сколько стоит Нет в наличии

Контекстуальный анализ: Краткий социально-исторический обзор

Протестантская Реформация была актом, направленным против католической церкви и различных действий папы Льва X, который сделал обычным делом продажу индульгенций. В 1517 году в Германии об этом узнал Мартин Лютер, который стал одним из пионеров Реформации. Лютер был также популярен благодаря своим Девяноста пяти тезисам, в которых он пытался оспорить то, что пропагандировало папство. Хотя это краткий обзор событий, произошедших в начале и во время становления протестантской Реформации.

Важно отметить, что производство и цель искусства были разными для католической церкви и протестантов, и именно в этом заключается смысл нашего анализа «Охотников на снегу».

Протестантское искусство стремилось изображать повседневные сцены и повседневных людей, что затрагивало более глубокие, более интимные отношения с Богом. Это противопоставлялось иконоборческим изображениям религии и религиозных деятелей, включая святых, которые делала католическая церковь.

  Искусство гиперреализма - лучшие гиперреалистические картины и художники

Другие картины Питера Брейгеля Старшего

Детские игры (1560), Питер Брейгель Старший; Питер Брейгель Старший, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Протестанты отошли от изображения религиозной тематики, однако различные секты внутри протестантизма придерживались различных правил, и некоторые изображали религиозную тематику, но основной темой протестантского искусства было «скромное» изображение людей и жизни.

Питер Брейгель Старший был фламандским художником, который писал сцены с моралистическими темами и повествованиями, часто используя различные пословицы или идиомы в качестве визуальных олицетворений. Он также писал многочисленные пейзажные сцены, и часто все картины Питера Брейгеля были выполнены в деталях, требуя от зрителя потратить время на изучение каждой части композиции и ее значения.

Брейгель также был известен как «крестьянин Брейгель», поскольку во многих своих картинах он изображал повседневную жизнь и занятия крестьян. Некоторые даже утверждают, что он был крестьянином, но источники говорят о том, что он был образованным человеком.

Это важный момент, который необходимо помнить о Брейгеле, чтобы лучше понять тематику его картин.

Картины Питера Брейгеля Старшего

Крестьянская свадьба (1566-1569), Питер Брейгель Старший; Питер Брейгель Старший, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Картина «Охотники на снегу» была заказана банкиром из Антверпена Николасом Йонгелинком. Эта конкретная картина является частью серии других картин, изображающих различные сезонные времена года, которые также были написаны по заказу Йонгелинка. В настоящее время существует только пять картин, включая эту, на которой изображена глубокая зима в декабре и январе.

Остальные четыре картины — «Весна», «Хмурый день» (1565) — относятся к февралю и марту; «Лето», «Сбор сена» (1565) — к июню и июлю; «Позднее лето», «Сборщики урожая» (1565) — к июлю и августу; и «Начало зимы», «Возвращение стада» (1565) — к октябрю и ноябрю.

Изображение времен года и соответствующих им месяцев, включая различные виды деятельности, было обычной частью художественной традиции в таких областях, как Северная Европа.

Сезонные картины Брейгеля являются свидетельством этой традиции; другой известный пример картин такого типа, написанных братьями Германом, Полем и Жаном де Лимбургом, — «Богатые дни герцога де Берри» (1413-1416). Это иллюминированная рукопись, написанная для герцога Беррийского, также изображающая двенадцать месяцев года и соответствующие времена года.

Похожая символика Охотники на снегу

Труды месяцев в Tres Riches Heures du Duc de Berry , 1410-е годы; братья Лимбур и другие, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Формальный анализ: Краткий композиционный обзор

Ниже мы рассмотрим тему «Охотников на снегу» Брейгеля и некоторые стилистические аспекты, которые художник использовал, чтобы рассказать историю этой зимней пейзажной сцены. Интересно отметить, что хотя эта сцена кажется идиллической в своем зимнем великолепии, она также стала темой для многих рождественских открыток, и нам, наверное, тоже хочется выпить горячего шоколада перед уютным камином, глядя на нее.

Однако условия в это время были не такими романтизированными, какими они кажутся с нашей точки зрения.

С 16-го по 19-й век северные регионы переживали так называемый Малый ледниковый период. В этот период наблюдалось увеличение количества льда и снега, а также серьезные перебои с производством продуктов питания, что привело к голоду и смерти. Также были введены многочисленные ограничения, чтобы уменьшить разрушения, вызванные холодной погодой.

Предмет исследования

Начиная с левого нижнего угла композиции, мы видим трех охотников и свору охотничьих собак. И мужчины, и собаки выглядят подавленными, их позы говорят о том, что охота не была удачной.

Единственным видимым свидетельством охоты является мертвая лиса, перекинутая через правое плечо самого дальнего от нас мужчины. Улик, ускользнувший от охотников, виден в следах кролика, который лежит перед ближайшим к нам охотником.

  "Терраса кафе ночью" Ван Гога - анализ картины "Терраса ночью"

Охотники на снегу Брейгель

Деталь картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» (1565); Питер Брейгель Старший, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

Крайний слева — трактир, в котором пять человек (четверо взрослых и один ребенок) готовят жаркий огонь. Очевидно, это была подготовка к обычаю клеймения свиней. Вывеска трактира висит на одном крюке чуть правее. На вывеске изображен олень по имени Святой Хубертус, который является покровителем охотников. Надпись на голландском языке Dit is Guden Hert , что в переводе с английского означает «Это золотой олень».

Охотничья группа приближается по заснеженному склону вниз к небольшой деревне. Когда мы почти возвращаемся в деревню вместе с ними, мы видим, как вороны, сидящие на стволах деревьев, улетают и пролетают прямо под замерзшей рекой. В правой части композиции также видна сорока, летящая в сторону. Замерзшая река внизу кажется разделенной на две части, между которыми находится заснеженная набережная.

Люди катаются на коньках, играют в хоккей и крутят верхушки, а прямо под наклонным берегом справа мы видим две фигуры, катающиеся на санках, одна из которых тянет другую к небольшому мосту.

Деталь картины

Деталь картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» (1565); Питер Брейгель Старший, Общественное достояние, через Wikimedia Commons

По маленькому мостику слева идет женщина, несущая большой сноп, похоже, почерневшей пшеницы. Недалеко от фигур, катающихся на санках, стоит мужчина, с любопытством возится с ветками деревьев — что он делает? Справа на заднем плане видны нависшие и зазубренные вершины снежных гор с разбросанными тут и там деревьями. Есть признаки других домов и зданий, все они исчезают в туманном снежном пейзаже.

Интересным фактом об этом зимнем пейзаже является то, что Брейгель не писал его с реального места, а объединил различные места и пейзажи для его создания. У него были знания о различных местах, в которых он бывал, в частности, о его путешествиях в Альпы, что, вероятно, послужило вдохновением для создания гор, которые мы видим на этой картине.

Если мы увеличим масштаб

В соответствии со стилем Брейгеля, на этой картине есть множество деталей и нарисованных жемчужин, на которые стоит обратить внимание — возможно, вам просто придется взять чашку горячего шоколада и долго смотреть на нее, чтобы найти их, иначе они останутся незамеченными.

Вдалеке, прямо за церковным шпилем, мы видим дом с ревущим пламенем, вырывающимся из дымохода, несколько мужчин пытаются укротить огонь, пока он не стал еще сильнее. Мы видим двух мужчин, уже поднимающихся по лестнице к дымоходу, и человека на земле с другой лестницей. С другой стороны небольшого дугообразного моста подходят двое мужчин с другой лестницей.

Среди других деталей — замерзшая водяная мельница, похоже, что на дальнем берегу реки кто-то стреляет в птиц, а вдалеке виднеется еще одна деревня и разбросанные дома.

Символизм картины «Охотники на снегу

Хотя Брейгель изобразил сцену, наполненную повседневной деятельностью жителей деревни, смысл, переданный им в этой сцене, гораздо глубже. Считается, что Брейгель затронул идею о том, что природа и ее мощь, особенно в холодное зимнее время, подчеркивает уязвимость нас, людей, живущих в самой гуще событий. Кажется, что в это время мы находимся в милости у Бога. Это подчеркивает бессилие людей, которое мы ясно видим на картине, когда охотники идут на охоту.

Цвет и свет

Цвета, использованные Брейгелем в картине, в основном состоят из светло-зеленого для неба и реки и белого для снега. Более темные цвета разбросаны вокруг, например, на зданиях, собаках, деревьях, птицах и различных других объектах.

Некоторые здания слева также окрашены в темно-желтый цвет, что создает контраст с белым снегом прямо рядом с ними. Мы видим больше тепла в оранжевых и желтых тонах в огне слева.

Такая композиция цветов создает атмосферу холодного и пасмурного дня, усиливая мрачное влияние зимы, хотя, несмотря на зимние условия, среди жителей деревни ощущается общее спокойствие и безразличие.

  Робер Делоне - взгляд на художника, стоящего за картинами Робера Делоне

Охотники на снегу Брейгель Деталь картины Охотники на снегу Брейгель

Деталь картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» (1565); Karmakolle, CC0, via Wikimedia Commons

Перспектива

Перспектива в картине Брейгеля «Охотники на снегу» создается благодаря тому, что четыре дерева на переднем плане выстроились прямо друг за другом, направляя наш взгляд вниз по склону, что еще больше подчеркивается другой линией деревьев, расположенных дальше по склону и лишь заглядывающих нам в глаза.

Такая структура создает ощущение глубины, включая наклонный передний план в более плоскую равнину внизу, образующую замерзшую реку и плоскую землю вдали.

Мы как будто являемся частью возвышенной горной местности, которая окружает композицию, занимая большую часть правой стороны. Это также указывает на другой важный аспект творчества Брейгеля — угол, который он использовал для изображения своих пейзажных сцен. Мы, зрители, всегда смотрим на сцену с возвышенного угла.

Перспектива картины

Перспектива в картине «Охотники на снегу» (1565) Питера Брейгеля Старшего; Питер Брейгель Старший, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Среди величайших картин Северного Возрождения

Картина Брейгеля «Охотники на снегу» — лишь один пример из многих, демонстрирующих нам художественное мастерство и талант Питера Брейгеля Старшего. Два его сына, Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, продолжили его творческое наследие. Помимо этого, стиль Брейгеля Старшего также повлиял на формирование голландской живописи Золотого века в 1600-х годах, в центре внимания которой были пейзаж и голландская культура.

Питер Брейгель Старший также вдохновил других известных художников, таких как Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн, работавших в стиле барокко. Он был пионером в стилях искусства Северного Возрождения и создал, так сказать, иной пейзаж и темы по сравнению со стилем итальянского Возрождения.

Часто задаваемые вопросы

Что означает картина Брейгеля «Охотники на снегу»?

Хотя Брейгель изобразил сцену, наполненную повседневными делами жителей деревни, считается, что Брейгель затронул идею о том, что природа и ее сила, особенно в холодное зимнее время года, подчеркивает уязвимость людей, которые на этой картине живут в самой гуще событий. Кажется, что в эти времена мы находимся в милости у Бога. Это подчеркивает бессилие людей.

Кто заказал картину Брейгеля «Охотники на снегу»?

Картина «Охотники на снегу» была заказана банкиром из Антверпена Николасом Йонгелинком. Ему принадлежали и другие картины, входившие в серию, изображавшую сезонные циклы года. По-видимому, в настоящее время существует только пять. Картина «Охотники на снегу» (1565) посвящена зимним месяцам — декабрю и январю. Другие четыре картины — «Хмурый день» (1565) — относятся к весеннему периоду февраля и марта; «Сбор сена» (1565) — к летнему периоду июня и июля; «Жатва» (1565) — к концу лета, переходящему в осень, июль и август, и «Возвращение стада» (1565) — к началу зимнего периода октября и ноября.

Что такое «Охотники на снегу»?

Охотники на снегу» — это картина Питера Брейгеля Старшего в стиле Северного Возрождения, написанная в 1565 году. Однако она послужила источником вдохновения для многих других произведений поп-культуры, таких как литература и кино, а также для их названий, например, для короткого рассказа «Охотники на снегу» (1981) американского писателя Тобиаса Вулфа. Она также упоминается в нескольких фильмах российского режиссера Андрея Тарковского «Солярис» (1972) и «Зеркало» (1974), а также в фильме шведского режиссера Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании» (2014).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Start-Good
Добавить комментарий

Adblock
detector